Экономика

19 июня 2024, 11:44

Ленский мост станет стройкой государственной важности

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Владимир Путин обсудил вопрос возведения моста через Лену в Якутии с министром финансов Антоном Силуановым и с главой Якутии Айсеном Николаевым. Начать стройку планируется в 2025 году. Истории этого проекта уже более 40 лет, однако его реализации каждый раз мешали разные обстоятельства. Что мешало построить мост и почему он так важен?

Глава Якутии на встрече с Владимиром Путиным заявил об экономии местного бюджета почти на 5 млрд рублей каждый год. Это станет возможным благодаря строительству моста через Лену за счет снижения расходов на «северный завоз». Долгожданный мост даст республике прирост валового продукта на 3%. Также мост повысит транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза – с 22 до 87%, сообщалось ранее.

Путин рассказал, что накануне обсуждал вопрос возведения моста с министром финансов Антоном Силуановым.

Строительство моста через Лену в районе Якутска обойдется в 130 млрд рублей. В этом году начались подготовительные работы, основной этап строительства стартует в 2025 году, а завершить планируется к 2028 году.

Согласно проекту, мост будет представлять собой трехпилонную вантовую систему с балочными эстакадами на подходах. Длина самого моста составит 2,5 км, также будет возведено более двух километров эстакад на двух берегах.

Между тем идея строительства моста через Лену в районе Якутска обсуждается очень давно – еще с 1980-х годов. То есть история проекта моста насчитывает более сорока лет. К 1986 году была готова документация. Представленное технико-экономическое обоснование предлагало три варианта строительства, в качестве приоритетного рассматривался мост в створе Лены в районе села Табага в 15 км от Якутска, выше по течению.

Почему же старт строительству тогда так и не был дан? «Экономическая ситуация позднего СССР была далека от идеала. В то время начали активно сворачиваться проекты, которые не могли дать быстрой отдачи (а практически любая стратегическая инициатива имеет длинные сроки окупаемости), среди которых оказался и мост через Лену. Конечно, нельзя не сказать также про высокую стоимость проекта и тяжелые природные условия, в которых должно пройти строительство. По многим параметрам этот мост является вообще уникальным и не имеющим аналогов даже сейчас. Технологии тех лет подразумевали возведение объекта в течение 10 лет, мост планировали запустить к 1995 году. Но зная особенности советского строительства, которые легко охарактеризовать одним емким словом «долгострой», то можно быть уверенным, что проект затянулся бы на гораздо больший срок», – рассказывает Максим Максимов, доцент кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Плеханова.

Кроме того, строительство этого моста зависело от строительства железной дороги.

«Нельзя рассматривать строительство моста в отрыве от железной дороги. Это связанные между собой проекты, которые требовали колоссальных вложений в инфраструктуру. В предыдущие годы у Российской Федерации не было достаточно средств, чтобы их обеспечивать в полном объеме. После завершения строительства железной дороги вопрос строительства моста остается уже делом времени и конъюнктуры. Рано или поздно это произойдет», – считает Дмитрий Землянский, директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии.

Он напоминает, что в 1985 году только началось строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск, которая и должна была соединить Якутск с системой железных дорог России. Беркакит – станция в Нерюнгринском районе Якутии, куда железную дорогу протянули еще раньше для обеспечения вывоза угля. Однако стройка сильно замедлилась после развала СССР.

«Строительство железной дороги велось три с половиной десятилетия в условиях сменяющих друг друга экономических кризисов: 90-х годов, 2009 года, 2014-2015 годов, пандемии 2020 года. Только в 2019 году удалось открыть пассажирское железнодорожное сообщение до станции Нижний Бестях на правом берегу Лены. До Якутска железнодорожное сообщение на текущий момент так и не обеспечено, и как раз из-за отсутствия моста», – отмечает Землянский.

В 2008 году компания «Трансмост» получила положительное заключение Главгосэкспертизы на созданный проект моста. Однако средств на строительство тогда не нашли, учитывая разразившийся мировой экономический кризис.

Новый реальный шанс быть построенным у моста через Лену появился в 2013 году. Тогда был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения по данному проекту. Однако судьба снова вмешалась. В марте 2014 года произошло историческое событие – воссоединение Крыма с Россией. И мост через Керченский пролив получил приоритетное финансирование.

«Очевидно, что в ситуации возвращения Крыма мост на полуостров оказался вне всякой конкуренции. И вопрос выделения денег здесь был даже не приоритетным. Резервов техники и специалистов на два столь грандиозных проекта у нашей, да и у любой другой страны, просто нет»,

– говорит Максимов. Поэтому мост через Лену пришлось отложить.

Сооружение моста через Лену – не тривиальная задача. «Даже с применением новейших технологических решений, сооружение подобного моста – это крайне трудная инженерно-архитектурная задача. Климат в регионе резко-континентальный, отличается продолжительным зимним периодом и коротким летом. Зима длится более полугода, со средним минимумом температуры ниже 50°C. Толщина льда на Лене стабильно более двух метров, что приводит к заторам льда, которые способны разрушить любую конструкцию. Кроме того, район Якутска является сейсмически нестабильным, с максимальной интенсивностью шесть-восемь баллов по 12-балльной шкале. Эти факторы обуславливают рисковую составляющую и высокую смету расходов», – отмечает Максимов.

Именно поэтому с самого начала были долгие споры о том, каким должен быть мост. Предлагались разные варианты, даже проект строительства подводного тоннеля, схожего по архитектуре с тоннелем под Ла-Маншем.

Но несмотря на все сложности, мост через Лену – один из самых нужных объектов такого рода в стране, уверены эксперты. Тем более после того, как были построены мост через Амур в Хабаровске в середине 2000-х, а теперь уже и Крымский непростой мост.

«Мост через Лену необходим. Это не только драйвер развития благосостояния Якутии, важный элемент национальной транспортной системы, но и четкий месседж, подчеркивающий силу национальной экономики и готовность решать самые амбициозные и уникальные задачи, посильные только наиболее развитым мировым державам», – считает Максимов.

«Мост через Лену заметно снизит издержки на вывоз грузов с территорий на левом берегу Лены. В настоящее время грузы необходимо перегружать несколько раз: доставлять к берегу, перегружать на речной транспорт, после чего перегружать еще раз на автомобильный или железнодорожный транспорт. Такая модель резко увеличивает транспортные издержки, время в пути, ухудшает финансово-экономическое положение грузоотправителей», – указывает Дмитрий Землянский.

«Мост через Лену важно построить, чтобы сократить стоимость потребительских товаров в Республике Саха и в том числе в Якутске, так как значительную часть цен товаров в этом регионе составляют транспортные издержки.

Строительство моста позволит решить важную логистическую проблему и сократить расходы на доставку продуктов питания и других товаров до Якутска», – считает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

«Благодаря мосту будет расширена дорожная сеть республики, улучшится дорожная инфраструктура, особенно если учесть, что до сих пор Якутск не имеет прямой связи с федеральной сетью автомобильных дорог. Кроме того, строительство моста будет предполагать и строительство подъездных путей к нему, а это также дополнительные инвестиции в экономику региона и дополнительные рабочие места», – добавляет Мильчакова.

Мост через Лену в том числе и социальный проект. «Сегодня авиационный транспорт остается практически безальтернативным для организации регулярного пассажирского сообщения из Якутска в другие регионы страны. Природные условия таковы, что ограничения на вылет и прилет в зимнее время вводятся регулярно», – отмечает Землянский.

Впрочем, в вопросах реализации таких инфраструктурных проектов, как Крымский или Ленский мосты, нельзя оперировать традиционными рыночными категориями, считает Максимов. «Во многих случаях окупаемость проекта – это не объем грузов в первый год эксплуатации или наличие заданных объемов пассажирского трафика. Речь идет о транспортной связанности регионов, политической значимости проекта, открытии перспектив к росту качества жизни на территории субъектов России», – заключает эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Подполье сообщило о взрыве возле склада с ракетами HIMARS под Запорожьем
Темы дня

Белоруссия начала готовиться к украинской провокации большого размаха

В Белоруссии говорят о нарастании напряженности на границе с Украиной, которая стягивает войска и вооружения. Белорусские военные уже приготовились дать отпор диверсантам и рейдовым отрядам. По оценке экспертов, ВСУ поддерживают белорусскую несистемную оппозицию, которая могла бы захватить райцентр и превратить его в «окно» для проникновения в Белоруссию оружия и финансовых средств из ЕС для дальнейшей дестабилизации обстановки.

На Украине появляется партизанское движение нового типа

В субботу в России отмечается День партизан и подпольщиков. Современные партизаны и подпольщики развернули свою деятельность на Украине. В стране участились диверсии на железных дорогах, горят автомобили сотрудников военкоматов. По мнению экспертов, число последователей легендарного Сидора Ковпака будет только увеличиваться, но методы нынешних партизан отличаются от тех, что были востребованы во времена Великой Отечественной войны.

