Новости дня

9 августа 2010, 12:00

Минпромторг предложил ужесточить требования к сборке иномар

Министерство промышленности и торговли РФ предложило ужесточить требования к сборке иностранных автомобилей в России. Это предложение, по мнению министерства, поможет увеличить внутреннее производство.

Минпромторг предложит иностранным автоконцернам, имеющим автозаводы в России, перезаключить действующие инвестсоглашения о промсборке. Новые соглашения будут содержать более жесткие требования по локализации и объемам инвестиций.

Минэкономики выступил против: по его мнению, иностранные концерны не захотят перезаключать соглашения, и предложения Минпромторга обеспечат поддержку только совместным проектам «Соллерс» с FIAT и АвтоВАЗа с Renault, сообщает «Коммерсантъ».

В распоряжении газеты оказались предложения по изменению режима промсборки, подготовленные Минпромторгом.

На прошлой неделе они были представлены автопроизводителям, а сейчас согласовываются с Минэкономики, говорят источники.

В General Motors (GM), Nissan и группе ГАЗ подтвердили, что Минпромторг ознакомил их со своими предложениями, но комментировать их отказались. В Renault, Hyundai, Volkswagen, «Соллерс» и министерствах также не стали обсуждать изменение режима промсборки, а телефоны представителей АвтоВАЗа, Toyota и Citroen не отвечали.

В режиме промсборки работают все заводы иностранных автоконцернов в России: GM, Toyota, Nissan, Hyundai (запускается в сентябре) в Петербурге, Ford в Ленинградской области, Volkswagen и Peugeot-Citroen в Калуге, а также российские заводы, собирающие иномарки: ОАО «Соллерс» (модели SsangYong и Fiat) и ГАЗ (Volga Siber на платформе Chrysler). В этом режиме планирует работать и АвтоВАЗ (сборка моделей Renault с 2012 года). Режим обязывает инвестора за семь лет создать мощности по сварке-окраске кузова и сборке автомобиля, а также сократить импорт компонентов для сборки на треть. По данным PricewaterhouseCoopers, в 2009 году в России было собрано 360 тыс. иномарок.

Предложения Минпромторга ужесточают требования к локализации производства. Проекты предлагается поделить на запускаемые «с нуля» и уже действующие. То есть тем концернам, которые уже имеют в России производства, предлагается перезаключить действующие соглашения. Соглашения предусматривают восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов для сборки машин. Взамен инвесторы должны за четыре года создать мощности по выпуску 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и/или КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей, за шесть лет - выйти на уровень локализации в 60%, которая рассчитывается как отношение совокупной таможенной стоимости импортных компонентов к отпускной цене собранного из них автомобиля.

Для тех, кто перезаключает соглашение, установлены более низкий порог инвестиций (500 млн долларов против 750 млн долларов для проектов «с нуля») и льготный уровень расчета локализации: на старте проекта она принимается за 35% с учетом уже созданных в России мощностей. До сих пор в создание автосборки в среднем инвестировалось 150-200 млн долларов.

Таким образом, Минпромторг впервые признал, что изменение режима промсборки может коснуться уже заключенных соглашений. Разговоры об изменении условий промсборки идут давно, но до сих пор чиновники подчеркивали, что изменять действующие соглашения они не имеют права. «Этого никто не отменял»,- поясняет один из источников «Ъ», поэтому действующим инвесторам предложат перезаключить инвестсоглашения с Минпромторгом и Минэкономики «на добровольной основе».

Предложения поступят только тем, кого Минпромторг относит к категории консорциумов - по словам источников, под это определение попадают концерны, которые входят в единый альянс и имеют одну платформу: только они смогут обеспечить сборку до 300 тыс. машин в год с глубокой локализацией. В качестве примеров называются Renault-Nissan-АвтоВАЗ, СП «Соллерс»-FIAT, а также Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Volkswagen-Skoda и Hyundai-Kia. Сейчас решается, как можно оформить подобные консорциумы юридически, поясняет источник «Ъ». Заводы Ford, GM или Toyota в Петербурге «трогать никто не собирается», говорит источник.

Остальные ответственные ведомства еще только знакомятся с предложениями Минпромторга, но Минэкономики уже против, говорят источники «Ъ». В ведомстве уверены, что новая концепция лоббируется в интересах двух консорциумов - СП «Соллерс» и FIAT, а также АвтоВАЗа с Renault-Nissan. По словам одного из источников, в Минэкономики сомневаются, что западные концерны станут перезаключать соглашения с повышенными требованиями локализации.

Таким образом, через несколько лет выгоды от льгот новой промсборки будут только у «Соллерс» и АвтоВАЗа, говорят источники в Минэкономики. Как соощалось ранее, именно «Соллерс» предложило министерствам реформировать промсборку, а на АвтоВАЗе проект поддерживали. У двух этих производителей крупнейшие инвестпрограммы с их партнерами - стоимостью 2 млрд евро и 180 млрд рублей соответственно.

Позиция Минэкономики выглядит логичной, говорит Иван Бончев из Ernst & Young: углубить локализацию сборки иномарок в России - благое желание, но «этим надо было заниматься немного раньше». Идея перезаключения инвестсоглашений с повышением уровня локализации могла бы вызвать интерес у инвесторов, если бы у них была твердая уверенность в росте объема продаж, говорит господин Бончев: иначе нет смысла инвестировать в дорогостоящие производства автокомпонентов в России. Правда, действующие правила промсборки изначально были щадящими для автоконцернов, отмечает Юлий Матевосов из ИК «Атон», и, похоже, если государство решило их изменить, то рано или поздно оно это сделает.

Вам может быть интересно

На НПЗ в Славянске-на-Кубани упали шесть беспилотников
Темы дня

Почему Райффайзенбанк не спешит уходить из России

Один из крупнейших в России банков – «дочка» австрийского Raiffeisen Bank – продолжает работать в стране. Требования уйти из России неоднократно выдвигали США, однако до реальных рестрикций за два года так и не дошло. ЕЦБ тоже не одобряет работу в России, но выгонять австрийский банк из России все же не торопится. В чем уникальность этого банка, что его никто не трогает?

«Русский закон» раскроет грузинских иноагентов

«Я наложила вето на «русский» закон», заявила президент Грузии и отклонила документ, который стал в последние дни причиной жесткого политического противостояния на улицах Тбилиси. При этом на самом деле Саломе Зурабишвили обманывает своих сограждан: ничего «русского» в этом законе нет. О чем идет речь и какова в итоге судьба этого документа?

Ходорковский назвал сроки потери Украиной Харькова и Одессы

Трамп пообещал лишить власти в США всех «разжигателей войны»

Фьюри раскритиковал судей после поражения от Усика

Новости

NYT: Китай продолжит поддерживать Россию вопреки угрозам Запада

Председатель КНР Си Цзиньпин считает стратегическое партнерство с Россией более важным, чем потенциальные экономические потери от санкций со стороны Запада, поэтому Китай продолжит поддерживать Россию. Об этом пишет газета The New York Times анализируя итоги визита в Китай президента России Владимира Путина.

В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в Северную Корею

Подготовка к поездке президента России Владимира Путина в КНДР «идет своим ходом», заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

Украинский беспилотник атаковал храм в Белгородской области

Кровля храма Сергия Радонежского загорелась в селе Малое Городище Белгородской области после атаки украинского беспилотника. Об этом сообщил губернатор региона Вячеслав Гладков.

США заподозрили китайские ремонтные суда в шпионаже

США опасаются, что подводные оптоволоконные кабели уязвимы для якобы шпионажа со стороны китайских ремонтных судов, пишет газета Wall Street Journal.

Лавров раскрыл детали переговоров Путина и Си Цзиньпина

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин обсуждали на переговорах инициативу Пекина о глобальной безопасности, заявил глава МИД Сергей Лавров на XXXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.

В Москве умер посол Гондураса

Министерство иностранных дел Гондураса сообщило, что посол страны в России Хуан Рамон Эльвир Сальгадо скончался.

ПВО сбила 60 украинских беспилотников над территорией России

Силы ПВО России сбили за ночь три дрона в Белгородской области и 57 БПЛА ВСУ над Краснодарским краем, сообщили в Минобороны России.

Риттер: «Последние украинцы» не готовы «воевать до последнего украинца»

«Последние украинцы» не готовы «воевать до последнего украинца», несмотря готовность Запада и Зеленского, они сдаются, заявил отставной офицер разведки морской пехоты США и военный аналитик Скотт Риттер.

Севастополь отбил ракетную атаку Украины

В Севастополе успешно отразили ракетную атаку ВСУ, сообщил губернатор города Михаил Развожаев.

В Кемерове за перестрелку на парковке задержали восемь человек

Конфликт со стрельбой произошел на парковке возле одного из домов Кемерова, задержаны восемь человек, сообщили в ГУ МВД по Кемеровской области.

Мобилизация стала угрозой крупнейшему металлургическому комбинату Украины

Мобилизация угрожает существованию крупнейшего горно-металлургического предприятия Украины «АрселорМиттал Кривой Рог», сообщил глава компании Мауро Лонгобардо в интервью британской газете Financial Times.

Один из лучших летчиков ВСУ ликвидирован в зоне СВО

Российские военнослужащие ликвидировали в зоне специальной военной операции украинского летчика Дениса Василюка, который считался одним из лучших летчиков ВСУ.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?