Экономика

11 августа 2019, 10:16

Нужна ли России скоростная железная дорога до Минска

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев активно лоббирует строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Минском. Он утверждает, что проект даже может быть привлекательным для инвестиций. Действительно ли подобная магистраль имеет экономический, а не только политический смысл – и сможет ли она когда-нибудь окупиться?

На сегодняшний день из Москвы в Минск можно попасть сразу тремя основными способами: с помощью самолёта, на поезде или используя рейсовый автобус.

Самым быстрым вариантом, понятное дело, является самолёт – перелёт из Минска в Москву или обратно занимает около полутора часов. Впрочем, с учётом полуторачасовой дороги из центра Москвы в Шереметьево, Домодедово и Жуковский, откуда летают самолёты в Минск, с включением времени ожидания регистрации на рейс и обратной дороги из национального аэропорта Минска в центр белорусской столицы, самолётное путешествие между двумя столицами займёт уже около пяти-шести часов. Согласно двусторонним межправительственным соглашениям, между Москвой и Минском разрешены 14 ежедневных прямых авиарейсов, из которых семь могут быть выполнены российскими авиакомпаниями, а семь – авиакомпаниями Белоруссии.

По железной дороге из Москвы в Минск и обратно ежедневно следует 10 пар пассажирских поездов. Поезд из Минска в Москву или обратно идёт от 8,5 до 11,5 часов. Самый быстрый из существующих поездов – это «Славянский экспресс» (Москва – Брест № 003), принадлежащий «Беларуской Чыгунке» (железной дороге Белоруссии), который выходит из Москвы в 22:03 и прибывает в Минск в 6:33, затрачивая на весь путь 8 часов 30 минут. Самый медленный поезд – «Москва – Брест», на нём путешествие между столицами займёт 11 часов 26 минут.

Примерно столько же, от 10 до 12 часов, следуют из Москвы в Минск и все рейсовые автобусы, следующие с самых разных автовокзалов российской столицы.

Стоимость поездки тоже будет различной – в зависимости от выбранного вида транспорта. Самый дешёвый билет предлагает автобус – на нём поездка между Москвой и Минском будет стоить пассажиру от 1250 до 1800 рублей. Дороже обойдётся поездка на поезде – здесь плацкарт будет стоить около 3000 рублей, а купе – чуть меньше 7000 рублей. И, наконец, полёт на самолёте между двумя столицами будет стоит от 3000 до 10 000 рублей, в зависимости от времени суток, типа воздушного судна и загруженности авиарейса.

Нетрудно заметить, что в этих цифрах уже скрыта одна из основных проблем международного железнодорожного сообщения между странами СНГ: билет на рейсовый автобус для расстояния около 700 км, что соответствует маршруту Москва – Минск, стоит минимум вдвое дешевле, чем плацкартное место в поезде  при сравнимом времени в пути. С другой стороны, самолёт позволяет добраться на таком плече уже немного быстрее поезда (даже с учётом дороги из аэропорта и обратно) при сравнимой, а то и меньшей стоимости билета. В итоге классический поезд оказывается «зажат» между двумя конкурентами. А его единственным преимуществом оказывается наличие спального места, что может быть критично лишь для некоторых категорий пассажиров – например, лиц пожилого возраста или семей с детьми.

Отсюда, в общем-то, проистекает и грустная статистика падения международных пассажирских железнодорожных перевозок между странами СНГ. Если в 2012 году все железные дороги «колеи 1520 мм» перевезли в международном сообщении 42,9 млн пассажиров, то, согласно последнему протоколу 70-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, прошедшему 14-15 мая 2019 года в финском Хельсинки, в 2018 году эта цифра составила лишь 18,6 млн пассажиров по всем направлениям. В 2019-м падение пассажиропотока продолжилось – за первый квартал он ужался ещё на 7% по сравнению с тем же периодом 2018 года.

Надо сказать, что даже в таком ужавшемся пассажиропотоке белорусское направление занимает важную роль: в 2018 году поездами дальнего следования с Белорусского вокзала Москвы уехало 4,15 млн пассажиров. Конечно, в это число попали и пассажиры, следующие в российский Калининград, Смоленск, Вязьму, Рыбинск и даже Архангельск и Новосибирск (с этого вокзала уходят поезда Минск – Новосибирск и Минск – Архангельск), однако подавляющую часть пассажиров дальнего следования Белорусского вокзала всё же составляли те, кто едут в западном направлении. А значит – являются потенциальными пассажирами планируемой ВСМ.

Сколько пассажиров надо для ВСМ?

