Соледобытчики России через ассоциацию «Руспродсоюз» обратились к министру транспорта России Виталию Савельеву. Они жалуются министру на то, что в стране искусственно создан дефицит полувагонов, которые необходимы для доставки соли от мест добычи пищевым производителям.
Это привело к тому, что ставка на предоставление полувагонов выросла более чем на 40% за последние три месяца. Собственники вагонов, а они с недавних пор принадлежат не РЖД, а частным компаниям, гарантируют поставку только половины полувагонов от необходимых для перевозки соли.
«Неритмичная подача подвижного состава или его отсутствие уже привело к остановке некоторых производственных площадок и невозможности выполнить взятые обязательства перед контрагентами», – говорится в письме «Руспродсоюза» к министру транспорта. Это грозит срывом поставок соли для пищевой промышленности.
В ассоциации пугают ростом цен на соль (а это социально значимый продукт) на 32%. И это скажется в целом на инфляции в России, которая вышла из целевого показателя в 4% в этом году. Чтобы «погасить» инфляционную спираль, Центробанк уже несколько раз поднимал ключевую ставку – и, скорее всего, до конца года поднимет ее еще.
Дело даже не в росте цены, а в том, что в стране назревает дефицит соли, которая необходима для производства большинства продуктов питания.
«Производители пока не понимают, во сколько обойдется перевозка соли, так как рост цен на полувагоны более чем на 40% не устранил проблему с нехваткой подвижного состава. Все будет зависеть от результатов и мер по разрешению ситуации»,
– говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
Пищевая промышленность столкнется с большими сложностями при выпуске готовой продукции. «В себестоимости готового продукта соль не составляет значительной величины, однако рецептуру нарушать нельзя. Соль – это пищевой ингредиент, используемый при производстве многих продуктов питания, и перебои с поставкой недопустимы», – говорит Востриков.
Любопытно, что кризис полувагонов, который ведет к дефициту и росту цен на соль в стране, имеет искусственный характер. В отличие, например, от резкого удорожания хлеба и муки, подсолнечного масла и моркови в России. Там основными факторами роста цен стали мировая инфляция, девальвация рубля и проблемы с урожаем. Но с солью ситуация совершенно иная.
В реальности дефицита полувагонов нет. «По нашим аналитическим данным, общее количество вагонов превышает потребность рынка», – уверяет Востриков. Так, по данным на конец марта 2021 года, наблюдался профицит полувагонов. В парке их насчитывалось более 577 тыс. штук, тогда как потребности рынка составляли 400-450 тыс. полувагонов.
Откуда же взялся дефицит полувагонов? В «Руспродсоюзе» винят недобросовестных владельцев и операторов подвижного состава, которыми являются частные компании. Они, по сути, «спрятали» вагоны в отстойники и не удовлетворяют заявки на вагоны, создавая тем самым дефицит при профиците ради обогащения, считают в ассоциации. По словам Вострикова, необходимо оптимизировать маршруты следования вагонов, вывести часть подвижного состава из отстойников и распределить его по регионам, исходя из потребностей производителей соли. И тогда ситуация нормализуется.
В Союзе операторов железнодорожного транспорта объяснили ситуацию тем, что в предыдущие годы резко сократился спрос на вагоны, поэтому собственники и отправили часть их в отстойники, а также не занимались их ремонтом. Там обещают вернуть на рынок до 20 тыс. полувагонов в ближайшее время, что позволит сбалансировать обеспечение погрузки.
«При взрывном росте цен на соль пострадают в первую очередь простые россияне. Однако стоит помнить, что поваренная пищевая соль входит в список социально значимых товаров, цены на которые государство может регулировать.
Поэтому в итоге могут пострадать скорее продуктовые ретейлеры, так как ценовые ограничения снижают маржинальность бизнеса и дезориентируют игроков рынка относительно баланса спроса и предложения», – говорит Артемий Шамшуков из ФГ «Финам».
Существенного роста цен на соль не ожидаем, так как ее товарные запасы в регионах достаточны, а такие факторы, как сезон солений и заготовок, не способны привести к существенному дефициту, считает Евгений Миронюк из «Фридом Финанс».