Экономика

3 августа 2018, 21:20

Станет ли Украина великой вертолетной державой

Фото: rnbo.gov.ua

Один из ведущих политиков Украины предложил оригинальный, если не сказать, анекдотичный способ борьбы с плохими дорогами. По мнению секретаря СНБО Александра Турчинова, дешевые вертолеты украинского производства помогут в этой проблеме. Есть ли в заявлениях чиновника хоть какое-либо здравое зерно? Попробуем разобраться.

Новейшие вертолеты украинского производства имеют хорошие перспективы в использовании не только для нужд безопасности и обороны, но и в гражданском секторе страны. «Легкие вертолеты – мобильные и быстрые – могут решать проблему транспортного сообщения. Пора посмотреть на вертолет как на обычное и эффективное транспортное средство», – цитируют секретаря СНБО Александра Турчинова украинские СМИ.

Тем более что вертолеты украинского производства намного дешевле заграничных, заявляет Турчинов. Украинская инфраструктура для широкого использования вертолетов как транспортных средств, правда, не готова, но это «при желании можно быстро изменить».

«На Украине много проблем со строительством дорог, которые решаются достаточно трудно и медленно. Но небо у нас соответствует лучшим европейским стандартам без инвестиций, и ему не нужен ямочный ремонт, на котором можно украсть деньги. Поэтому легкие вертолеты могут быть востребованы на внутреннем рынке, причем цена, которую предлагают украинские производители, на порядок ниже зарубежных аналогов. Уже сегодня эти вертолеты «по карману» среднему предприятию», – заявил секретарь СНБО.

«Всему миру известна продукция мощного предприятия «Мотор Сич», но в последнее время в стране уже создано шесть новых предприятий по производству легких вертолетов. Лишь в Киевской области мы побывали сегодня на двух таких производствах», – заявил Турчинов после посещения предприятий «Чезара» и «Вибстон Аэро» в Киевской области.

Правда, что же за легкие вертолеты производят эти киевские предприятия, он не рассказал. Между тем реально добиться хоть какого-то успеха при создании собственного вертолета до сих пор под силу только двум украинским компаниям. Это киевское КБ «Вертикаль», которое разработало легкий трехместный вертолет КТ-112 «Кадет», а также полтавская компания «Аэрокоптер» (она создала двухместный АК1-3). Остальные же якобы украинские вертолеты – это в реальности переделанные иностранные.

Это касается и вертолетов «Надежда» («Надия»), о сертификации которых крупнейший производитель авиационных двигателей – украинский «Мотор Сич» – неожиданно заявил год назад. И даже пообещал начать их выпуск в 2018 году. Вертолет рассчитан на семь пассажиров, с дальностью полета 1000 км, поэтому способен «облететь» всю Украину, заявлял тогда президент и генконструктор предприятия Вячеслав Богуслаев.

В апреле этого года вертолет совершил свой первый полет, и «Мотор Сич» признался, что летательный аппарат МСБ-2 «Надежда» – это все-таки не новый созданный Украиной вертолет, а модернизированная версия Ми-2, разработанного еще в 1960-х годах. Создать собственный вертолет с нуля и всего за пару лет Украина не в состоянии. «Мотор Сич», конечно, имеет признанные компетенции в производстве вертолетных двигателей, но не самих вертолетов. Кроме двигателей, необходимы также компетенции по выпуску лопастей, рулевого винта и редукторов, которыми Украина никогда не обладала.

«Речь не идет о том, что будут заново производиться Ми-2 по старой документации. Речь о том, чтобы взять существующую на рынке машину, заменить двигатель, провести капитально-восстановительный ремонт, может быть, добавить свежие комплектующие части бортового и навигационного оборудования, чтобы упростить пилотирование. Когда речь идет о новом двигателе, это требует сертификации, так как это требует внесения изменений в конструкцию. Но это не производство нового вертолета», – говорит главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Идею же Турчинова пересадить украинцев на вертолеты признали нежизнеспособной. «Это как история про хрустальный мост, который неплохо было бы построить. Регулярные пассажирские вертолетные перевозки относительно эффективны, только когда дороги практически отсутствуют. Если два часа на вертолете могут заменить полтора-двое суток пути по полному бездорожью, тогда это имеет целесообразность. Хотя в таких случаях обычно используется самолет, потому что он имеет значительно меньшую стоимость летного часа. Наземная автомобильная и железнодорожная же сеть Украины, может быть, и деградировала, но явно не до состояния полной непроходимости. Поэтому говорить о массовых вертолетных перевозках вряд ли стоит», – считает Пантелеев.

В СССР, кстати, были прецеденты, когда вертолеты использовались для регулярной перевозки пассажиров. Например, вертолеты Ми-4 летали в столичные аэропорты, такие перевозки были и в Крыму, и на Камчатке. Но экономика оказалась абсолютно неконкурентоспособной. Или, например, в Эстонии регулярно летали на один из островов на вертолетах, но Украина явно не островное государство.

Использование современного двигателя на Ми-2 разработки «Мотор Сич», конечно, улучшит летные характеристики вертолета, но не настолько, чтобы заменить самолеты, отказаться от железнодорожного и автомобильного сообщения, отмечает Олег Пантелеев. Использование вертолетов для корпоративных перевозок и частных полетов – это повсеместная практика, но не регулярные пассажирские перевозки. Простые украинцы просто не смогут себе позволить такое дорогое удовольствие.

