Отказ США от продукции «Лаборатории Касперского» МИД РФ расценил как устранение с рынка конкурентоспособной компании. «СМИ: «Министерство внутренних дел США заявляет, что продукция «Касперского» представляет угрозу безопасности». Вот и вся добросовестная конкуренция в трех строчках», – написала официальный представитель ведомства Мария Захарова на своей странице в «Фейсбуке».
«Это в целом бросает тень на имидж наших американских коллег как надежных партнеров, потому что, конечно, такие действия идут в плоскости именно недобросовестной конкуренции», – считает и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Более того, действия США нарушают международные торговые правила и направлены на подрыв позиций компаний из России, которые конкурентоспособны на мировой арене, добавил он. Российское государство со своей стороны поддержит такие компании, как «Лаборатория Касперского», пообещал Песков.
Накануне всем госучреждениям США приказали в трехмесячный срок прекратить использовать продукцию «Лаборатории Касперского». Формальная причина – продукты «Касперского» якобы представляют риски для информационной безопасности федеральных систем США.
Министерство внутренней безопасности США заявило, что «обеспокоено связями между некоторыми представителями «Касперского» и российской разведкой и другими правительственными органами, а также нормой российского закона, согласно которой российские разведывательные учреждения могут потребовать или заставить «Касперского» предоставить помощь и перехватить коммуникации, которые проходят через российские сети».
В «Лаборатории Касперского» заявили о бездоказательности обвинений и подчеркнули, что никогда не помогали какому-либо правительству в попытках кибершпионажа или агрессивной деятельности в киберпространстве. Там считают, что американское ведомство приняло это решение под давлением текущей геополитической ситуации.
«Это беспочвенные и бездоказательные обвинения в отношении «Лаборатории Касперского». Российские компании попадают на развитые рынки без помощи государства, они пробиваются через асфальт, самостоятельно завоевывают доверие и никакой связи с разведкой не имеют и иметь не могут, иначе их бы на этой связи уже давно поймали.
Спецслужбы США явно смотрели за ними всегда, и если за это время (а компания работает в США более десяти лет – прим. ВЗГЛЯД) ничего не обнаружили, значит, ничего реально и нет»,
– считает президент НП «Руссофт» Валентин Макаров.
«Реальных доказательств – никаких. Нарисованная картинка из умозаключений аналитиков очень похожа на историю о том, как российские хакеры выбрали президента США. Аналитики могут сделать из косвенных признаков выводы, которые абсолютно не соответствуют реальности. Потому что они политически ангажированы», – считает Макаров.
Травля «Лаборатории Касперского» в США идет уже не первый месяц. В июне при обсуждении проекта военного бюджета США обсуждалось введение запрета на использование продукции российской IT-компании правительственными структурами. В июле Конгресс запросил у 22 государственных агентств документы о компании, мотивируя это тем, что ее продукция может использоваться как «средство для шпионажа, саботажа и других злонамеренных действий» против США.
В квартирах сотрудников «Лаборатории Касперского» в США прошли обыски, но никаких доказательств этих обвинений найдено не было. Российская компания, в свою очередь, заявляла о готовности сотрудничать с американским правительством и полностью отрицала обвинения в свой адрес.
Решение США может быть связано не только с политикой, но и с желанием убрать конкурента с рынка. «Здесь и политика, и конкурентная борьба. Считаю, что атака на Евгения Касперского в США – это прежде всего атака на честную конкуренцию. Просто хозяйствующие субъекты решили под шумок свести счеты», – заявил эксперт в области информационной безопасности Андрей Масалович в эфире радио Sputnik.
«Представьте, если бы официальные лица в России обратились с заявлением, что компании Apple и Microsoft сотрудничают с американской разведкой, поэтому на территории РФ необходимо запретить их продукцию, она угрожает безопасности – тогда бы в Америке их сочли бы главными врагами демократии. Очевидно, что, как и демократия, понятие свободной конкуренции для американцев хорошо, когда оно им выгодно. Думаю, что российским экономическим агентам нужно привыкнуть, что потеря американского рынка должна стать частью бизнес-планов», – заявил эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Брутер в эфире радио Sputnik.
И все же политики здесь больше, чем конкурентной борьбы, считает Макаров. «Хотя эти вещи связаны между собой. Некоторые производители начинают использовать политические проблемы в интересах своей конкурентной борьбы», – говорит он.
«Лаборатория Касперского» присутствует на американском рынке с 2005 года. У компании есть несколько офисов в США, в которых работает порядка 300 человек. На США и Канаду в 2016 году приходилось более 600 млн долларов выручки, то есть почти четверть от глобальных доходов компании.
«С одной стороны, эта история показывает, что «Лаборатория Касперского» является реально одним из мировых лидеров, раз компанию используют в борьбе между сверхдержавами. С другой, бизнес «Касперского» в США снизится не только из-за ухода из госсектора. Частный бизнес будет посматривать на эти решения правительства США и стараться излишне не рисковать», – считает Макаров.
По его словам, «Лаборатория Касперского» не доминировала в госсекторе США, основная доля дохода приходилась на корпоративные и потребительские продажи. Но из-за этой ситуации некоторые частные клиенты могут начать опасаться работать с ЛК. Падение выручки будет не больше, чем на десятки процентов, считает Макаров.
Выиграет от ухода российской компании, по его мнению, в первую очередь компания «Симантек» – это один из крупнейших конкурентов «Лаборатории Касперского».
Однако эти потери «Касперский» потенциально способен компенсировать – и тоже в Соединенных Штатах. «Совсем уходить из Америки нет смысла. Здесь очень емкий рынок, и многие клиенты покупают продукт не из политических предпочтений, а из-за реального качества и удобства работы с компанией. Кроме того, я точно знаю, что у компании есть наработки по выводу на рынок новых продуктов. У них есть разработки операционной системы, они много работают над интернетом вещей (концепция вычислительной сети физических объектов) и промышленным интернетом. Поэтому, мне кажется, большого потрясения компания не испытает», – говорит Макаров. За счет вывода новых продуктов на рынок компания сможет компенсировать потерю части традиционного бизнеса в США.