Российский опыт эксплуатации высокоскоростных поездов пока что ограничивается только двумя направлениями – скоростные «Сапсаны» в России ходят по двум маршрутам: Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Оба этих маршрута не являются в чистом виде ВСМ, то есть отдельной высокоскоростной магистралью. Эксплуатируемые «Сапсаны» для своего передвижения «берут» пути общего пользования, которые для их скоростного прохода освобождают от грузового и обычного пассажирского движения.

Такое решение, конечно, в многом является компромиссом – так как график «Сапсанов» заставляет сдвигать пассажирские и грузовые поезда, которые вынуждены подстраиваться под проход скоростного экспресса. Однако он позволяет и избежать громадных инвестиций в отдельные нитки рельсов обособленной ВСМ – для запуска «Сапсанов» достаточно было модернизировать существующий железнодорожный ход.

В целом в мире проекты высокоскоростного наземного транспорта могут быть реализованы в двух принципиально разных вариантах. Либо как автономное движение высокоскоростных поездов со скоростью свыше 250 км/ч по специализированным путям, либо же с использованием тех же высокоскоростных поездов или обычных поездов – по существующим путям и со скоростью выше 200 км/ч. Нетрудно видеть, что нынешние российские маршруты «Сапсанов» – это именно второй вариант. Пусть и неидеальный, зато надёжный с точки зрения экономики и щадящий в плане инвестиций. В конце концов, бесстыковые 100-метровые рельсы, уложенные под проход скоростных «Сапсанов» – это инвестиция и в существующее грузовое и пассажирское движение.

Известны и оценки окупаемости «Сапсанов» и отдельной ВСМ для них, которые не раз звучали при обсуждении проектов скоростного движения между Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Казанью. Рекордный объем перевозок пассажиров на «Сапсане» составил 20,8 тыс. человек в сутки и был достигнут 30 апреля 2018 года, а среднесуточный – около 15 тысяч человек в сутки. По итогам 2018 года это составило 5,5 млн человек – на полтора миллиона больше, чем весь пассажирский оборот Белорусского вокзала в 2018 году.

Но даже в таком паллиативном варианте реализации скоростного движения (без отдельной магистрали) перевозки на «Сапсанах» по внутрироссийским маршрутам стабильно растут – в 2018 году пассажиров в скоростных поездах перевезли на 7% больше, чем годом ранее. При этом

только сейчас РЖД реально выходит на «нулевой» вариант эксплуатации «Сапсанов», когда высокоскоростное движение, наконец, окупает начальные инвестиции и начинает работать в прибыль.

По оценкам экспертов, при сохранении такой тенденции потенциальный пассажиропоток российских «Сапсанов» к 2026–2027 годам может составить более 7 млн человек. После чего уже встанет сразу два вопроса: с одной стороны, в этом случае действительно станут реально экономически выгодными проекты строительства ВСМ и, с другой – существующая инфраструктура железных дорог общего пользования окончательно станет «тесной» для интенсивного высокоскоростного движения.

Скорее всего, такой же взвешенный подход надо использовать и при анализе проектов высокоскоростного движения между Минском и Москвой. Пока что статистика показывает, что направление на Минск, хотя и является одним из самых важных в международном сообщении по «колее 1520 мм», однако отнюдь не дотягивает, например, до маршрута Москва – Санкт-Петербург, где только скоростное движение уже превосходит его минимум вдвое.

Отсюда следует, пожалуй, и простой вывод. О скоростных поездах между Минском и Москвой и о модернизации под их использование существующих путей говорить еще имеет смысл, а вот об отдельной высокоскоростной магистрали – пока что вряд ли. Она должна вырасти эволюционным путём, а не стать чисто политическим решением для галочки в портфолио масштабных проектов между Белоруссией и Россией.

Текст: Алексей Анпилогов

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

В Британии заявили об уязвимости страны перед ракетными атаками

Многолетнее сокращение оборонных расходов Британии сделало страну уязвимой перед потенциальной угрозой ракетных и беспилотных атак, сообщает канал Sky News со ссылкой на источники в минобороны страны и мнение ветеранов холодной войны.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

У военкоматов Киева образовались очереди из пытающихся обновить данные

Огромные очереди из военнообязанных образовались у военкоматов в Киеве, люди спешат обновить свои данные до вступления в силу нового закона об усилении мобилизации, сообщили украинские СМИ.

Грузовик в Киргизии врезался в группу детей

В киргизском поселке грузовой автомобиль без водителя сбил 29 детей на празднике, трое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения страны.

Синоптик предупредил о похолодании до минус шести градусов в европейской части России

В ближайшие дни в европейской части России ожидается резкое понижение температуры, которое приведет к заморозкам, сообщил научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд.

Советник главы ДНР рассказал о значении взятия Бердычей

Освобождение села Бердычи под Авдеевкой расширяет плацдарм российских войск и позволит усилить огневое давление на дорогу, ведущую к Покровску, заявил советник главы региона Игорь Кимаковский.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?