Экономика

19 июня 2024, 11:44

Ленский мост станет стройкой государственной важности

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

Владимир Путин обсудил вопрос возведения моста через Лену в Якутии с министром финансов Антоном Силуановым и с главой Якутии Айсеном Николаевым. Начать стройку планируется в 2025 году. Истории этого проекта уже более 40 лет, однако его реализации каждый раз мешали разные обстоятельства. Что мешало построить мост и почему он так важен?

Глава Якутии на встрече с Владимиром Путиным заявил об экономии местного бюджета почти на 5 млрд рублей каждый год. Это станет возможным благодаря строительству моста через Лену за счет снижения расходов на «северный завоз». Долгожданный мост даст республике прирост валового продукта на 3%. Также мост повысит транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза – с 22 до 87%, сообщалось ранее.

Путин рассказал, что накануне обсуждал вопрос возведения моста с министром финансов Антоном Силуановым.

Строительство моста через Лену в районе Якутска обойдется в 130 млрд рублей. В этом году начались подготовительные работы, основной этап строительства стартует в 2025 году, а завершить планируется к 2028 году.

Согласно проекту, мост будет представлять собой трехпилонную вантовую систему с балочными эстакадами на подходах. Длина самого моста составит 2,5 км, также будет возведено более двух километров эстакад на двух берегах.

Между тем идея строительства моста через Лену в районе Якутска обсуждается очень давно – еще с 1980-х годов. То есть история проекта моста насчитывает более сорока лет. К 1986 году была готова документация. Представленное технико-экономическое обоснование предлагало три варианта строительства, в качестве приоритетного рассматривался мост в створе Лены в районе села Табага в 15 км от Якутска, выше по течению.

Почему же старт строительству тогда так и не был дан? «Экономическая ситуация позднего СССР была далека от идеала. В то время начали активно сворачиваться проекты, которые не могли дать быстрой отдачи (а практически любая стратегическая инициатива имеет длинные сроки окупаемости), среди которых оказался и мост через Лену. Конечно, нельзя не сказать также про высокую стоимость проекта и тяжелые природные условия, в которых должно пройти строительство. По многим параметрам этот мост является вообще уникальным и не имеющим аналогов даже сейчас. Технологии тех лет подразумевали возведение объекта в течение 10 лет, мост планировали запустить к 1995 году. Но зная особенности советского строительства, которые легко охарактеризовать одним емким словом «долгострой», то можно быть уверенным, что проект затянулся бы на гораздо больший срок», – рассказывает Максим Максимов, доцент кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Плеханова.

Кроме того, строительство этого моста зависело от строительства железной дороги.

«Нельзя рассматривать строительство моста в отрыве от железной дороги. Это связанные между собой проекты, которые требовали колоссальных вложений в инфраструктуру. В предыдущие годы у Российской Федерации не было достаточно средств, чтобы их обеспечивать в полном объеме. После завершения строительства железной дороги вопрос строительства моста остается уже делом времени и конъюнктуры. Рано или поздно это произойдет», – считает Дмитрий Землянский, директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии.

Он напоминает, что в 1985 году только началось строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск, которая и должна была соединить Якутск с системой железных дорог России. Беркакит – станция в Нерюнгринском районе Якутии, куда железную дорогу протянули еще раньше для обеспечения вывоза угля. Однако стройка сильно замедлилась после развала СССР.

«Строительство железной дороги велось три с половиной десятилетия в условиях сменяющих друг друга экономических кризисов: 90-х годов, 2009 года, 2014-2015 годов, пандемии 2020 года. Только в 2019 году удалось открыть пассажирское железнодорожное сообщение до станции Нижний Бестях на правом берегу Лены. До Якутска железнодорожное сообщение на текущий момент так и не обеспечено, и как раз из-за отсутствия моста», – отмечает Землянский.

В 2008 году компания «Трансмост» получила положительное заключение Главгосэкспертизы на созданный проект моста. Однако средств на строительство тогда не нашли, учитывая разразившийся мировой экономический кризис.

Новый реальный шанс быть построенным у моста через Лену появился в 2013 году. Тогда был проведен конкурс на право заключения концессионного соглашения по данному проекту. Однако судьба снова вмешалась. В марте 2014 года произошло историческое событие – воссоединение Крыма с Россией. И мост через Керченский пролив получил приоритетное финансирование.

«Очевидно, что в ситуации возвращения Крыма мост на полуостров оказался вне всякой конкуренции. И вопрос выделения денег здесь был даже не приоритетным. Резервов техники и специалистов на два столь грандиозных проекта у нашей, да и у любой другой страны, просто нет»,

– говорит Максимов. Поэтому мост через Лену пришлось отложить.

Сооружение моста через Лену – не тривиальная задача. «Даже с применением новейших технологических решений, сооружение подобного моста – это крайне трудная инженерно-архитектурная задача. Климат в регионе резко-континентальный, отличается продолжительным зимним периодом и коротким летом. Зима длится более полугода, со средним минимумом температуры ниже 50°C. Толщина льда на Лене стабильно более двух метров, что приводит к заторам льда, которые способны разрушить любую конструкцию. Кроме того, район Якутска является сейсмически нестабильным, с максимальной интенсивностью шесть-восемь баллов по 12-балльной шкале. Эти факторы обуславливают рисковую составляющую и высокую смету расходов», – отмечает Максимов.

Именно поэтому с самого начала были долгие споры о том, каким должен быть мост. Предлагались разные варианты, даже проект строительства подводного тоннеля, схожего по архитектуре с тоннелем под Ла-Маншем.

Но несмотря на все сложности, мост через Лену – один из самых нужных объектов такого рода в стране, уверены эксперты. Тем более после того, как были построены мост через Амур в Хабаровске в середине 2000-х, а теперь уже и Крымский непростой мост.

«Мост через Лену необходим. Это не только драйвер развития благосостояния Якутии, важный элемент национальной транспортной системы, но и четкий месседж, подчеркивающий силу национальной экономики и готовность решать самые амбициозные и уникальные задачи, посильные только наиболее развитым мировым державам», – считает Максимов.

«Мост через Лену заметно снизит издержки на вывоз грузов с территорий на левом берегу Лены. В настоящее время грузы необходимо перегружать несколько раз: доставлять к берегу, перегружать на речной транспорт, после чего перегружать еще раз на автомобильный или железнодорожный транспорт. Такая модель резко увеличивает транспортные издержки, время в пути, ухудшает финансово-экономическое положение грузоотправителей», – указывает Дмитрий Землянский.

«Мост через Лену важно построить, чтобы сократить стоимость потребительских товаров в Республике Саха и в том числе в Якутске, так как значительную часть цен товаров в этом регионе составляют транспортные издержки.

Строительство моста позволит решить важную логистическую проблему и сократить расходы на доставку продуктов питания и других товаров до Якутска», – считает Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

«Благодаря мосту будет расширена дорожная сеть республики, улучшится дорожная инфраструктура, особенно если учесть, что до сих пор Якутск не имеет прямой связи с федеральной сетью автомобильных дорог. Кроме того, строительство моста будет предполагать и строительство подъездных путей к нему, а это также дополнительные инвестиции в экономику региона и дополнительные рабочие места», – добавляет Мильчакова.

Мост через Лену в том числе и социальный проект. «Сегодня авиационный транспорт остается практически безальтернативным для организации регулярного пассажирского сообщения из Якутска в другие регионы страны. Природные условия таковы, что ограничения на вылет и прилет в зимнее время вводятся регулярно», – отмечает Землянский.

Впрочем, в вопросах реализации таких инфраструктурных проектов, как Крымский или Ленский мосты, нельзя оперировать традиционными рыночными категориями, считает Максимов. «Во многих случаях окупаемость проекта – это не объем грузов в первый год эксплуатации или наличие заданных объемов пассажирского трафика. Речь идет о транспортной связанности регионов, политической значимости проекта, открытии перспектив к росту качества жизни на территории субъектов России», – заключает эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Песков: Россия не ставила в известность другие страны о пуске ракеты средней дальности «Орешник»
Темы дня

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

Британские СМИ усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Министр обороны Британии не прокомментировал удары Storm Shadow вглубь России

Министр обороны Британии Джон Хили отказался комментировать удары украинских ракет Storm Shadow вглубь территории России, сославшись на угрозу оперативной безопасности.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

На Западе сделали предварительный анализ о пущенной по Украине ракете «Орешник»

Россия запустила ракету средней дальности по Украине, а не межконтинентальную баллистическую (МБР), пишет Reuters со ссылкой на представителя США.

Соучастника мошенничества против Долиной задержали в Москве

В столице задержан 27-летний житель Республики Татарстан, подозреваемый в участии в многомиллионном мошенничестве против певицы Ларисы Долиной, сообщили в правоохранительных органах.

Названа причина обысков в доме у продюсера Мишина

В загородном доме Игоря Мишина в Подмосковье прошли обыски, связанные с уголовным делом об иноагентах, сообщили в правоохранительных органах.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?