Справки

23 декабря 2009, 14:00

Грузовики Volvo по-калужски

Грузовики Volvo пришли в Россию почти 40 лет назад и завоевали ведущие места на российском рынке. Но интерес компании не ограничивается сбытом – Volvo стала первым игроком, начавшим собирать качественную тяжелую технику в России по лучшим мировым стандартам. Эксперты высоко оценивают перспективы предприятия – на руку Volvo должны сыграть удачное расположение, современные технологии, внимание к каждому клиенту и поддержка государства.

Грузовой прорыв

За последние годы Россия стала крупным сборщиком автомобилей ведущих мировых марок. В нашей стране собирают машины Ford, General Motors, Hyundai Toyota... Список, как говорится, можно продолжать. И лишь на рынке производителей грузовиков до последнего времени наблюдалось определенное затишье.

В 1973 году Volvo первой из иностранных производителей грузовых автомобилей поставила 100 тягачей для Совтрансавто. Сейчас парк грузовиков компании в России превышает 50 тыс. машин

Самым активным игроком среди сборщиков грузовиков стала компания Volvo Trucks, входящая в группу компаний Volvo. Стоит отметить, что шведская компания выпускает только коммерческую технику: грузовики, строительно-дорожные машины, автобусы, судовые двигатели, энергетические установки и т. д. Легковые автомобили под маркой Volvo с 1999 года выпускает Ford.

Швед пришел всерьез и надолго

Интерес Volvo к российскому рынку имеет давние корни. В 1973 году Volvo первой из иностранных производителей грузовых автомобилей поставила 100 тягачей для Совтрансавто. Сейчас парк грузовиков компании в России превышает 50 тыс. машин. Это лучший результат среди иностранных грузовых брендов в России. Клиентский лист компании охватывает практически все сегменты бизнеса – от транспортного до нефтегазового. При этом в нем присутствуют как гиганты рынка, так и небольшие компании.

Вместе с тем Volvo рассматривает Россию не только как рынок сбыта. Еще в 2003 году, до начала автосборочного бума в нашей стране, Volvo открыла совместно с АФК «Система» завод в Зеленограде по производству тяжелых грузовиков из машинокомплектов. За время своей работы завод выпустил примерно 2 тыс. тяжелых грузовиков.

К 2007 году стало понятно – российский рынок хочет большего числа машин. Расширять производство в Зеленограде было невозможно, и компания стала искать новое место для большого автосборочного предприятия. Компания рассматривала разные варианты, остановившись в итоге на Калужской области. У этого региона, по словам генерального директора Volvo в России Ларса Корнелиуссона, есть ряд преимуществ. Во-первых, здешняя администрация уже имела опыт реализации крупных инвестиционных проектов – стоит вспомнить, например, завод Volkswagen в этом регионе. Во-вторых, расположенная в центре Европейской части России Калуга весьма привлекательна с точки зрения логистики, ведь почти половина клиентов Volvo находятся в Центральном федеральном округе (ЦФО). Кроме того, у города давние традиции в области машиностроения, что крайне важно с точки зрения рынка труда и привлечения на завод высококлассных специалистов.

Volvo на калужский лад

В июне 2007 года Volvo и руководство области заключили инвестиционное соглашение о строительстве завода на площади 55 га в промзоне «Калуга-Юг». Инвестиции в проект составили свыше 100 млн евро. Ожидается, что к 2011 году производственная мощность завода достигнет 15 тыс. грузовых автомобилей в год, а работать на нем будут около 1 тыс. человек. Это означает, что при полной загрузке комплекса туда ежедневно станут прибывать свыше 60 (!) автопоездов с запчастями. Дополнительная особенность и важное конкурентное преимущество завода – 15 га, которые зарезервированы под строительство завода по производству экскаваторов Volvo.

Сооружение завода заняло 14 месяцев – рекордный срок для строительства объектов подобного масштаба. Завод был запущен в январе 2009 года, а полномасштабное промпроизводство началось в апреле 2009 года. И тут сказал свое слово бушевавший в стране финансово-экономический кризис, который особенно потрепал рынок продаж грузовых автомобилей. В результате продажи сократились на 75–80% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Из-за этого компании пока пришлось ограничиться штатом в 150 человек. Однако в планах на будущий год – удвоение численности персонала.

Впрочем, несмотря на кризис, свои обязательства Volvo выполняет в полном объеме. В частности, полностью установлено необходимое оборудование, налажена полномасштабная сборка автомобилей, решены вопросы с логистикой. Кроме того, завершен процесс перехода на технологию полномасштабного производства (аналогичного тому, которое с успехом применяется при производстве грузовиков на заводе компании в Швеции), в том числе в производственном цехе Renault Trucks. Напомним, что грузовое подразделение Renault – 100-процентная дочка Volvo Group.

Чувство места

Перспективы калужского завода в Volvo оценивают высоко. Во-первых, это самое современное предприятие в системе заводов Volvo Trucks. Во-вторых, клиент по своему желанию может заказать практически любую конфигурацию грузовика. В-третьих, Минпромторг РФ приравнял калужскую продукцию Volvo к отечественной, а это позволяет рассчитывать на закупки грузовиков Volvo региональными властями с использованием субсидий госбюджета. Кроме того, «калужские» Volvo не подпадают под действие таможенных пошлин на грузовые иномарки. Таким образом, инвестиции в проект начинают оправдываться уже сейчас, в кризисный период.

Другое дело, что полноценному развитию завода Volvo в Калуге может помешать введение увязки локализации с объемами производства автомобилей. Для шведской компании очень важным видится направление локализации – то есть использование местных составляющих для производства грузовика под маркой Volvo. Желаемая планка уровня локализации – 33%.

В результате компания не подписала постановление правительства № 166 о режиме промсборки автомобилей, которое вводит послабления для тех, кто собрал более 25 тыс. машин. В условиях кризиса такие показатели в сегменте грузовых автомобилей попросту недостижимы – по оценкам экспертов, в России в 2009 году будет продано 4–5 тыс. грузовиков. Более того, в документе нет разницы между производителями легковушек и грузовых машин. Не учтено то, что производство 15 тыс. грузовиков по стоимости аналогично производству 100 тыс. легковых автомобилей. Кроме того, как отмечает генеральный директор Volvo Trucks Ларс Корнелиуссон, у этих двух процессов просто разные технологии.

Несмотря на это недопонимание, в Volvo уверены: у российского грузового рынка есть потенциал. Для того чтобы спрос на грузовики рос, нужно вводить субсидии для тех, кто покупает тяжелую технику по лизинговым схемам, усиливать экологический контроль и увеличивать вложения в инфраструктурные проекты. Тогда на российских дорогах все чаще будут встречаться качественные и современные грузовики – такие, как Volvo и Renault.

Текст: Дамир Минниханов

Вам может быть интересно

МВД объявило в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?