Президент Путин поручил довести минимальный размер оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума не позднее 2019 года. А с 1 января 2018 года – повысить МРОТ с нынешних 71–72% от минимума до 85%.
Госдума готова «сесть вместе с правительством и оформить законодательно решение президента в виде законопроекта», заявил член комитета нижней палаты по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев. По его словам, «принятие этого закона станет одной из важнейших задач предстоящей осенней сессии».
Власти уже давно ведут разговоры о необходимости приравнять МРОТ к прожиточному минимуму, однако сделать это не так просто. В Трудовом кодексе, принятом в 2001 году, уже говорится, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В этом году за МРОТ взялись с новыми силами. Еще в мае премьер-министр Дмитрий Медведев поручал подготовить законопроект о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума. Теперь подключился Владимир Путин, который не только поставил задачу, но и обозначил сроки ее выполнения.
С июля МРОТ вырос с 7500 до 7800 рублей. Прожиточный минимум устанавливается каждый квартал, поэтому отражает более реальные цены и потребности человека. Так, по данным Минтруда, во втором квартале 2017 года прожиточный минимум трудоспособных граждан равнялся 11 163 рублям. Таким образом, власти должны повысить МРОТ на 43% от текущего уровня прожиточного минимума.
Главная задача повышения МРОТ – борьба с бедностью. Согласно данным Росстата, в 2016 году около 10% работников получали зарплату ниже прожиточного минимума, из них около 1–2% – ниже МРОТ. Хотя платить меньше уровня МРОТ запрещено, однако есть исключения – если человек трудится, например, не на полную ставку, то вполне может получать условно МРОТ. Соответственно, уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом должно способствовать тому, что эти 8–9% трудящихся наконец выйдут из-за черты бедности и будут получать более адекватную зарплату.
Численность работников, которых затронет реформа, невелика, считает научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок.
Реформа прямо коснется 3–4 млн человек, или 5–6% всех занятых,
отмечает он в своем докладе. Но надо понимать, что речь идет об официально работающих. И повышение МРОТ не коснется тех, кто работает в неформальном секторе экономики, а также самозанятых и ИП.
В любом случае повышение МРОТ – далеко не панацея от бедности. Более того, этот шаг несет и отрицательные последствия.
«Что означает повышение МРОТ для рынка труда? Среди экономистов нет однозначного ответа на этот вопрос. Хотя простейшая экономическая модель говорит о снижении занятости и росте уровня безработицы. В случае же, если новый уровень МРОТ оказывается «завышенным», более сложные теоретические модели уже не дают такого однозначного ответа», – указывает Виктор Ляшок в докладе.
В моногородах, например, повышение МРОТ действительно может увеличить занятость. Но когда рынок труда большой и существуют зарплаты в конвертах, такого эффекта может и не быть. Уже сейчас тем, кто получает официально зарплату на уровне МРОТ, работодатель на руки может платить значительно больше. Поэтому рост МРОТ может привести лишь к тому, что еще больше работников станут получать зарплаты в конвертах.
«С одной стороны, это большой шаг на пути создания более справедливого социального государства. С другой, это попытка залезть в карман к бизнесу и предпринимателям, так как все эти обязательства лягут на их плечи», – говорит директор развития УК «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. Конечно, вырастут и расходы бюджета на оплату труда бюджетникам.
«Небольшое улучшение почувствуют те, кто получает действительно минимальную зарплату – дворники и соцработники, разнорабочие и т. п. При этом в основном из бюджетной сферы. Что же касается среднего класса и тех, чьи доходы в месяц сравнимы с первыми взносами по ипотеке, то на них данная мера вообще вряд ли как-то скажется», – добавляет он.
Предыдущий опыт по резкому повышению МРОТ показывает, что последствия могут быть противоречивыми.
В сентябре 2007 года МРОТ увеличился более чем в два раза (с 1100 до 2300 рублей), а с января 2009 года был поднят до 4330 рублей. То есть менее чем за полтора года МРОТ был увеличен почти в четыре раза. К чему это привело? Виктор Ляшок, опираясь на три исследования, отмечает, что одно из них показало, что в корпоративном секторе наблюдалось снижение неравенства по заработным платам. При этом рост МРОТ привел к росту неформальной занятости и молодежной безработицы. Другое исследование уверяет, что повышение МРОТ стало благом для бюджетников: оно не только увеличило заработную плату у низкооплачиваемых работников бюджетного сектора, но и в целом подняло «сетку» зарплат в бюджетной сфере.
Но главная задача повышения МРОТ, напомним – это снижение бедности. И третье исследование показало, что рост МРОТ в 2007–2009 гг., конечно, внес свой вклад в снижение бедности, однако достаточно ограниченный.
Наконец, эффект от роста МРОТ будет отличаться в зависимости от региона. Дело в том, что с 2007 года регионы могут устанавливать собственный уровень МРОТ, главное – не ниже федерального. И этой возможностью воспользовались 53 региона РФ, причем в ряде регионов этот показатель оказался даже выше федерального прожиточного минимума. Конечно, это богатые регионы типа Москвы, Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа, и северные территории – Мурманская область, Якутия и Камчатский край. Суть в том, что в 44 регионах МРОТ и так находится на уровне прожиточного минимума. То есть формально они уже выполнили еще только обсуждаемый законопроект.
«Это означает, что реформа коснется в первую очередь более бедных регионов с высокой неформальной занятостью, где доля работников, получающих зарплаты ниже МРОТ, существенно выше 10%», – отмечает Ляшко.
Таким образом, решить проблему бедности в регионах со слабой экономикой одним повышением МРОТ невозможно. «Проблема низкого уровня минимальной заработной платы должна решаться на региональном, а не на общероссийском уровне», – считает Ляшко. Иными словами, чтобы поднять уровень благосостояния в регионе, нужно поднять его экономику и привлечь дополнительные инвестиции.
По большому счету, оба показателя – и МРОТ, и прожиточный минимум – почти не отражают российских экономических реалий. «Прожиточный минимум не является действительно той минимальной суммой, на которую может прожить взрослый человек в крупном городе в России. Этот показатель не учитывает роста цен, который официально сейчас составляет 4–5% в год, а неофициально – 10–15%», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
При этом МРОТ может порождать безработицу. «Некоторые граждане лишены возможности устроиться на работу, предполагающую оплату меньше МРОТ, а работодатели не имеют права предоставлять такую работу. В результате растет серая занятость, которая могла бы быть белой, если бы МРОТ вообще не существовало. С точки зрения капиталистической экономики работодатель должен иметь возможность назначить ту оплату труда, на которую работник согласен, а вмешательство государства в этот процесс порождает неэффективность, приводит к тому, что те, кто работает и зарабатывает, вынуждены через налоги платить тем, кто находится без работы», – рассуждает Яковенко.
Поэтому за счет только одного уравнивания МРОТ и прожиточного минимума повысить уровень жизни россиян не получится. Впрочем, другие меры по стимулированию экономики, привлечению инвестиций и т. д. никто не отменял.