Проблема загруженности магистралей мегаполисов заинтересовала Киитиро Хатояму еще во время учебы в Токийском университете, где он затем защитил диссертацию по транспорту и городскому хозяйству.
Свое научное исследование Хатояма продолжил в Москве, где с февраля 2008 года начал преподавать в Высшей школе бизнеса МГУ. Результатом работы стали рекомендации московскому правительству по решению вопроса злосчастных столичных пробок. Исследованием японского эксперта в мэрии заинтересовались, тогда и возникла идея издать книгу, рассчитанную на широкого читателя.
«Мне кажется, в городе все еще работает система, сложившаяся в эпоху, когда машин на улицах было совсем мало. На строительство новых дорог нужно время и деньги, однако уже сейчас многое можно сделать путем улучшения схемы контроля за движением. Речь идет, например, о времени работы красного или зеленого сигналов светофора на том или ином перекрестке, о системе поворотов и объездов», – цитирует слова Хатоямы ИТАР-ТАСС.
Он уверен, что «одна из главных проблем московских дорог – работа светофоров».
«В Токио светофорами управляют сенсоры, определяющие количество машин и таким образом регулирующие время включения зеленого или красного сигнала», – добавил он.
Но даже и не это главное. Исследователь из Японии уверен, что самый главный рецепт перехода к цивилизованному функционированию транспортной системы – «в культуре вождения и взаимоуважения водителей».
#{intervieweco}По словам 34-летнего Хатоямы-младшего, речь не идет о том, чтобы разом свести проблему пробок в Москве к нулю, «но исправить положение можно».
По словам столичного мэра Юрия Лужкова, «сейчас при 3,5 млн машин в городе не хватает 400 км магистралей».
«Книга дает практические данные о том, что необходимо предпринять. Какие тоннели нужны, эстакады и парковки», – сказал Лужков.
Присутствовавший на презентации отец автора, экс- премьер Японии Юкио Хатояма, выразил надежду, что «данный труд внесет весомый вклад в разрешение проблемы пробок».
«Россия и Япония должны активно сотрудничать по данному вопросу», – уверен он. Хатояма-старший извинился перед москвичами за то, что создал пробку, передвигаясь по столице с мигалкой.
Помимо истории японского опыта по борьбе с пробками книга содержит многочисленные схемы и иллюстрации. Киитиро Хатояма также предлагает московским автовладельцам задуматься о «культуре вождения», поскольку преподаватель МГУ знает об этом не понаслышке, передвигаясь по городу на машине.
В свою очередь глава профильного департамента правительства Москвы Василий Кичеджи, выступивший соавтором издания, полагает, что «соединив российский и зарубежный опыт, можно будет решить транспортные вопросы».
«Пособие по пробкам» издано на русском языке тиражом 50 тыс. экземпляров, изучается вопрос о переводе издания на английский и японский.