Киев возложил вину за случившийся накануне пограничный инцидент (который в российском МИДе называют прямой провокацией) на ополченцев Луганской народной республики. В субботу госпогранслужба Украины распространила заявление, из которого следует, что причиной обстрела российского КПП «Новошахтинск» было боевое столкновение между украинскими пограничниками и «сепаратистами».
Порошенко надо было хотя бы на объявленные 7 дней перемирия прекратить любые действия
«В ходе столкновения шесть пограничников получили огневые ранения, двое из которых – тяжелые, – заявили представители погранслужбы. – В дальнейшем пограничники вынуждены были под натиском противника отступить с боем на территорию России. Во время боя (ополченцами) также был осуществлен обстрел российской территории и ранен один российский пограничник». Причиной перестрелки между украинскими силовиками и ополченцами называется попытка последних провезти с российской территории некий груз.
Таким образом, к полудню украинская сторона отчиталась о завершении экстренно проведенного «расследования», о начале которого в субботу утром заявили в украинском МИДе. Впрочем, уже тогда внешнеполитическое ведомство озвучило ту же версию: в ходе спецоперации военные подошли к украинскому КПП, который был занят ополченцами. В ходе боестолкновения выпущенная из миномета мина разорвалась вблизи линии границы. Причем в МИДе подчеркнули, что правительственные вооруженные силы не применяют артиллерию и минометы в операциях близ границы. Следовательно, вина за обстрел (в результате которого российский таможенник – государственный таможенный инспектор отдела спецпроцедур – получил два осколочных ранения, были разрушены здания, сооружения и инженерные коммуникации) лежит на ополченцах ЛНР. Как бы то ни было, украинская сторона признала, что инцидент имел место.
«На Украине идет бой»
Напомним, что первым об обстреле российской территории сообщил накануне вечером Следственный комитет России. «В настоящее время в Ростовской области в районе Должанска со стороны Украины и Новошахтинска со стороны России идет боестолкновение, в результате которого подверглась обстрелу территория Российской Федерации», – говорилось в сообщении, размещенном на сайте СКР. Группа следователей выехала на место для осмотра и фиксации доказательств обстрела.
Ранее в тот же день агентство РБК со ссылкой на неназванного представителя Минобороны сообщило, что российские военные могут войти в Донецкую и Луганскую области для создания так называемых санитарных коридоров в Донбассе в случае огня в российскую сторону.
Обстоятельства обстрела стали известны из сообщения пограничного управления ФСБ по Ростовской области. «На Украине идет бой, вероятно, между ополченцами и Нацгвардией, в районе пункта пропуска «Новошахтинск». В результате наш пункт пропуска обстрелян, в том числе минометным огнем», – сообщил накануне вечером представитель погрануправления Василий Малаев.
Тем временем представитель Южного таможенного управления сообщил, что врачи прооперировали сотрудника таможенного поста «Новошахтинск», который пострадал при обстреле. «В настоящее время ему проведена операция, опасности для жизни нет», – сказал представитель Южного таможенного управления.
Накануне вечером свою версию инцидента изложили в пресс-службе Луганской народной республики. ЛНР возлагает вину на украинских силовиков, которые, по словам ополченцев, выпустили по российской территории не менее шести снарядов.
«20 июня 2014 года вооруженные силы Украины во время боев в районе КПП «Изварино» открыли артиллерийский огонь в сторону Российской Федерации. Ответом на это стало полное закрытие пункта пропуска со стороны России», – говорится в сообщении минобороны ЛНР, опубликованном в субботу. Там также разъясняется, что «в районе КПП «Должанское» при атаке Национальной гвардией Украины один из минометных снарядов попал на территорию РФ, в пункт пропуска «Новошахтинск», в результате чего ранен один российский пограничник. На данный момент КПП закрыт».
«Нарушение элементарных норм и принципов»
Как уже говорилось выше, российский МИД назвал произошедшее провокацией и выразил «решительный протест в связи с этой агрессивной акцией». «Требуем от Киева срочного и незамедлительного расследования всех обстоятельств данного преступления, нарушающего элементарные нормы и принципы международного права», – заявили в российском дипведомстве.