«На мировых выставках в основу проектов авиатакси ложатся увеличенные дроны с минимальной стоимостью эксплуатации, умеренной ценой и максимально упрощенным пилотированием вплоть до полной автоматики без участия человека. Возможно, когда подобного рода вещи появятся и будут допущены к эксплуатации в городах, то вертикально взлетающие летательные аппараты смогут занять свободную нишу авиатакси. Но у Ми-2 даже с современным двигателем перспектив в этом направлении никаких», – заключает Олег Пантелеев.

«Турчинов своими нарочито абсурдными формулировками пытается создать хайп. Конечно, пересадить всех с автомобилей на вертолеты – это утопичная идея, но задача Турчинова – привлечь внимание и выбить финансирование»,

– считает Алексей Антонов из ГК «Алор».

Еще один футурист украинской власти – министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, который этой зимой заявлял о строительстве на Украине сверхскоростной системы Илона Маска – Hyperloop, а буквально недавно – о планах убедить компанию Tesla создать на Украине Gigafactory по производству аккумуляторных батарей. Впрочем, новая политическая элита Украины может похвастаться уже целой серией подобного рода мертворожденных проектов, от которых остаются только громкие заявления.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин заявил о преимуществах нейтралитета Туркмении для страны и региона
Темы дня

Россия открыла путь к последним «крепостям» ВСУ в Донбассе

Российская армия взяла в ходе СВО очередной значимый рубеж – освобожден город Северск, и тем самым открылась прямая дорога на Славянск и Краматорск. Как была проведена эта операция, за что Владимир Путин лично поблагодарил командующего Южной группировкой российских войск и почему происходящее имеет не только военное, но и политическое значение?

США стали пиратами Карибского моря

Американские военные захватили танкер у побережья Венесуэлы. В администрации Дональда Трампа заявили, что судно причастно к незаконной сети транспортировки нефти. Почему на самом деле Вашингтон пошел на такой отчаянный шаг, как это скажется на мировых ценах на нефть и какие угрозы акт пиратства со стороны США создает для России?

Медведев назвал идею референдума Зеленского «средним пальцем» в адрес США

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Долина спела «Три белых коня» хором с публикой

Новости

МОК рекомендовал допустить к турнирам юных спортсменов из России с флагом и гимном

Исполнительный комитет Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал федерациям допускать российских и белорусских спортсменов к юношеским соревнованиям с флагом и гимном.

Bloomberg: Украинские дроны атаковали нефтеплатформу «Лукойла» на Каспии

Украинские беспилотники атаковали нефтедобывающую платформу «Лукойла» на месторождении имени Филановского в Каспийском море, сообщает Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Зеленский допустил вариант голосования по вопросу о будущем Донбасса

Глава киевского режима Владимир Зеленский не исключил возможность организации общенационального голосования, в рамках которого украинцам могут предложить ответить на территориальные вопросы.

Герасимов сообщил о ведении уличных боев за Гуляйполе

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил о штурме Гуляйполя и освобождении ряда населенных пунктов, включая Кучеровку и Куриловку, российскими военными.

Эксперт: Освобождение Северска подчеркнуло печальное положение ВСУ

Освобождение Северска подтверждает правильность избранной армией России тактики и открывает возможности для ее дальнейшего продвижения вглубь Донбасса. Регулярные совещания президента с военными, участие в них командиров с передовой и их подробные доклады дают России важное преимущество, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В четверг Владимир Путин провел совещание о ситуации в зоне спецоперации.

Адмирала США допросили в Конгрессе про убийство выживших в море лодочников

Адмирал Фрэнк Брэдли, командующий операцией ВМС США, оказался в центре скандала после того, как дал приказ уничтожить двух выживших на лодке, подвергшейся атаке американских сил вблизи Тринидада. Он был вызван в Конгресс, где сейчас изучается его дело – действия адмирала вызывают вопросы о соблюдении международного права.

Путин: Планы ВСУ сдержать наступление России в Северске провалились

Президент России Владимир Путин на совещании о ситуации в зоне спецоперации заявил, что украинские военные попытались создать укрепленный район в районе Северска для сдерживания наступления российских войск, однако их расчеты не оправдались.

Риелтор Долиной оказался экспертом по схемам мошенничества с жильем

Риелтор, участвовавший в продаже квартиры Ларисы Долиной Полине Лурье, ранее выступал в СМИ как эксперт по защите от мошеннических схем на рынке недвижимости, сообщает RT.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Белоусов поздравил российских бойцов с освобождением Северска

Министр обороны Андрей Белоусов поздравил личный состав 6-й и 123-й отдельных гвардейских мотострелковых бригад с освобождением населенного пункта Северск в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Победитель «Евровидения-2024» отказался от трофея из-за участия Израиля

Победитель конкурса «Евровидение-2024» Nemo из Швейцарии отказался от своей награды из-за допуска Израиля к участию в состязании.

Захарова обвинила Зеленского и его супругу в преступлениях против детей

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге рассказала о фактах насилия и нарушений в отношении украинских детей, включая акции фонда Елены Зеленской.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов