Экономика

22 июля 2017, 19:36

Собянин избавит Москву от выхлопов общественного транспорта

Фото: Максим Блинов/РИА «Новости»

К 2020 году Москва откажется от обычных автобусов на горючем топливе в пользу электробусов, пообещал мэр Сергей Собянин. Но если экологический выигрыш от этой идеи очевиден, то финансовый – отнюдь нет. Понадобится множество станций подзарядки. С учетом длинных московских маршрутов заряжаться электробусы будут часто и долго. Пока же по столице ходит 6,4 тысячи автобусов и только один электробус.

Через три года Москва полностью откажется от автобусов на моторном топливе и перейдет на электробусы, заявил накануне на своей странице в «ВКонтакте» мэр Сергей Собянин. «Готовимся осенью провести конкурс на закупку электробусов. Надеемся, что российские производители предложат достойные разработки», – отметил мэр, добавив, что в результате экология Москвы улучшится.

То мы сначала меняем троллейбусы на дизельные автобусы, то потом почему-то резко на электробусы, которые еще не достигли состояния хороших опробованных решений

По словам градоначальника, он обсудил этот вопрос с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Глава правительства ранее сообщал, что в этом году правительство выделило 900 млн рублей крупнейшим российским производителям на создание электробусов.

О том, что Москва станет пилотным регионом для электрического транспорта, Собянин сообщал в июне в ходе Петербургского экономического форума. Первые электробусы должны выйти на маршрут уже в следующем году. «У меня есть поручение мэра, чтобы электробусы появились в Москве уже в следующем году», – говорил заместитель Собянина Ликсутов радио «Говорит Москва». Кстати, опытный экземпляр КамАЗа уже сейчас обслуживает маршрут от метро «Славянский бульвар» до Сколково, где для него создана зарядная станция.

Но в то же время даже зарубежные мегаполисы используют электробусы пока только в экспериментальном режиме. Как отмечают эксперты, из-за московских расстояний электробусы пока не в состоянии отработать полный рабочий день без подзарядки, а этот процесс обычно длится долго.

Представитель Международного союза общественного транспорта Сергей Корольков выразил убеждение, что Москве не следовало отказываться от троллейбусов. «То мы сначала меняем троллейбусы на дизельные автобусы, то потом почему-то резко на электробусы, которые еще не достигли состояния хороших опробованных решений», – посетовал Корольков газете ВЗГЛЯД, напомнив, что в Китае от электробусов уже начали, наоборот, отказываться: слишком большие потери электричества.

Отметим, что широкого распространения за рубежом электробусы пока не получили. Во многих западноевропейских городах существуют отдельные маршруты, но о массовом переходе пока речь не идет. Зато в Китае электрический транспорт получает зеленый свет. К 2020 году в Поднебесной намерены увеличить парк такой техники до 200 тысяч, в прошлом году по стране ходило около 50 тысяч. Активнее всего электробусы распространяются в Пекине, Шанхае, Шэньчжэне и Цзинане.

Будет ли электробус дешевле автобуса

Против перехода на электробусы высказывался экс-депутат Щукинского муниципалитета Максим Кац. Единственным плюсом этой техники он называет отсутствие вредных выбросов, но «иных причин для их ввода нет, они дороже и сложнее в эксплуатации». По его словам, электробус не от розетки заряжается, и «для его зарядки нужно построить дорогущую инфраструктуру либо на остановках, либо в парках», «это миллиарды и миллиарды рублей».

Впрочем, столичные власти приводили в пример подсчеты экспертов, по оценкам которых за несколько лет обслуживания электробуса экономия бюджетных средств составит более 20% по сравнению с эксплуатацией традиционного автобуса с двигателем внутреннего сгорания. Но власти пока не говорят, какое количество зарядных станций потребуется построить всего за три года. Сейчас по столице ходит 6,4 тысячи автобусов. При этом известно, что в Пекине еще недавно строилось по одной станции подзарядки на 30 электробусов.

Отсутствие конкретики по расходам смущает общественников. По словам вице-президента Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александра Морозова, экономия неочевидна. «При расчете необходимых затрат нужно учитывать массу нюансов. Например, мастера, обслуживающие контактные сети, не разделяют их на трамвайную и троллейбусную. В целом это небольшие траты. По отчетам Мосгостранса за 2012 год оказалось, что обслуживание троллейбуса вместе с контактной сетью в эксплуатации обходится гораздо дешевле автобуса», – говорил он «Коммерсанту».

Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в разговоре с РБК отметил, что до нынешней реорганизации городского транспорта подобных проектов ни в Москве, ни в целом в России не было, поэтому стоимость «зависит от того, к примеру, как будет рассчитана сеть, сколько по времени электробусы могут отсоединяться от контактной сети». «С точки зрения экологии логичным был бы переход на газ – КПД у него выше», – считает Безбородов, добавив, что поддержание контактной сети на мало используемых участках, например на окраинах города, имеет большую стоимость, нежели внутри Третьего транспортного кольца.

Какой автозавод получит заказ от Москвы

На том же Петербургском форуме Собянин заключил соглашение о создании национального консорциума развития электрического транспорта. Соучредителями стали Минэкономразвития, Минпромторг, Минтранс, Ростелеком, Россети, КамАЗ и «Соллерс».

Москва предоставит свои экспериментальные площадки и технопарки для разработки технологий в сегменте электротранспорта. После запуска серийного производства власти готовы будут заключить контракт сроком от трех до пяти лет с отечественными производителями на поставку 300 таких машин ежегодно.

Сейчас отечественные производители оценивают один такой автобус ориентировочно в 22–25 млн рублей. Зарубежные электробусы стоят от 40 млн до 70 млн рублей. Таким образом, 300 машин в год обойдутся городу как минимум в 7,5 млрд рублей, не считая инфраструктуры.

Как сообщал гендиректор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов, сейчас в столице тестируются российский и белорусский (Белкоммаш) электробусы, также завершена обкатка финской модели Linkker, а в ближайшие полтора месяца запустят китайский образец. В России есть модели электробусов «Волжанин», «ТролЗа Экобус», ЛиАЗ, ГАЗ и КамАЗ. В прошлом году Михайлов говорил, что Мосгортранс планирует самостоятельно собрать для столицы «идеальный» электробус. По его словам, образец электробуса ЛиАЗ, проходивший обкатку в 2015 году, не справился с серьезными нагрузками.

В интервью КП он говорил, что закупать электробусы власти города будут только по контракту жизненного цикла. «То есть не просто купим, а обяжем производителя также обеспечивать работу всей системы, которая включает и сам транспорт, и зарядные станции. Кроме того, производитель будет нести полную ответственность за работоспособность системы на весь жизненный цикл», – пояснял он.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год
Темы дня

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео с пьяной танцующей подругой

Кнутов объяснил значение освобождения Новоданиловки

Газовоз «Валера» доставил первую после введения санкций партию СПГ Газпрома в Китай

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

На побережье Японии объявлено предупреждение о цунами после землетрясения

Первая волна цунами высотой 40 сантиметров была зафиксирована на северо-восточном побережье Японии? ожидается подход более высоких волн.

Умер посол России в КНДР Мацегора

Чрезвычайный и полномочный посол России в КНДР Александр Мацегора скончался в возрасте 70 лет, сообщил российский МИД.

Rolls-Royce Power Systems объявила о поставке 300 двигателей для танков Leopard 2

Компания Rolls-Royce Power Systems, являющаяся дочерней структурой британского холдинга Rolls-Royce plc, получила крупный контракт от оборонной фирмы KNDS.

Путин сообщил о росте до миллиона рублей необлагаемых выплат работающим родителям

На заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент России Владимир Путин объявил о введении с 1 января 2026 года увеличенной суммы выплат сотрудникам при рождении ребенка, которые не будут облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховыми взносами.

В Москве представили МРТ-совместимый кардиостимулятор

В Москве стартовала «Российская неделя здравоохранения», одним из главных экспонатов которой стал первый отечественный МРТ-совместимый электростимулятор Apollo MRI, предназначенный для пациентов с тяжелыми формами аритмии.

Аш-Шараа рассказал о контактах оппозиции Сирии с Москвой после падения режима Асада

В документальном фильме телеканала Al Jazeera президент Сирии Ахмед аш-Шараа рассказал, что после того как повстанцы во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России) заняли западную часть Алеппо в конце ноября 2024 года, Россия отправила им послание.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Суд вернул порт Туапсе государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру порта Туапсе, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Иностранных журналистов пригласили на «Итоги года» с Путиным

В этом году иностранные журналисты вновь получили возможность принять участие в мероприятии «Итоги года с Владимиром Путиным», которое состоится 19 декабря в объединенном формате большой пресс-конференции и прямой линии.

Путин выразил надежду на временный характер повышения НДС

Президент России Владимир Путин выразил надежду, что рост налога на добавленную стоимость до 22% будет введён лишь на ограниченный период для стабилизации экономической ситуации.
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов