На пришвартованной в Мумбаи дизель-электрической подлодке российского производства «Синдуракшак» («Морской великан», по классификации НАТО – Kilo), принадлежащей ВМС Индии, в среду прогремел взрыв, после чего она затонула.
В порту Мумбаи в настоящее время находится наша гарантийная группа, но никого на подлодку не пускают
По данным The Times of India, на борту субмарины находились 18 человек. Газета сообщает, что людям удалось спастись от огня, спрыгнув в воду, некоторые из них были доставлены в больницу.
Между тем Associated Press со ссылкой на ВМС Индии сообщает, что члены экипажа могут быть заблокированы на борту подлодки, ведется операция по их спасению.
СМИ передают, что по меньшей мере трое из числа пропавших без вести после взрыва членов экипажа являются офицерами. Официальный представитель флота пообещал, что спасательная операция не прекратится, пока не будут спасены все члены экипажа.
Власти Индии уже сформировали комиссию для расследования причин взрыва на подводной лодке, сообщает телеканал NDTV со ссылкой на заявление ВМС Индии. На место ЧП направляется главнокомандующий ВМС Индии адмирал Девендра Кумар Джоши, который будет руководить действиями созданной ВМС комиссии.
Как говорится в официальном заявлении ВМС, «вскоре после полуночи 14 августа на борту «Синдуракшак» произошел взрыв, а затем – крупный пожар». Пожарные немедленно прибыли к месту инцидента и в течение нескольких часов потушили огонь. Лодка «затонула на месте своей стоянки, и лишь часть ее находится на поверхности воды». Телеканал со ссылкой на источник в ВМС сообщает, что во время инцидента подлодка не находилась на боевом дежурстве.
Однако, по данным источника NDTV в министерстве обороны Индии, подлодка в момент инцидента «полностью вооружена», пожар привел к детонации торпед и ракет на ее борту. Предварительно установлено, что «взрыв произошел в отсеке вооружения», в котором находились торпеды и ракеты Club-S.
В свою очередь телеканал Zee News сообщил, что при взрыве «получила повреждения» и однотипная с «Синдуракшак» подводная лодка «Синдуратна». На место инцидента также прибыл глава Минобороны А.К. Энтони. Министр сообщил, что взрыв «унес жизни нескольких моряков ВМС Индии».
Известно, что в 2010 году подлодка ВМС Индии была доставлена в северодвинский центр судоремонта «Звездочка» для проведения модернизации. На предприятии рассказали, что «ремонт был произведен хороший, и в начале 2013 года лодка возвращена обратно в Мумбаи».
«Официальную причину ЧП назовет спецкомиссия. Подлодка – технически сложный объект. Поэтому причин взрыва могло быть много, а называть их сейчас было бы неверно. В порту Мумбаи в настоящее время находится наша гарантийная группа, но никого на подлодку не пускают. Вся информация о произошедшем – на уровне слухов, распространять их не желаю», – заявил газете ВЗГЛЯД представитель судоремонтного центра «Звездочка» Николай Блинов, отметив, что в настоящее время ни с кем из гарантийной группы не могут связаться.
По его словам, подлодка была отправлена обратно в Индию 29 января 2013 года, но туда она дошла только 29 апреля.
«В нашем центре судоремонта ремонт был произведен хороший. В ходе ремонтных работ на лодку был установлен новый ракетный комплекс Club-S и ряд систем иностранного производства, в том числе индийского. Это системы навигации, связи, холодильная установка, аккумуляторы. На энергетической установке лодки проводились работы, предписанные регламентом ремонта», – рассказал представитель судоремонтного центра.
Позже в ЦС «Звездочка» заявили, что российских представителей на борту затонувшей подлодки не было. «Представители нашей гарантийной группы сейчас вышли на связь. С ними все в порядке, они находились в гостинице, остаются там и сейчас», – сказал РИА «Новости» представитель предприятия, отметив, что рабочая группа центра состоит из восьми человек.
В ходе выполнения работ на субмарине в числе прочего были установлены гидроакустический комплекс Ushus, система радиосвязи СCS-MK-2, радиолокационная станция Porpoise и проведены другие работы, повышающие боевые качества и безопасность эксплуатации субмарины.
На сайте «Звездочки» сообщается, что «Синдуракшак» – первая из пяти модернизированных на «Звездочке» индийских субмарин, выход которой к месту постоянного базирования выполнялся в ледовых условиях.
«Путь субмарины пролегал через Белое, Баренцево, Норвежское, Северное, Средиземное, Красное моря, Атлантический и Индийский океаны. По маршруту корабль заходил в порты Тромсе, Портсмут, Картахену, Александрию, Суэц, Джибути. Всего за три месяца корабль преодолел около 10000 морских миль. В походе вместе с индийским экипажем участвовала гарантийная группа российской стороны в составе семи человек. По докладу ответственного сдатчика корабля Леонида Бибика, переход выполнен в соответствии с установленным графиком», – говорится в сообщении.
После ходовых испытаний лодки были выявлены некоторые замечания, однако это нормальный рабочий процесс, отметил представитель предприятия. Корабелы «Звездочки» устранили все замечания, и на момент подписания акта приема-передачи у индийской стороны никаких претензий не возникло, подчеркнул источник. Каких-либо неисправностей на лодке не было, добавил он.
Подлодка «Синдуракшак» проекта 877 ЭКМ, экспортная модификация проекта «Палтус» (по классификации НАТО – Kilo), была заложена на одном из старейших судостроительных предприятий России – «Адмиралтейских верфях» (Санкт-Петербург) в 1995 году по заказу ВМС Индии.