Экономика

13 марта 2018, 11:18

«Космодром в Австралии» пополнил череду мегапроектов Украины

Фото: Valentyn Ogirenko/Reuters

Послемайданная Украина бьет рекорды по анонсированию мегапроектов, которым никогда не суждено быть реализованными. Очередная новость о «проекте века» пришла из Австралии, где Украина, оказывается, уже присмотрела землю для строительства космодрома. Это только одно из целого ряда громких заявлений подобного рода из Киева, прозвучавших за последние годы.

Об очередном мертворожденном мегапроекте заявил посол Украины в Австралии Николай Кулинич в интервью местной газете West Australian.

Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ) предложило построить космодром на западе Австралии и заявило о готовности выводить оттуда на орбиту ракеты уже через пять лет. Украинское агентство уже даже определилось с точным местом – 5–7 тыс. кв. км земли в районе авиабазы Кертин возле города Дерби на северо-западе Австралии.

По словам Кулинича, для осуществления такого замысла у Киева есть все необходимое, включая «большой опыт в глобальной космической гонке». «Это предложение очень реалистично, Украина способна начать проведение запусков ракет хоть завтра утром, если у нас была бы такая площадка, – заявил украинский посол. ­– Если у Австралии есть территория для использования, то мы предлагаем наших людей и опыт».

«Сама идея строительства космодрома на австралийском материке сомнительна. Там уже был космодром, но он просуществовал всего несколько лет и был закрыт в 1976 году как нерентабельный», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Роскосмос, кстати, вел переговоры с Австралией еще в 2001 году о создании стартового комплекса для коммерческих запусков космических объектов, но речь шла об острове Рождества, и это предложение также не нашло поддержки.

Непонятно, о каком таком большом космическом опыте ведет речь Украина. «Первый украинский спутник связи не может взлететь уже шесть лет, так о каком космодроме может быть речь? – удивляется Андриевский. – И что будет запускать Украина с него? Кто ей доверит свою технику?»

На Украине есть хорошие специалисты, но построить свою ракету-носитель без кооперации с другой страной ей вряд ли будет под силу, считает эксперт. «Разумнее и выгоднее всего было бы наладить диалог с Россией, но «гордость» для Украины сегодня важнее», – говорит Андриевский.

На самом деле Украина предложила идею строительства космодрома Австралии еще в 2016 году, но «будущий партнер» до сих пор интерес к проекту не проявляет. Советник председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов подтвердил, что ответа от австралийцев с 2016 года так и не поступило, никаких договоренностей относительно космодрома нет, передает УНИАН.

Даже если Украине дадут в аренду землю, из этого мало что выйдет. У самой Украины денег и опыта для строительства космодрома нет. Надежды на инвесторов крайне сомнительны. Киев полагает, что австралийский космодром может стать основной пусковой площадкой Азии, которая будет обслуживать коммерческие запуски для региональных партнеров Австралии: Японии, Сингапура, Южной Кореи и Индонезии. Вот только украинский проект просто не будет у них востребован: Япония и Южная Корея имеют свои космодромы, а Сингапур и Индонезия могут обратиться к Китаю, отмечает Андриевский. А без заказов о каком космодроме может идти речь?

Таким образом, «австралийский космодром» ждет судьба прочих фантастических мегапроектов, придуманных на Украине за последние годы.

Например, буквально в прошлом месяце министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил о проекте создания в стране площадки для тестирования вакуумных поездов Hyperloop. «Мы учреждаем центр транспортных инноваций Hype.ua, который должен создать первую тестовую площадку в Днепре», – сказал он.

Министр сам ненароком признался в фантастичности проекта. «Мы писали письма Маску. Он обещал к нам приехать. К сожалению, Маск опаздывает, мы начинаем без него», – заявил украинский министр. Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск говорит о создании гиперлупа с 2013 года. И только на 2018 год в планах начало строительства для «вакуумного поезда» 15-километровой подземной магистрали, которая соединит Балтимор с городом Ганновер в штате Мэриленд. В будущем эта трасса станет частью маршрута, который соединит Вашингтон, Балтимор, Филадельфию и Нью-Йорк.

О том, что весь этот проект не более чем фантазия Украины, говорит тот факт, что ни один из производителей гиперлупа не проявлял в этой связи интереса к Украине.

Самостоятельно создать такой проект Украина не в состоянии. Во-первых, она уже серьезно отстала от конкурентов, которые уже более пяти лет занимаются разработками и решением технических проблем проекта. Во-вторых, у Украины просто нет денег на этот инновационный проект. А инвестиции здесь нужны огромные, притом что риски получить на выходе «пшик» просто зашкаливают.

