Справки

22 января 2010, 15:37

Проект Профессионального кодекса учителя

Преамбула

Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Общие положения

Раздел 1

1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.

1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
- гуманность;
- законность;
- демократичность;
- справедливость;
- профессионализм;
- взаимное уважение.

Раздел 2

Личность учителя
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.

Раздел 3

Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни на каких основаниях, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения (далее – ОУ).
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации ОУ. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.

Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.

Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

Заключительные положения

4.1. При приеме на работу в ОУ руководитель ОУ должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного Кодекса.
4.2. Нарушение положений Кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией.

Источник: сайт Педагогической Ассамблеи.

Вам может быть интересно

Российские войска перекрыли трассу Славянск – Северск
Темы дня

Оценка декабристов в России будет зависеть от Украины

Ровно 200 лет назад началось восстание декабристов на Сенатской площади. В преддверии юбилея министр юстиции РФ Константин Чуйченко осудил попытку переворота и заявил, что «лучше бы декабристы не будили Герцена», однако отказался считать их иностранными агентами. Кто же они тогда?

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Мерц объявил о конце господства США в Европе

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

Новости

Россиян предупредили об уголовной ответственности за вырубку ели

Вырубка елки может привести не только к административному, но и к уголовному наказанию, если экологический ущерб от незаконной вырубки будет сочтен значительным, сообщил юрист, руководитель центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.

Пентагон сообщил о гибели двух американских военных и переводчика в Пальмире

В центральной части сирийской провинции Хомс в районе города Пальмира в результате нападения погибли двое американских военных и гражданский переводчик, заявил помощник главы Пентагона по связям с общественностью Шон Парнелл.

Импорт российского мороженого в США достиг рекорда за три года

США в сентябре увеличили импорт российского мороженого до максимума более чем за три года, следует из данных американской статслужбы.

Стармер и фон дер Ляйен обсудили конфискацию активов России

Премьер-министр Британии Кир Стармер провел телефонный разговор с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, в ходе которого обсуждались меры достижения мира на Украине, следует из правительственного релиза.

Трамп пообещал «ответные меры» на гибель американцев в Сирии

Президент США Дональд Трамп заявил в субботу «принять ответные меры» после того, как двое американских военнослужащих и переводчик погибли и еще трое были ранены в результате атаки в Сирии, в которой США обвиняют ИГ, ИГИЛ (признанную террористической и запрещенную в России группировку «Исламское государство»).

Зеленский в переданном плане США отверг пункт о выводе войск из Донбасса

Киев представил США свой вариант плана по урегулированию, исключив из него вывод войск с Донбасса и отказ от курса на вступление в НАТО, сообщает The New York Times.

Поезда изменили маршруты после схода вагонов в Пензенской области

Маршрут 12 пассажирских поездов был изменен после схода с рельсов грузовых вагонов в Пензенской области, составы проследовали через станции Сызрань и Пенза, сообщили в Федеральной пассажирской компании (ФПК).

Нетрезвые эстонские делегаты неприятно удивили Далай-ламу

Два представителя либеральной политическая партия «Эстония 200» и советник министра так увлеклись алкогольными возлияниями во время визита к Далай-ламе, что поразили принимающую сторону неприятным амбре и заставили сделать эстонцам замечание.

Пушков оценил заявление Мерца о конце доминирования США в Европе

Выступление Фридриха Мерца на партийном съезде в Мюнхене с заявлением об окончании эпохи Pax Americana для Европы ознаменовало признание значительных геополитических изменений и ослабление американской роли в европейских делах, отметил в Telegram-канале сенатор Алексей Пушков.

Лавров указал на опасные тенденции на Балканах

Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине, остановившее разрушительный вооруженный конфликт, подписали ровно 30 лет назад, 14 декабря 1995 года в Париже. До этого оно было парафировано в американском Дейтоне, поэтому он известно Дейтонское соглашение, однако панацеей от всех бед и противоречий оно не стало, пишет глава МИД России Сергей Лавров.

Российские войска перекрыли трассу Славянск – Северск

Войска российской группировки «Южная» установили огневой контроль над трассой Северск – Славянск, в результате чего украинская группировка в Славянске лишена возможности помогать отступающим из-под Северска подразделениям ВСУ, рассказал офицер разведки ВС России.

В результате стрельбы в Брауновском университете США погибли два человека

Власти заявляют, что продолжают поиски стрелявшего на территории университета, которого описывают как бегущий мужчина в черном, без автомобиля.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов