Экономика

6 февраля 2025, 08:50

Полностью отечественный самолет Ту-214 впервые поступит в продажу

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Уже в этом году авиакомпании смогут получить в эксплуатацию первый полностью отечественный гражданский самолет – Ту-214. Это, по сути, прямой конкурент более современного и экономичного лайнера МС-21. Зачем России два самолета практически в одном сегменте рынка?

Первые поставки полностью отечественных самолетов Ту-214 ожидаются в 2025 году, а МС-21 – в 2026 году, заявил министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов в рамках форума NAIS.

«В этом году первые Ту-214 будут поставлены в рамках тех планов, которые утверждены в комплексной программе», – сказал министр. По его словам, сейчас в разной стадии сертификационных работ находятся семь основных типов самолетов.

Ту-214 является по сути более устаревшим конкурентом новейшего МС-21. Этот лайнер выпускается еще с 1996 года на Казанском авиационном заводе.

Однако в 2022 году встал вопрос о необходимости заменить все импортные детали на этом самолете. Жирный плюс в том, что Ту-214 изначально на 87% состоял из отечественных комплектующих, именно поэтому его эксплуатировали специальный летный отряд «Россия», который перевозит первых лиц государства и чиновников, и силовые ведомства. Импортных деталей было немного – порядка 13%, и это были несложные комплектующие. И вот зарубежные детали удалось заменить, и в прошлом году полностью импортозамещенный Ту-214 совершил своей первый полет. После завершения сертификации, которая ожидается в этом году, ничего не будет мешать серийному производству таких лайнеров.

С точки зрения безопасности самолет соответствует всем современным требованиям, однако он сильно уступает МС-21 и, соответственно, аналогам Boeing и Airbus по параметрам экономичности. Ту-214 расходует больше топлива, там стоит устаревшая система управления бортовым оборудованием, самолет пилотируется тремя, а не двумя пилотами, как в современных лайнерах, и т. д. Все это создает дополнительные расходы.

Зачем же Россия планирует выпускать оба этих самолета, а не сосредоточится на одном – новейшем и современном МС-21?

На самом деле причины для этого есть. Во-первых, Ту-214 летает давно и уже завоевал авиарынок, в отличие от нового МС-21, который еще только обещают начать выпускать для коммерческого использования, и сроки переносятся из-за санкций.

«Ту-214 создан раньше, но их выпущено уже несколько десятков и многие из них давно летают, перевозя людей и грузы. Производство этих самолетов давно отработано, для них выпускают детали и узлы, ведется подготовка кадров для эксплуатации и обслуживания самолета, его могут принять многие аэродромы России и других стран. На этом самолете установлен двигатель ПД-90, который является проверенным и надежным. Все это создает неплохие перспективы для продолжения его использования, в том числе для создания различных спецбортов», – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Ту-214 до сих пор активно эксплуатируется различными федеральными ведомствами и государственными компаниями, в частности Министерством обороны РФ и СЛО «Россия». И они могут продолжить приобретать этот самолет, добавляет эксперт.

«Важно, что данный самолет состоит из отечественных комплектующих, а значит, нет необходимости в импортозамещении отдельных элементов для него», – говорит Баранов.

В условиях санкционной блокады российского рынка авиаперевозок и отсутствия доступа к любым западным самолетам и авиационным деталям отказываться от «рабочей лошадки», которую не составило труда перевести полностью на отечественные комплектующие, действительно недальновидно. В мире вообще никто не делает самолеты в одиночку, это всегда кооперация производителей из разных стран.

Россия в этом плане уникальная страна, во многом, конечно, из-за санкций, так как ей приходится создавать полностью отечественные воздушные лайнеры. По такому пути еще никто не шел,

поэтому могут возникать неожиданные преграды. Сейчас каждый наш самолет на счету, даже если с точки зрения экономики он и проигрывает западным аналогам.

Вторая причина, почему Ту-214 остается на плаву, – это высокий спрос на замену западных среднемагистральных самолетов. При этом один МС-21 покрыть этот спрос просто физически не может. Планы по его выпуску отстают от потребностей авиакомпаний. Рынку требуются уже сейчас куда больше подобного типа машин, но совсем новый самолет начнет выпускаться только в 2026 году, на год позже, чем планировалось ранее. Помешали санкции и необходимость импортозаместить даже композитные материалы.

К тому же невозможно сразу выйти на проектный объем производства, тем более когда речь идет о совершенно новом самолете. Рост числа серийных машин будет расти постепенно с каждым годом. Раньше хотели, чтобы объемы производства МС-21 выросли с 12 самолетов в год в 2025 году до 72 самолетов в год в 2030 году. Теперь планы можно смело сдвигать на год вперед.

При этом производить такое количество самолетов в год для России – это уже серьезный вызов. Современная Россия в целом никогда не производила столько гражданских самолетов. В 2000-х годах в России собиралось не более 20 самолетов в год. В 2010-х годах были отдельные годы, когда объемы росли, например, в 2013 году было собрано 35 гражданских самолетов, но удержать эту планку надолго не удалось. Только в советские годы были такие высокие темпы производства в 100 и более самолетов в год.

«Пока МС-21 раскрутят на конвейере, потребуются любые самолеты в среднемагистральном сегменте для замены иностранных бортов. Поэтому авиакомпании будут брать и то и другое с удовольствием. Тем более что другого-то все равно нет»,

– говорил гендиректор отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

Таким образом, Ту-214 станет подспорьем для тех авиакомпаний, которые не смогут получить МС-21. Ту-214 будет собой закрывать нехватку среднемагистральных самолетов из-за необходимости заменять иностранные аналоги. Например, Ту-214 могут приобретать для чартерных перевозок в Турцию и Египет.

Более того, Ту-214 может летать на более дальние расстояния, чем МС-21, поэтому он на какое-то время может даже закрыть дефицит в дальнемагистральных самолетах, отмечает Роман Гусаров.

Когда производители МС-21 смогут удовлетворить спрос всех авиакомпаний в этой машине, тогда авиаперевозчики смогут пересесть с Ту-214 на более экономичный МС-21, а «тушки» уйдут из коммерческой авиации обратно в госавиацию.

Третий фактор в пользу сохранить и нарастить объемы выпуска Ту-214 – это его экспортный потенциал. «Ту-214 может быть востребован иностранными заказчиками, в первую очередь странами Глобального Юга и государствами Азии. Так что Ту-214 является не «устаревшим конкурентом» – это во многом другой самолет по своим параметрам, и он, скорее, является дополнением к пока еще несуществующему МС-21», – говорит Дмитрий Баранов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин поручил принимать детей соотечественников в школы без языкового теста
Темы дня

Членство в НАТО помогает Финляндии стирать с лица земли древний народ

Финский премьер-министр Петтери Орпо вынужден приносить извинения целому народу – саамам, которые в результате деятельности государственных властей подверглись тотальной ассимиляции. Давление на саамов усилилось после вступления в Финляндии в НАТО и целой серии военных учений. Особенно цинично происходящее выглядит на фоне обвинений, которые в Хельсинки выдвигают против Москвы.

Россия превратила продажу подсанкционного СПГ в рутину

Уже второй российский СПГ-проект начал продавать подсанкционный газ в Китай, причем в том же китайском терминале, что и первый продавец – «Арктик СПГ 2». Это все больше говорит о политических договоренностях на высшем уровне, нежели о коммерческих подвижках самих поставщиков, считают эксперты. Ждать снятия санкций от США по нашему СПГ – утопично.

Трамп: Обама заставил Украину отказаться от окруженного океаном Крыма

Российский бизнес подал иск к ЕС на 53 млрд евро

Касперская предложила ограничить использование ИИ в образовании

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Шойгу передал «горячий дружеский привет» от Путина генсеку Компартии Вьетнама

Секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу на встрече в Ханое передал генсеку Компартии Вьетнама То Ламу теплое послание от президента России и обсудил важные международные темы.

Дробницкий назвал единственный путь для Трампа победить «либеральный зоопарк» в ЕC

После обнародования новой Стратегии нацбезопасности США ключевой вопрос заключается в том, удастся ли ее воплотить в жизнь. Все силы американского политического мейнстрима и глобального евроатлантического либерализма будут брошены на то, чтобы документ остался на бумаге, сказал газете ВЗГЛЯД американист Дмитрий Дробницкий. Ранее Дональд Трамп заявил о движении Европы в плохом направлении.

Российские войска освободили Остаповское в Днепропетровской области

Подразделения группировки «Восток» освободили Остаповское в Днепропетровской области, сообщили в Минобороны.

Путин назвал случаи выселения семей военных СВО из жилья безобразием

Президент России Владимир Путин осудил случаи выселения родственников участников спецоперации на Украине из жилья, в том числе служебного.

Трамп потребовал выборов президента Украины

Президент США Дональд Трамп заявил, что настало время проведения президентских выборов на Украине.

Лукашенко назвал литовцев и поляков «своими людьми»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе обсуждения ситуации с закрытием литовской границы заявил, что считает литовцев и поляков «своими людьми», с которыми можно договориться без вмешательства третьих стран.

В Совфеде предложили запретить продажу конфет с алкоголем детям

В связи с ростом популярности среди подростков шоколадных конфет с алкоголем, предлагается ввести обязательную маркировку и запрет на их продажу несовершеннолетним на онлайн-площадках, заявил член Совета Федерации Игорь Мурог.

Путин продлил упрощенный ввоз товаров через Казахстан и Киргизию

Президент Владимир Путин продлил срок действия упрощенного режима ввоза товаров на автомобилях с территории Казахстана и Киргизии.

КХЛ поддержала возвращение продажи пива на стадионах

Президент КХЛ Алексей Морозов высказался в поддержку инициативы вновь разрешить продажу пива на спортивных объектах и отметил положительный опыт проведения ЧМ по футболу.

Путин пообещал рассмотреть возможность новогодней амнистии для инвалидов и женщин с детьми

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) обратился к члену совета и правозащитнице Еве Меркачевой с просьбой предоставить свои предложения по вопросам «новогоднего помилования».

Путин вручил «Золотую звезду» героям спецоперации за подвиги на фронте

Президент России Владимир Путин вручил медали «Золотая звезда» военнослужащим, проявившим героизм в зоне спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов