Экономика

12 сентября 2023, 11:32

Россия стоит на пороге важного исторического события в авиастроении

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Твердый контракт на покупку «Аэрофлотом» 52 новых российских самолетов имеет историческое значение. Тем самым разработчик гарантирует, что россияне начнут летать в небе на новейших и импортозамещенных самолетах уже с 2024 года. Этот год начнет отсчет до полной независимости российской авиации от Запада.

Группа «Аэрофлот» заключила твердый контракт на лизинг 52 новых самолетов – 18 лайнеров МС-21-310 и 34 SJ-100 – в рамках Восточного экономического форума. Договор подписан с лизинговой компанией, входящей в госкорпорацию «Ростех», – «Авиакапитал-сервис». Эти самолеты должны быть поставлены для эксплуатации авиакомпаний «Аэрофлот» и «Россия» (входит в группу «Аэрофлота») в период с 2023 по 2025 год.

Сможет ли Россия всего за два оставшихся года произвести более 50 новейших самолетов, которые впервые должны сойти с серийного конвейера осенью 2024 года?

У «Аэрофлота» уже есть общее соглашение непосредственно с ОАК о планах купить 339 самолетов отечественного производства к 2030 году. В Минпромторге оценивали этот контракт в 1 трлн рублей.

В текущем твердом контракте на 52 самолета прописываются уже конкретные сроки поставок, финансовые условия лизинга, стоимость сделки и т. д. «Твердый контракт означает, что ОАК готова вовремя произвести и поставить заказанные самолеты с конкретными характеристиками. Это хороший знак, который указывает на то, что корпорация верит в реализацию этих планов. Думаю, что уверенность дал и первый полет SJ-100», – говорит глава отраслевого портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

По его мнению, планы по объемам производства самолетов поставлены более чем реалистичные. По плану разработчиков, первые шесть самолетов МС-21 будут выпущены к концу 2024 года, а затем каждый год производственный план будет удваиваться. То есть в 2025 году планируется собрать уже 12 МС-21 (в 2026 году – 24 штуки и так далее). Соответственно, самые первые коммерческие самолеты будут «улетать» в группу «Аэрофлота».

«Самое главное – это первая производственная партия, когда отрабатываются все новые технологические процессы. Потом рука уже набита, и можно ускорять объемы производства», – говорит эксперт.

С «Суперджетом» ситуация несколько иная. С одной стороны, этот самолет уже производится в России, и его выпуск доходил до 20 самолетов в год. С другой стороны, Россия создала почти новый самолет, заменив все детали и комплектующие на отечественные. «Здесь уже есть производственные мощности и коллектив, остается только освоить на заводах те изменения, которые были внесены в конструкцию импортозамещенного «Суперджета». Этот лайнер только недавно взлетел, и ему еще предстоит пройти минимум год испытаний, в том числе с отечественным двигателем. Скорее всего, первая партия в 2024 году будет меньше (14 самолетов), а уже в 2025 году заводы выйдут на сборку 20 самолетов», – полагает Гусаров.

Однако у эксперта есть небольшие опасения по срокам, так как они довольно жесткие. У «Суперджета» еще не сертифицирован отечественный двигатель, в отличие от МС-21. А создание двигателя считается даже более сложным технологическим процессом, чем конструкция самого самолета. Первый полет SJ-100 с новым российским двигателем планируется совершить в конце этого года или начале 2024 года. «Двигатель – это очень сложная и капризная вещь, и могут быть сюрпризы. Они могут сдвинуть сроки серийного выпуска. Но будем надеяться, что доработка двигателя и его сертификация будет произведена в обозначенные сроки. Подписание твердого контракта говорит о том, что ОАК верит в свой успех», – говорит собеседник.

Это событие показывает, что Россия подошла к важному рубежу на пути возрождения собственного авиастроения. Российская промышленность годами шла к этому. И теперь

стороны зафиксировали, что через год российские авиакомпании впервые в истории начнут эксплуатировать сразу два типа отечественных современных лайнеров. 2024 год должен войти в историю современной России.

С 2024–2025 годов отечественные лайнеры начинают активно выдавливать иностранные самолеты в парках российских авиакомпаний. По плану, уже к 2030 году 80% авиационного парка российских авиакомпаний будет состоять из отечественных самолетов.

«Мы сейчас стоим на пороге исторического поворота в гражданской авиации. Более 100 лет назад наша авиация тоже начиналась с иностранных самолетов – французских, испанских. Но после 1930-х годов и особенно после Второй мировой войны мы оказались в числе мировых лидеров авиастроения: мы создавали самолеты, которые превосходили западные аналоги. Однако в 1990-х годах у нас случился застой в авиационной промышленности, а западные конкуренты вырвались вперед. И наши авиакомпании снова вернулась к иностранной технике. И вот в 2020-х годах мы готовы вернуться в элитарный клуб мировых лидеров разработки гражданской авиатехники и вернуть нашим авиакомпаниям отечественные крылья», – рассказывает Роман Гусаров.

Это важно не только с точки зрения престижа России на международной арене. Это серьезное достижение с точки зрения нашего технологического развития и поддержки экономики.

«Авиационная промышленность подтягивает за собой развитие огромной цепочки смежной индустрии. Это и металлургия, и химия, и композитное производство, и производство сложного оборудования, и электроники вплоть до текстильной промышленности, так как сиденья тоже надо шить.

Покупка всего 10 самолетов иностранного производства означала, что мы отдаем 1 млрд долларов в чужую экономику, финансируем чужие рабочие места, чужие бюджеты и чужие пенсии. Теперь мы создали собственный гигантский пласт промышленности, собственные технологии, рабочие места, новые налоговые поступления»,

– отмечает собеседник.

Наконец, в условиях жесткого санкционного давления России просто необходимо иметь собственные типы самолетов ради своей независимости и безопасности.

МС-21 – это совершенно новый среднемагистральный самолет, который Россия создала с нуля впервые со времен Советского Союза. «Это самый востребованный на рынке тип самолета. Почти 80% мирового пассажиропотока перевозится самолетами именно этого класса. МС-21 должен прийти на смену Boeing 737 и Airbus A320, которые сегодня составляют основу и мирового, и российского авиапарка», – говорит Гусаров.

Его запуск в серию ожидался изначально в прошлом году, однако санкционные ограничения со стороны Запада – сначала на композитные материалы, потом на американские двигатели и другие комплектующие – потребовали больших усилий и времени. Однако России удалось решить каждый вопрос.

«После санкционного запрета закупать иностранные композитные материалы мы всего за два года смогли справиться с этой проблемой. Это фантастический срок.

Мы смогли разработать собственные материалы, испытать их, построить завод, создать крыло из отечественного композита, испытать его и поставить на лайнер. Это вселяет надежду, что текущий процесс окончательного импортозамещения, начавшийся после прошлогодних санкций, также будет успешно завершен», – говорит эксперт.

Помогло еще то, что МС-21 изначально решено было создавать как самолет, который может летать на разных двигателях – как на американском, так и на российском. Это распространенная практика на Западе. Поэтому параллельно самолету проектировался и собственный двигатель. В итоге к моменту запрета использования американского двигателя у МС-21 уже был собственный аналог. Superjet-100 (из названия убрали «Сухой») – это, по сути, новый модифицированный самолет, который должен получить лучшие характеристики, чем его предшественник с импортными комплектующими. «Мы не просто меняем импортные комплектующие на отечественные аналоги, а идет разработка новой модификации самолета. Там практически все новое, начиная с самого планера, который был перепроектирован», –говорит Роман Гусаров.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Москве прогремел салют в честь Дня Победы
Темы дня

Киев в День Победы проигрывает войну с исторической памятью

На Украине, вопреки фактическому запрету, граждане отмечают День Победы. Некоторые приносят цветы к сохранившимся мемориалам, кому-то удалось наблюдать за проведением парада Победы в Москве по телевизору. По мнению экспертов, эта тенденция говорит только об одном: украинцы не готовы принять идеологию Зеленского и предать историческую память о подвиге дедов и прадедов в Великой Отечественной войне.

Зачем советская власть ввела и отменила национальные дивизии

В период Великой Отечественной войны в составе Красной армии действовали национальные дивизии, сформированные по этническому принципу. Зачем они понадобились стране победившего интернационализма? И почему показали себя в боях хуже, чем «обычные» дивизии?

В Польше признали присутствие солдат НАТО на Украине

Зеленский и Порошенко пропали из базы розыска в России

Бригада ВСУ отказалась исполнять приказ из США по эвакуации Abrams

Новости

Экс-разведчик США: Россия могла бы уничтожить Украину за один день

Военный потенциал России позволил бы ей уничтожить Украину в течение суток, не используя ядерное оружие, заявил бывший разведчик ВС США Скотт Риттер.

В Армении запустили процедуру импичмента Пашиняна

Лидер армянского оппозиционного движения «Тавуш во имя родины» архиепископ Баграт объявил о начале процедуры импичмента премьер-министра страны Никола Пашиняна в парламенте.

Оскорбившего пенсионерок блогера задержали в аэропорту

В столице задержали оскорбившего пожилых женщин подозреваемого, он делал это для развития своего блога, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Захарова отреагировала на слова Туска о солдатах НАТО на Украине

Слова премьер-министра Польши Дональда Туска о том, что на территории Украины присутствуют солдаты НАТО, доказывают ведение Западом гибридной войны против России, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Провокаторы с флагами Украины пытались сорвать шествие в честь Дня Победы в Вене

В центре Вены вечером 9 мая состоялось шествие Бессмертного полка, которое омрачили действия провокаторов с украинскими флагами.

Жители Нарвы через реку посмотрели концерт в честь Дня Победы

Жители эстонского города Нарва собрались на набережной, чтобы хотя бы через реку посмотреть концерт в честь Дня Победы, который проходил в российском Ивангороде.

Путин поблагодарил президента Лаоса за передачу России танков Т-34

Москва признательна Лаосу за передачу танков Т-34, они являются символом Победы и важны для воспитательной работы с молодежью, заявил президент России Владимир Путин на встрече с лаосским коллегой Тхонглуном Сисулитом в Кремле.

Лукашенко назвал инициатора совместных ядерных учений России и Белоруссии

Инициатором совместных ядерных учений России и Белоруссии выступил белорусский лидер Александр Лукашенко, об этом сам Лукашенко сообщил журналистам.

Стало известно об ожесточенных боях в Часовом Яре

В Часовом Яре в 10 км от Артемовска разгорается острая битва, пишет Asia Times.

Экс-сотрудник Пентагона рассказал о провале плана НАТО по захвату Крыма

Запад не смог помочь Киеву захватить Крым, несмотря на тщательную подготовку с использованием самых современных военных симуляторов, заявил экс-помощник замминистра обороны США Стивен Брайен.

Глава Европарламента выступила в Раде перед пустым залом

Президент Европарламента Роберта Метсола, прибывшая в Киев в четверг, выступала в Верховной раде перед пустым залом, заявил украинский депутат Алексей Гончаренко (внесен в России в перечень террористов и экстремистов).

Путин: Украинские беспилотники летают над головами, как мухи

Украинские беспилотники «как мухи» летают над головами российских бойцов, но российские ученые, инженеры и конструкторы работают над этим, заявил президент Владимир Путин в ходе встречи с военнослужащими.
Мнения

Игорь Караулов: Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы