Экономика

22 июля 2017, 19:36

Собянин избавит Москву от выхлопов общественного транспорта

Фото: Максим Блинов/РИА «Новости»

К 2020 году Москва откажется от обычных автобусов на горючем топливе в пользу электробусов, пообещал мэр Сергей Собянин. Но если экологический выигрыш от этой идеи очевиден, то финансовый – отнюдь нет. Понадобится множество станций подзарядки. С учетом длинных московских маршрутов заряжаться электробусы будут часто и долго. Пока же по столице ходит 6,4 тысячи автобусов и только один электробус.

Через три года Москва полностью откажется от автобусов на моторном топливе и перейдет на электробусы, заявил накануне на своей странице в «ВКонтакте» мэр Сергей Собянин. «Готовимся осенью провести конкурс на закупку электробусов. Надеемся, что российские производители предложат достойные разработки», – отметил мэр, добавив, что в результате экология Москвы улучшится.

То мы сначала меняем троллейбусы на дизельные автобусы, то потом почему-то резко на электробусы, которые еще не достигли состояния хороших опробованных решений

По словам градоначальника, он обсудил этот вопрос с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Глава правительства ранее сообщал, что в этом году правительство выделило 900 млн рублей крупнейшим российским производителям на создание электробусов.

О том, что Москва станет пилотным регионом для электрического транспорта, Собянин сообщал в июне в ходе Петербургского экономического форума. Первые электробусы должны выйти на маршрут уже в следующем году. «У меня есть поручение мэра, чтобы электробусы появились в Москве уже в следующем году», – говорил заместитель Собянина Ликсутов радио «Говорит Москва». Кстати, опытный экземпляр КамАЗа уже сейчас обслуживает маршрут от метро «Славянский бульвар» до Сколково, где для него создана зарядная станция.

Но в то же время даже зарубежные мегаполисы используют электробусы пока только в экспериментальном режиме. Как отмечают эксперты, из-за московских расстояний электробусы пока не в состоянии отработать полный рабочий день без подзарядки, а этот процесс обычно длится долго.

Представитель Международного союза общественного транспорта Сергей Корольков выразил убеждение, что Москве не следовало отказываться от троллейбусов. «То мы сначала меняем троллейбусы на дизельные автобусы, то потом почему-то резко на электробусы, которые еще не достигли состояния хороших опробованных решений», – посетовал Корольков газете ВЗГЛЯД, напомнив, что в Китае от электробусов уже начали, наоборот, отказываться: слишком большие потери электричества.

Отметим, что широкого распространения за рубежом электробусы пока не получили. Во многих западноевропейских городах существуют отдельные маршруты, но о массовом переходе пока речь не идет. Зато в Китае электрический транспорт получает зеленый свет. К 2020 году в Поднебесной намерены увеличить парк такой техники до 200 тысяч, в прошлом году по стране ходило около 50 тысяч. Активнее всего электробусы распространяются в Пекине, Шанхае, Шэньчжэне и Цзинане.

Будет ли электробус дешевле автобуса

Против перехода на электробусы высказывался экс-депутат Щукинского муниципалитета Максим Кац. Единственным плюсом этой техники он называет отсутствие вредных выбросов, но «иных причин для их ввода нет, они дороже и сложнее в эксплуатации». По его словам, электробус не от розетки заряжается, и «для его зарядки нужно построить дорогущую инфраструктуру либо на остановках, либо в парках», «это миллиарды и миллиарды рублей».

Впрочем, столичные власти приводили в пример подсчеты экспертов, по оценкам которых за несколько лет обслуживания электробуса экономия бюджетных средств составит более 20% по сравнению с эксплуатацией традиционного автобуса с двигателем внутреннего сгорания. Но власти пока не говорят, какое количество зарядных станций потребуется построить всего за три года. Сейчас по столице ходит 6,4 тысячи автобусов. При этом известно, что в Пекине еще недавно строилось по одной станции подзарядки на 30 электробусов.

Отсутствие конкретики по расходам смущает общественников. По словам вице-президента Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александра Морозова, экономия неочевидна. «При расчете необходимых затрат нужно учитывать массу нюансов. Например, мастера, обслуживающие контактные сети, не разделяют их на трамвайную и троллейбусную. В целом это небольшие траты. По отчетам Мосгостранса за 2012 год оказалось, что обслуживание троллейбуса вместе с контактной сетью в эксплуатации обходится гораздо дешевле автобуса», – говорил он «Коммерсанту».

Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в разговоре с РБК отметил, что до нынешней реорганизации городского транспорта подобных проектов ни в Москве, ни в целом в России не было, поэтому стоимость «зависит от того, к примеру, как будет рассчитана сеть, сколько по времени электробусы могут отсоединяться от контактной сети». «С точки зрения экологии логичным был бы переход на газ – КПД у него выше», – считает Безбородов, добавив, что поддержание контактной сети на мало используемых участках, например на окраинах города, имеет большую стоимость, нежели внутри Третьего транспортного кольца.

Какой автозавод получит заказ от Москвы

На том же Петербургском форуме Собянин заключил соглашение о создании национального консорциума развития электрического транспорта. Соучредителями стали Минэкономразвития, Минпромторг, Минтранс, Ростелеком, Россети, КамАЗ и «Соллерс».

Москва предоставит свои экспериментальные площадки и технопарки для разработки технологий в сегменте электротранспорта. После запуска серийного производства власти готовы будут заключить контракт сроком от трех до пяти лет с отечественными производителями на поставку 300 таких машин ежегодно.

Сейчас отечественные производители оценивают один такой автобус ориентировочно в 22–25 млн рублей. Зарубежные электробусы стоят от 40 млн до 70 млн рублей. Таким образом, 300 машин в год обойдутся городу как минимум в 7,5 млрд рублей, не считая инфраструктуры.

Как сообщал гендиректор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов, сейчас в столице тестируются российский и белорусский (Белкоммаш) электробусы, также завершена обкатка финской модели Linkker, а в ближайшие полтора месяца запустят китайский образец. В России есть модели электробусов «Волжанин», «ТролЗа Экобус», ЛиАЗ, ГАЗ и КамАЗ. В прошлом году Михайлов говорил, что Мосгортранс планирует самостоятельно собрать для столицы «идеальный» электробус. По его словам, образец электробуса ЛиАЗ, проходивший обкатку в 2015 году, не справился с серьезными нагрузками.

В интервью КП он говорил, что закупать электробусы власти города будут только по контракту жизненного цикла. «То есть не просто купим, а обяжем производителя также обеспечивать работу всей системы, которая включает и сам транспорт, и зарядные станции. Кроме того, производитель будет нести полную ответственность за работоспособность системы на весь жизненный цикл», – пояснял он.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Кремль: Сотни россиян ежедневно подписывают контракты с Минобороны
Темы дня

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Медведев назвал условие завершения конфликта на Украине без новых издержек

Депутат Рады назвал Зеленского «клоуном» за ложь после удара «Орешника»

Симоньян не исключила, что Беннетта могли убить за правду о конфликте на Украине

Новости

Стало известно о насилии над выпускницами в ВСУ

Украинские военные обвиняются в сексуальном насилии над мобилизованными выпускницами Харьковского медицинского университета, которые служат на линии боевого соприкосновения.

Мощная звуковая волна достигла Земли после столкновения галактик

Британские астрономы зафиксировали одну из самых мощных звуковых волн, достигших Земли, вызванную столкновением галактик в Квинтете Стефана.

В Киеве ночью взорвались два трансформатора

В ночь на субботу в киевском районе Борщаговка произошли взрывы двух трансформаторов, причины пока не известны.

The Hill сообщил о планах конгресса обязать Трампа поддерживать Украину

Конгресс США предложит внести поправки в закон о помощи Украине, чтобы будущая администрация избранного президента Дональда Трампа не смогла отменить поддержку, пишет The Hill.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Киев направил отряд дронов в Курскую область против «Ахмата»

Киев отправил спецподразделение беспилотников для уничтожения спецназа «Ахмат» в Курской области, но их миссия завершилась неудачей, рассказал командир бронегруппы сводной артгруппы «Пресса» с позывным Сальза.

Россиянам напомнили, какой налог впервые нужно заплатить в 2024 году

Российские вкладчики в 2024 году впервые уплатят налог на доход с процентов по вкладам, если сумма превышает 150 тыс. рублей, а общий доход составляет до 5 млн рублей, пояснил основатель сервиса «Кредчек» Эльман Мехтиев.

Маск предсказал быстрое банкротство США

Американский предприниматель Илон Маск предупредил, что США быстро движутся к банкротству: страна в 2023 финансовом году потратила более 6 трлн долларов, заработав только 4,47 трлн долларов, а ее долг достиг 34,5 трлн долларов.

Киев перебросил элитные подразделения в Часов Яр

Вооруженные силы Украины усилили оборону в Часовом Яре, перебросив элитные подразделения в промзону огнеупорного завода, сообщили в силовых структурах.

Зеленский разозлился на Раду за отмену заседания

Владимир Зеленский выразил недовольство Верховной радой, которая отменила заседание из-за страха перед возможным российским ударом после применения системы «Орешник».

Российские войска перерезали важную трассу снабжения ВСУ в Часовом Яре

Российские войска перерезали одну из ключевых трасс снабжения ВСУ, ведущую из Славянска в Часов Яр, что затруднило подвоз сил и ресурсов противника.

WSJ сообщила о создании на Украине «более чем одной» баллистических ракет

Украина создает «более чем одну» баллистическую ракету, несмотря на финансовые сложности, сообщила в интервью The Wall Street Journal замминистра по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины Анна Гвоздяр.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?