По последним данным, пропавших накануне трех ростовских дайверов в воскресенье искали 10 водолазов-спасателей из Туапсинского филиала Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС и два специализированных судна. Суда оснащены всем необходимым оборудованием для сложных технологических погружений. Работы ведутся на глубине от 40 до 60 метров.
Если в машинное отделение или в котельную добраться было относительно легко, то на верхнюю палубу – из-за большой заиленности грунта – почти невозможно
Известно также, что водолазы, которые спустились в рамках спасательной операции, обнаружили на дне три запасных баллона, которые, скорее всего, принадлежали пропавшим. Работы ведет Азово-Черноморский филиал БАСУ (Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление), рассказали порталу «Кубань 24» в пресс-службе ГУ МЧС по Краснодарскому краю.
Напомним, накануне в порту Новороссийска пропали трое дайверов. Как сообщил «Интерфаксу» источник в экстренных службах, в субботу в 11.30 команда дайверов из трех человек, приехавших из Ростова-на-Дону, недалеко от поселка Кабардинка произвела погружение в акватории порта Новороссийск, чтобы исследовать затонувший в 1918 году линкор «Свобода России». «В 15.30 субботы дайверы, которые находились на поверхности, сообщили, что их товарищи вовремя не всплыли. Поиски шли до вечера», – добавил источник. В субботу поиски велись до темноты.
По предварительной информации, в числе тех, кого ищут, опытный российский дайвер-инструктор Юрий Хорьковский и его ученик Роман Калмыков. «Коммерсант» пишет, что пропали ростовский инструктор по дайвингу Юрий Хорьковский, его ученик Роман Калмыков и их третий коллега С. Шевельков. LifeNews уточняет, что ученика Юрия Хорьковского зовут Роман Камельков.
Также со ссылкой на спасателей отмечается, что пропавшие дайверы заплыли внутрь затонувшего корабля, после чего связь с ними пропала.
Как напоминает городской сайт Анапы, линкор «Свободная Россия» («Свобода России») был заложен в октябре 1911 года на заводе «Наваль» в Николаеве. Его спустили на воду в мае 1914 года. В строй корабль вступил в разгар Первой мировой войны – в октябре 1915-го – и стал флагманом Черноморского флота Российской империи. Изначально он носил название «Екатерина II», с июня 1915 года был переименован в «Императрицу Екатерину Великую», а в апреле 1917 года – в «Свободную Россию».
По условиям Брестского мира весь Черноморский флот должен был достаться Германской империи. Однако в канун подхода немецких войск 30 апреля 1918 года корабль отбыл из Севастополя в Новороссийск. А 18 июня того же года, чтобы линкор не достался наступающим германским войскам, по тайному приказу председателя совнаркома Владимира Ленина корабль был торпедирован эсминцем «Керчь». Как вспоминали современники, после выстрела линкор через 3 минуты 42 секунды перевернулся, и еще через 37 минут корпус его скрылся под водой.
Посмертный бой «Императрицы»
На вооружении линкора стояла дюжина 305-миллиметровых орудий, два десятка 130-миллиметровых, восемь 75-миллимитеровых зенитных орудий, четыре пулемета и четыре торпедных аппарата. Водоизмещение корабля – 23 873–24 960 тонн, длина – 169,46 м, ширина – 28,07 м, осадка – 8,36 м, мощность двигателей – 27 000 лошадиных сил, скорость – 21 узел.
В 30-е годы ЭПРОН (государственная Экспедиция подводных работ особого назначения) подняла две башни главного калибра, лежавшие рядом с корпусом. Причем это было сделано не из исторического, а из вполне боевого интереса. Башни были возвращены в Севастополь и в 1941–1942 годах даже приняли участие в обороне города.
В последнее время линкор, лежащий на грунте вверх днищем на глубине 42 метра, стал популярным объектом для дайверов. Летом 2002 года сюда погружались аквалангисты из клуба «Нептун-Про». Они же сообщили, что у линкора особенно разрушена носовая часть.
Как писал два года назад портал Smartnews.ru, «Императрицу» решено превратить в подводный музей. Это произойдет, когда дайверы из Русского географического общества (РГО) доберутся до ее верхней палубы, которая сейчас находится в толстом слое ила и песка. По словам ученых, открытия, которые будут сделаны на корабле, помогут укрепить славу Русского флота.
«Если в машинное отделение или в котельную добраться было относительно легко, то на верхнюю палубу – из-за большой заиленности грунта – почти невозможно. На среднюю палубу чтобы попасть, пробиваем сейчас переборку из шахты. К слову сказать, почти все линейные корабли, броненосцы затопленные, лежат вверх килем. Так сконструированы боевые корабли», – говорил тогда Сумбат Александров, руководитель Центра подводных исследований краевого отделения РГО. Как писал сайт, в каждом погружении участвует не более пяти человек. Основной состав – три–четыре аквалангиста и несколько волонтеров.
«Лично для меня исследование «Императрицы Екатерины Великой» на глубине 40 метров – исполнение детской заветной мечты, потому что с самого раннего возраста много слышал от родственников и знакомых об этом линейном корабле и других линкорах из этой серии. Можно сказать, это последний тип кораблей – дредноуты, сверхдредноуты, которые потом принимали участие и во Второй мировой войне», – говорил драйвер Дмитрий Осмин.
Добавим, что это уже второе ЧП с российскими дайверами меньше чем за месяц. 2 августа у берегов Испании пропала глава Федерации фридайвинга России Наталья Молчанова. Это случилось в трех километрах от порта Ла Савинья на острове Форментера. По словам сопровождавших Молчанову, погружаясь без ласт на глубину от 30 до 40 метров, в какой-то момент она отделилась от группы и, вероятно, попала в сильное подводное течение. 6 августа поиски спортсменки были прекращены.
53-летняя Молчанова – самая титулованная женщина-фридайвер в мире. На ее счету – 41 мировой рекорд и 23 титула чемпиона мира. Она была способна задержать дыхание на девять минут, опускаться на глубину в 101 метр и проплывать под водой 234 метра (с ластами). Ее перу принадлежит множество научных статей.