Бывший командир 160-го танкового полка полковник Юрий Буданов обвинялся в том, что 27 марта 2000 года в селении Танги-Чу похитил и затем убил чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву.
В явке с повинной на имя военного прокурора СКВО Буданов написал, что 26 марта 2000 года он отбыл на восточную окраину села Танги с целью уничтожения или пленения снайперши. Прибыв в Танги в 0 часов 20 минут, зашел в дом на окраине. Там находились две девушки и два парня. На вопрос, где родители, старшая дочь ответила, что не знает. Тогда он приказал подчиненным завернуть эту девушку в одеяло и отнести в машину.
Когда прибыли в часть, девушку занесли в его КУНГ (закрытый кузов у грузовых армейских автомобилей. – Прим. Ред.). Оставшись вдвоем, он спросил у девушки, где ее мать. Ему, Буданову, по оперативной информации было известно, что ее мать является снайпершей у боевиков. Девушка ответила, что плохо знает русский язык и не знает, где родители. На это он ответил, что она должна знать, где ее мать и сколько она убила русских. Девушка начала кричать, кусаться, вырываться.
Ему пришлось применить силу. Завязалась борьба, девушка продолжала вырываться, тогда ему пришлось повалить ее на топчан и начать душить. Минут через 10 она затихла, он проверил пульс на шее. Она оказалась мертва. Буданов вызвал экипаж, приказал завернуть тело в покрывало, вывезти в лесопосадку в районе танкового батальона и похоронить.
В марте 2000 года Буданов был арестован сотрудниками военной прокуратуры.
В январе 2001 года дело Буданова было передано в суд, однако 31 декабря 2002 года военный суд признал его невменяемым в момент совершения преступления и освободил от уголовной ответственности, направив на принудительное лечение.
28 февраля 2003 года Верховный суд отменил это решение и вернул дело в Северо-Кавказский окружной военный суд, который признал Буданова виновным в похищении и убийстве Кунгаевой.
С января 2004 года Юрий Буданов отбывал наказание в колонии № 3 города Димитровграда Ульяновской области.
В январе 2007 года Буданов обратился в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении и получил отказ. Однако в декабре 2008 года суд Димитровграда, в юрисдикции которого находится колония, где отбывал срок экс-полковник, принял решение об условно-досрочном освобождении Буданова.
Согласно позиции прокуратуры, Буданов полностью раскаялся, признал свою вину, отсидел 8,5 из 10 положенных ему по приговору суда лет и не имеет взысканий.
Всего суд четырежды отклонял ходатайство Буданова об условно-досрочном освобождении. Кроме того, отбывая наказание, он в 2004 году дважды подавал прошение о помиловании и дважды сам его отзывал.
15 января 2009 года Юрий Буданов вышел на свободу.
Освобождение Буданова вызвало негативную реакцию в чеченском обществе. 25 декабря в грозненском сквере Журналистов прошел митинг протеста против условно-досрочного освобождения Буданова. В митинге приняли участие несколько сотен человек. Среди них представители различных молодежных движений, члены партий «Единая Россия», «Справедливая Россия» и других, члены общественной палаты Чечни, правозащитники и студенты.
Между тем отец убитой Будановым чеченской девушки Виса Кунгаев заявил, что шокирован решением Димитровградского суда Ульяновской области, досрочно освободившего из колонии убийцу его дочери, и намерен обратиться в Европейский суд по правам человека.
«Я буду искать справедливость в Страсбургском суде, – заявил Виса Кунгаев. – Буданов убил мою дочь, которая была совершенно невиновна, и неправда, что он раскаялся в этом. Я помню, как прямо в зале суда Буданов грозился расправиться со мной!»
В суде интересы семьи Кунгаевых представлял адвокат Станислав Маркелов, который погиб 19 января в Москве от пули киллера. Согласно свидетельству Висы Кунгаева, незадолго до гибели адвокату угрожали.