В ДНР объяснили значение освобождения поселка Шумы

Трамп назвал необходимое условие для взаимодействия России и США

Россиянам напомнили об изменениях с 1 июля

Новости

Офицер рассказал, что российские ПВО изучают американскую ракету PrSM

Российские расчеты ПВО в зоне спецоперации изучают новейшую американскую ракету Precision Strike Missile (PrSM), которую Украина может получить в одном из пакетов помощи, рассказал офицер расчета ПВО с позывным Стаф.

Американский профессор предупредил о чудовищных последствиях «войны с Россией»

Действия НАТО могут привести к прямой конфронтации США и России, что обернется чудовищными последствиями, заявил профессор истории и глава Института ядерных исследований американского университета в Вашингтоне Питер Кузник изданию The American Conservative.

В Германии назвали несбыточными слова Зеленского об условиях окончания конфликта

Требования президента Украины Владимира Зеленского в ходе выступления в бундестаге о важности завершить конфликт на условиях Киева и без компромиссов с Россией совершенно несбыточны, заявила на канале ZDF немецкий политик Сара Вагенкнехт.

Пленный офицер ВСУ заявил о неукрепленных позициях ВСУ под Харьковом

Пленный украинский офицер Олег Карпюк рассказал о сильном наступлении российских войск на Харьковском направлении, и призвал сослуживцев сдаваться ВС России, следует из видео Министерства обороны России.

ВСУ обстреляли эвакуационную колонну в ДНР, семь человек погибли

ВСУ обстрелян автобус во время эвакуации из Торецка (Дзержинска) в ДНР, сообщил советник главы региона Игорь Кимаковский.

В Германии заявили о господстве России в небе над Украиной

На своей странице в соцсети немецкий журналист и военный обозреватель Юлиан Репке отметил, что российская армия имеет возможность свободно использовать разведывательные беспилотники над Украиной из-за значительной потери ВСУ систем ПВО.

Маск высмеял выступление Байдена на дебатах

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал выступление президента США Джо Байдена на дебатах с бывшим американским лидером Дональдом Трампом.

СМИ назвали условие выхода Байдена из президентской гонки

Президент США Джо Байден покинет президентскую гонку, если это решение примут его супруга Джилл Байден, младшая сестра Валери и друг Тед Кауфман, а также небольшая группа советников главы Белого дома, сообщили источники портала Axios.

Тюменские полицейские рассказали подробности боя с террористами в Махачкале

Порядка 20 полицейских из Тюмени, прикомандированных в Дагестан для несения службы в составе временной оперативной группы, одними из первых вступили в бой с террористами в Махачкале.

В Германии раскрыли роль спецслужб США в срыве строительства «Северного потока – 2»

Представители американских спецслужб еще во время президентства Дональда Трампа вели активную деятельность по предотвращению постройки «Северного потока – 2», обращаясь к экологическим организациям в Мекленбурге – Передней Померании и предлагая поддержку, заявил председатель фракции СДПГ в ландтаге федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания Томас Крюгер.

После избиения мужчины до смерти иностранцами в Москве возбуждено дело

Следователи возбудили уголовное дело по факту избиения мужчины до смерти группой иностранных граждан на северо-западе Москвы, три участника конфликта задержаны, сообщил СК по Москве.

В Ираке заявили, что Путин застал Запад врасплох

Запад пренебрежительно отнесся к потенциальным угрозам и увяз на Ближнем Востоке, в то время как президент России Владимир Путин нашел возможности для реализации своих политических планов и попытался воплотить в жизнь мечты о восстановлении былой славы России, развенчав миф о несокрушимой гегемонии США, пишет иракское новостное агентство Al Hadath.
Мнения

Ирина Алкснис: Американский паспорт настигла девальвация

У Вашингтона всё меньше привлекательных стимулов, за которые люди готовы что-то делать для него, и даже перекладывающие бумажки чиновники сразу требуют от гегемона максимально высокую цену за свои услуги.

Леонид Севастьянов: Наследие Римской империи может помочь миру

В современном мире, где независимых и нейтральных государств становится все меньше, Папа Римский сохранил свой нейтралитет и потенциал Ватикана как реальной переговорной площадки для всех сторон.

Глеб Кузнецов: Байден подтвердил победу Альцгеймера

Я бы поостерегся говорить, что Байдена сменят. Скорректируют стратегию публичного представительства. А дальше – как пойдет. Если на публике он перестанет «зависать», а начнет творить непотребства – одно дело, если нет – другое.
Вопрос дня

Как правильно перевозить кошку или собаку в поезде и самолете на дальнее расстояние?