Качиньский представил доклад с результатами собственного расследования обстоятельств трагедии в среду вечером. В документе сказано, что российские авиационные власти должны были закрыть аэропорт под Смоленском из-за плотного тумана, однако этого не произошло, передает BBC.
«Учитывая погодные условия, россияне должны были закрыть аэропорт. Польских пилотов сознательно отправили на смерть», – заявил автор доклада Антонио Мацеревич.
Брат погибшего президента Польши не раз заявлял, что Россия должна была закрыть аэродром под Смоленском. Однако он признает, что часть вины лежит и на польских летчиках. «Главный вывод состоит в том, что основная вина за произошедшее лежит на россиянах, хотя некоторая часть вины, связанная с обстоятельствами катастрофы, также лежит на польской стороне», – сказал Ярослав Качиньский.
Качиньский также подверг критике российское расследование трагедии, заявив, что в его ходе было допущено множество нарушений.
10 апреля 2010 года польский Ту-154 разбился при заходе на посадку на военный аэродром под Смоленском. Погибли все 96 человек, находившихся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария и члены официальной делегации. Польское руководство направлялось в Россию, чтобы принять участие в траурных мероприятиях на месте захоронения польских офицеров, расстрелянных в 1940 году сотрудниками НКВД.
Самолет разбился, поскольку при посадке в густом тумане он зацепился за верхушки деревьев. Расположенный в России Межгосударственный авиационный комитет (МАК) провел расследование инцидента и возложил ответственность за трагедию на польских пилотов, которые решили не уходить на запасной аэродром.
Однако в Варшаве продолжают считать выводы МАК необъективными, поскольку в докладе этого ведомства содержатся лишь сведения об ошибках пилотов. Перед годовщиной трагедии под Смоленском премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что Москва не рассказывает всей правды об авиакатастрофе. Впрочем, по мнению главы польского правительства, это происходит «не потому, что там есть страшные тайны, а потому, что, как правило, они не любят признавать свои ошибки и слабости».
Оппозиционная партия «Право и справедливость» заходит в своих обвинениях дальше. По словам автора «Белой книги», вину российских властей доказывают записи разговоров авиадиспетчеров. «Это показывает драматический разговор между диспетчерами и их руководством. В нем они просят дать им запасной аэродром, но руководство отказывает и приказывает сажать самолет», – сказал Мацеревич.
Как отмечает издание, Россия, впрочем, настаивает, что решение о посадке могли принять только пилоты польского правительственного самолета.
В октябре в Польше состоятся очередные выборы, в ходе которых оппозиционная «Право и справедливость», как ожидается, может занять второе место. Эксперты считают, что победу вновь одержит правящая «Гражданская платформа» во главе с Туском.
Результаты российского расследования обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском вызвали недовольство у многих поляков, а Качиньский назвал полицию Туска по этому вопросу равносильной предательству. Обозреватели считают, что вопрос о расследовании трагедии может стать одним из основных во время предвыборной кампании.