Президент США Дональд Трамп предложил за предстоящие 10 лет сократить бюджетные расходы страны на 3 трлн долларов, сообщает Washington Post. Соответствующий запрос был направлен в Конгресс. После того, как документ рассмотрят палата представителей и сенат, он вернется на подписание к главе американского государства.
Правительство «тратит больше денег, чем зарабатывает», возмущается Трамп. И утвержденный в пятницу проект бюджета на новый финансовый год (начнется 1 октября) грозит ростом дефицита бюджета. Напомним, что республиканцы и демократы договорились дополнительно увеличить госрасходы на 300 млрд долларов, большую часть из которых получит Пентагон.
Желание Трампа сократить расходы бюджета конфликтует с его планом восстановления американской инфраструктуры. Из федерального бюджета предлагается выделить 200 млрд долларов на программу по модернизации инфраструктуры с расчетом на то, что это простимулирует частный бизнес вложить в нее 1,5 трлн. Еще 23 млрд предлагается выделить на усиление иммиграционного контроля, из них 18 млрд – на строительство стены на границе с Мексикой. Плюс 85,5 млрд – на медпомощь ветеранам войны, 17 млрд – на борьбу с распространением опиоидов.
В итоге дефицит бюджета США продолжит расти двузначными темпами. Еще в 2017 году он составил 666 млрд долларов, а в 2019 году, по прогнозу, достигнет уже 1,1 трлн. «Эти траты спровоцируют рост не во всей американской экономике, а только в отдельных ее сегментах – индустриальном и военном. При этом на фоне налоговой реформы произойдет снижение поступлений и, по моей оценке, приведет к дефициту бюджета США на 2018/2019 год чуть менее 1 трлн долларов», – говорит Вадим Меркулов из ИК «Фридом Финанс».
Все это означает одно: рост дефицита бюджета США придется закрывать за счет госдолга, а ведь он и так растет в геометрической прогрессии. Другие пути латания бюджетных дыр – увеличить налоговую нагрузку или сократить расходы. Первое невозможно – Трамп пошел, наоборот, на снижение налогов для бизнеса. А добиться сокращения расходов на 3 трлн долларов за 10 лет будет не так-то просто.
В настоящее время американский долг достигает 20,5 трлн долларов, это более 105% ВВП страны. Для сравнения: 10 лет назад, в начале правления Барака Обамы, долг был почти вдвое меньше – 10,6 трлн. Обама не стесняясь повышал бюджетные расходы и уровень госдолга, но Трамп в своей предвыборной программе обещал именно сократить госдолг.
«Республиканцы выступают за увеличение лимита госдолга, Трамп сейчас обсуждает с демократами, как прекратить эту практику. В этом есть безусловный конфликт. Как именно он будет решен, пока непонятно», – говорит первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.
Одно из трех американских рейтинговых агентств Moody's в пятничном отчете заявило, что США в ближайшие годы столкнутся с давлением из-за набухающей долговой нагрузки и увеличения дефицита бюджета. Недавно согласованная налоговая реформа только усугубит это давление. «Рост расходов на получение пособий и повышение процентных ставок приведет к тому, что фискальная позиция США будет еще больше ослаблена за следующие десятилетия, если не будут приняты меры по сокращению этих расходов или увеличению дополнительных доходов», – пишут в отчете аналитики Moody's Сара Карлсон и Ив Лемей.
Moody's пока не снижает рейтинг США, сохраняя его на высшем уровне ААА, однако явно предупреждает, что может в дальнейшем последовать примеру S&P. Это пока единственное рейтинговое агентство из большой тройки, которое снизило рейтинг США до АА+ еще в августе 2011 года.
США уже давно не могут жить по средствам, но при этом не бедствуют, а живут за счет стран, которые дают им в долг. «Большой уровень госдолга не мешает экономике страны чувствовать себя уверенно и получать прибыль, достаточную для поддержания высокого уровня жизни и обслуживания существующих кредитов», – отмечает Касьянова. Потому что США обладают уникальными возможностями, которых нет ни у одной страны мира. И этой уникальностью они пользуются в полной мере.
Аналитики Moody's также признают уникальное положение американской экономики, которая играет ведущую роль в глобальной финансовой системе благодаря доминированию доллара. Именно поэтому США с таким огромным госдолгом удается не только оставаться на плаву, но и процветать, чего не может позволить себе ни одна другая страна в мире.
Американский госдолг номинирован в валюте, которую сам же Вашингтон и контролирует. ФРС США всегда может включить печатный станок, чтобы выкупить свои долговые обязательства. При этом им можно не бояться гиперинфляции – доллары легко распределяются по всему миру, не оказывая негативного влияния на американскую экономику, потому что именно в долларах идет большинство расчетов в мировой торговле. Поэтому, кстати, планы России или Китая перейти на расчеты в рублях или юанях так сильно раздражают Америку – ведь это прямое покушение на ее благополучие.
Однако растущий госдолг – в любом случае бомба замедленного действия. «Проблема серьезная, теоретически может привести к ограничению кредитного потенциала США. Но пузырь вряд ли лопнет, потому что
многочисленные кредиторы не допустят глобального финансового кризиса, а он непременно наступит, если дефолт действительно произойдет»,
– говорит Касьянова. Во-вторых, золотовалютные запасы американцев все еще составляют четверть мирового запаса, и это также снижает риски краха финансовой системы США. «Более реалистичный сценарий – рост экономики США в среднесрочной перспективе может замедлиться за счет необходимости погашения внешнего долга», – полагает Касьянова.
Однако если ВВП США сможет вырасти на 3% за 2018 год, то смело можно будет сказать, что план Трампа работает. За счет роста налоговых поступлений дефицит бюджета к 2020 году может превратиться в профицит, считает Вадим Меркулов из ИК «Фридом Финанс».
Таким образом, можно сказать, что Трамп рискует – если его план сработает, то США действительно начнут выпутываться из своих гигантских долгов. Однако если план провалится (новые налоговые поступления не покроют расходы на армию и инфраструктуру), американские долги только вырастут, а это увеличит угрозу американскому экономическому доминированию.