«Речь идет о прямой провокации, цель которой – не допустить реализации женевских договоренностей о скорейшей деэскалации внутриукраинского конфликта, – считают в МИДе. – Как можно соотнести это с объявленным сегодня властями Киева прекращением боевых действий?» Напомним, что президент Украины Петр Порошенко заявил о прекращении огня силами карательной операции начиная с пятницы и до 27 июня.
Он также представил мирный план по урегулированию ситуации в восточных регионах страны.
Приграничный инцидент свидетельствует о том, что киевская власть то ли не спешит выполнять свои обещания, то ли не контролирует собственных силовиков. Подтверждением того, что заявления о прекращении огня не мешают украинским силовикам с боями восстанавливать контроль на границе, может служить сообщение, поступившее в субботу утром. Более 80 украинских пограничников в ночь с пятницы на субботу перешли через пункт пропуска «Изварино – Донецк» на территорию России, чтобы укрыться от огня во время боестолкновения с ополченцами, двое из них ранены – об этом сообщил представитель погрануправления ФСБ России по Ростовской области Василий Малаев.
Что же касается нарушений украинскими военными российско-украинской границы, то они имели место и ранее. 14 июня МИД России сообщил о том, что эти случаи были многочисленными (российскую границу нарушала как украинская военная авиация, так и бронетехника), и предупредил, что в случае повторения будут приняты все меры для их пресечения.
«Нужно применять в том числе и военную силу»
«Украинская сторона занимается целенаправленными провокациями по отношению к России, – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Подобного рода поведение находится уже за гранью любых нормальных цивилизованных отношений».
Собеседник полагает, что «в любом случае, когда речь идет о защите жизни и безопасности российских граждан и российской территории, то для подавления источника ведения огня в случае продолжения провокаций нужно применять в том числе и военную силу».
«Не вижу никаких проблем в том, чтобы люди и оружие, которое нанесло поражающий удар по таможенному посту, были бы уничтожены ответным огнем», – считает Коротченко. По его мнению, «следует вести себя именно таким образом в случае, если дальнейшие провокации, дальнейшие целенаправленные обстрелы российской территории будут продолжаться – и здесь мы будем действовать в полном соответствии с нормами международного права».
«Я полагаю, что руки у России в данном случае будут свободны, если украинское руководство не пресечет подобную деятельность силовых структур Украины», – заявил Коротченко. При этом собеседник отмечает: ожидать от Петра Порошенко того, что он будет стабилизировать ситуацию в рамках объявленного им мирного плана, «будет наивно и глупо». «Порошенко – враждебный лидер враждебной нам территории, и действовать мы должны соответственно, – подчеркивает Коротченко. – Верить Порошенко нельзя, и России нужно решать задачи, в которых она заинтересована в первую очередь – в прекращении уничтожения гражданского населения на Украине».
«Было бы безумием провоцировать Россию»
Глава Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Арбатов, напротив, полагает, что Порошенко не заинтересован в эскалации конфликта с Россией. «Он как раз пытается избежать целенаправленного провоцирования конфликта», – заметил эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД. Арбатов напоминает, что перемирие, объявленное в Киеве, было связано с восстановлением контроля на границе между Украиной и Россией. «Ситуация в этом районе довольно неустойчивая и зачастую неясная, – подчеркивает Арбатов. – Целый ряд украинских погранпостов занят ополченцами, и возвращение контроля на границе предполагает, что эти посты должны вновь перейти под контроль украинских пограничников – на этой почве возникают боестолкновения».
То, что под обстрел с украинской территории попал российский таможенный пост, Арбатов считает случайностью, а не целенаправленным действием украинских силовиков. «Было бы безумием провоцировать Россию таким образом, – считает эксперт. – Вероятнее всего, было боестолкновение вокруг пограничных постов на украинской территории, и какие-то снаряды могли залететь на российскую территорию – что было показано и по телевидению. В результате пострадал российский таможенный пост, находящийся в какой-то сотне метров».
При этом, по мнению Арбатова, «вопрос настолько важный, что в данном случае Порошенко следовало бы отдать указание: хотя бы на объявленные семь дней перемирия прекратить любые действия, которые могли бы привести к подобным последствиям – чтобы не нагнетать ситуацию еще больше».