Например, американская компания Virgin Hyperloop One только на этапе научно-исследовательских и конструкторских разработок потратила 245 млн долларов, плюс еще 80 млн долларов пришлось потратить на строительство тестовой трассы в 500 м. В сумме это порядка 8,5 млрд гривен. А стоимость проекта строительства трассы Hyperloop для соединения Лос-Анджелеса и Сан-Франциско оценивалась в 68,4 млрд долларов еще в 2012 году, что сопоставимо с внешним госдолгом Украины (77 млрд долларов или более 84% ВВП страны).

Вряд ли Украина может позволить себе такие траты сегодня, да и в ближайшие годы тоже. У страны нет денег даже на то, чтобы обновить катастрофически устаревший текущий подвижной состав. «У нас денег нет даже на ямочный ремонт даже на правительственных трассах, не говоря уже о том, чтобы приводить в порядок обычные дороги. И тут вдруг Hyperloop?» – удивился политолог, бывший главный редактор газеты «Киевский телеграф» Владимир Скачко.

Такие инновационные и рискованные проекты под силу разве что богатым странам, где скоростное сообщение актуально в силу больших территорий. Это и Китай, и Индия. Даже Россия, которая тоже относительно недавно решила вступить в клуб гиперлупа, уже может похвастаться рабочим прототипом магнитной подвески. Украине остаются лишь слова.

Третий мегапроект из этой же серии – организация грузовых перевозок из Ильичевска в Китай в рамках «Нового Шелкового пути» в начале 2016 года. Технически поезд по маршруту, конечно, проехал. Только экономического смысла в этой затее изначально не было. И тестовая поездка это доказала на практике. Поезд отправили 15 января 2016 года, обратно ждали 15 марта. Но вернулся он с опозданием на месяц и с пустыми контейнерами. Желающих возить грузы таким маршрутом не нашлось. Украинский «Новый Шелковый путь» оказался неконкурентоспособным из-за запредельно высокой стоимости, больших сроков доставки и неоправданно сложного маршрута. Дважды путь пролегал через морские пространства – Черное и Каспийское моря – и пересекал в общей сложности пять границ.

Поезд по «Новому Шелковому пути» был призван доказать, что Украина может обойтись и без России по части железнодорожного транзита. В итоге доказали обратное: маршруты через Россию по Транссибу, а также через Казахстан, Россию и Белоруссию куда более быстрые и удобные.

Еще один невероятный проект, объявленный Украиной, который закончился ничем. Это объявленное украинским «Антоновым» подписание соглашения с некой китайской компанией China Airspace о строительстве самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия». Самолет существует в единственном экземпляре. В свое время он был специально спроектирован для доставки «Бурана» на Байконур в 1988 году, но после развала СССР лайнер так и остался на Украине вместе с чертежами и документами.

Причем у китайской и украинской сторон было разное понимание того, о чем они договорились. В Китае рассчитывали на то, что станут единственными собственниками уникальных технологий. Тогда как в Киеве думали, что соберут вместе с китайцами второй самолет «Мрия» на Украине и потом продадут его китайцам.

В итоге и компания оказалась не китайской – это была гонконгская логистическая фирма, которая к авиации имеет опосредованное отношение. И соглашение оказалось рамочным, то есть не обязательным к исполнению.

После шума в СМИ о проекте благополучно забыли. Потому что уникальный самолет является специфическим продуктом. Гражданского применения у этого самолета, по сути, нет.

Единственный самолет Ан-225, который эксплуатирует Украина, выполняет редкие заказы со всего мира для перевозок больших и тяжелых грузов на дальние расстояния.

О нереальности и экономической нецелесообразности заявленного проекта в интервью газете ВЗГЛЯД рассказывал Анатолий Вовнянко, многие годы проработавший в «Антонове» авиаконструктор.  «Эта китайская компания разорится на следующий же день, как только достроит первый самолет. Стоимость и сроки даже просто достройки второго самолета ну очень большие, а уж серийное производство – это вообще чистый вымысел. А каковы будут затраты на эксплуатацию единственного самолета в Китае, на котором все установлено в единственном экземпляре? Китайцы в этом плане не дураки, в отличие от нас», – говорил Вовнянко. 

Наконец, примерно год назад министерство инфраструктуры Украины выступило с еще одним просто сенсационным сообщением, которое местные СМИ расценили как планы по переводу всех железнодорожных путей на европейскую колею. Потом, правда, пришлось оправдываться, что СМИ просто не так все поняли. Эта нетривиальная задача неподъемна по деньгам, но главное – абсолютно бессмысленна. На этот проект потребовалось бы в среднем 50 млрд долларов при цене километра железных дорог в 2–3 млн долларов.

Впрочем, даже другой вариант проекта – создание железнодорожного коридора из Европы через Украину в Азию с европейской колеей и европейскими вагонами – тоже вилами на воде писан. Речь о том, что Украина, вероятно, хотела бы стать частью проекта TEN-T – это Трансъевропейская транспортная сеть, которая должна объединить 28 стран – членов ЕС. Вот только Украина не член ЕС, и ее в этом проекте как не было, так и нет.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин заявил о преимуществах нейтралитета Туркмении для страны и региона
Темы дня

Россия открыла путь к последним «крепостям» ВСУ в Донбассе

Российская армия взяла в ходе СВО очередной значимый рубеж – освобожден город Северск, и тем самым открылась прямая дорога на Славянск и Краматорск. Как была проведена эта операция, за что Владимир Путин лично поблагодарил командующего Южной группировкой российских войск и почему происходящее имеет не только военное, но и политическое значение?

США стали пиратами Карибского моря

Американские военные захватили танкер у побережья Венесуэлы. В администрации Дональда Трампа заявили, что судно причастно к незаконной сети транспортировки нефти. Почему на самом деле Вашингтон пошел на такой отчаянный шаг, как это скажется на мировых ценах на нефть и какие угрозы акт пиратства со стороны США создает для России?

Медведев назвал идею референдума Зеленского «средним пальцем» в адрес США

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Долина спела «Три белых коня» хором с публикой

Новости

МОК рекомендовал допустить к турнирам юных спортсменов из России с флагом и гимном

Исполнительный комитет Международного олимпийского комитета (МОК) рекомендовал федерациям допускать российских и белорусских спортсменов к юношеским соревнованиям с флагом и гимном.

Bloomberg: Украинские дроны атаковали нефтеплатформу «Лукойла» на Каспии

Украинские беспилотники атаковали нефтедобывающую платформу «Лукойла» на месторождении имени Филановского в Каспийском море, сообщает Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Зеленский допустил вариант голосования по вопросу о будущем Донбасса

Глава киевского режима Владимир Зеленский не исключил возможность организации общенационального голосования, в рамках которого украинцам могут предложить ответить на территориальные вопросы.

Герасимов сообщил о ведении уличных боев за Гуляйполе

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил о штурме Гуляйполя и освобождении ряда населенных пунктов, включая Кучеровку и Куриловку, российскими военными.

Эксперт: Освобождение Северска подчеркнуло печальное положение ВСУ

Освобождение Северска подтверждает правильность избранной армией России тактики и открывает возможности для ее дальнейшего продвижения вглубь Донбасса. Регулярные совещания президента с военными, участие в них командиров с передовой и их подробные доклады дают России важное преимущество, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В четверг Владимир Путин провел совещание о ситуации в зоне спецоперации.

Адмирала США допросили в Конгрессе про убийство выживших в море лодочников

Адмирал Фрэнк Брэдли, командующий операцией ВМС США, оказался в центре скандала после того, как дал приказ уничтожить двух выживших на лодке, подвергшейся атаке американских сил вблизи Тринидада. Он был вызван в Конгресс, где сейчас изучается его дело – действия адмирала вызывают вопросы о соблюдении международного права.

Путин: Планы ВСУ сдержать наступление России в Северске провалились

Президент России Владимир Путин на совещании о ситуации в зоне спецоперации заявил, что украинские военные попытались создать укрепленный район в районе Северска для сдерживания наступления российских войск, однако их расчеты не оправдались.

Риелтор Долиной оказался экспертом по схемам мошенничества с жильем

Риелтор, участвовавший в продаже квартиры Ларисы Долиной Полине Лурье, ранее выступал в СМИ как эксперт по защите от мошеннических схем на рынке недвижимости, сообщает RT.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Белоусов поздравил российских бойцов с освобождением Северска

Министр обороны Андрей Белоусов поздравил личный состав 6-й и 123-й отдельных гвардейских мотострелковых бригад с освобождением населенного пункта Северск в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Победитель «Евровидения-2024» отказался от трофея из-за участия Израиля

Победитель конкурса «Евровидение-2024» Nemo из Швейцарии отказался от своей награды из-за допуска Израиля к участию в состязании.

Захарова обвинила Зеленского и его супругу в преступлениях против детей

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге рассказала о фактах насилия и нарушений в отношении украинских детей, включая акции фонда Елены Зеленской.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов