Экономика

22 июля 2017, 19:36

Собянин избавит Москву от выхлопов общественного транспорта

Фото: Максим Блинов/РИА «Новости»

К 2020 году Москва откажется от обычных автобусов на горючем топливе в пользу электробусов, пообещал мэр Сергей Собянин. Но если экологический выигрыш от этой идеи очевиден, то финансовый – отнюдь нет. Понадобится множество станций подзарядки. С учетом длинных московских маршрутов заряжаться электробусы будут часто и долго. Пока же по столице ходит 6,4 тысячи автобусов и только один электробус.

Через три года Москва полностью откажется от автобусов на моторном топливе и перейдет на электробусы, заявил накануне на своей странице в «ВКонтакте» мэр Сергей Собянин. «Готовимся осенью провести конкурс на закупку электробусов. Надеемся, что российские производители предложат достойные разработки», – отметил мэр, добавив, что в результате экология Москвы улучшится.

То мы сначала меняем троллейбусы на дизельные автобусы, то потом почему-то резко на электробусы, которые еще не достигли состояния хороших опробованных решений

По словам градоначальника, он обсудил этот вопрос с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Глава правительства ранее сообщал, что в этом году правительство выделило 900 млн рублей крупнейшим российским производителям на создание электробусов.

О том, что Москва станет пилотным регионом для электрического транспорта, Собянин сообщал в июне в ходе Петербургского экономического форума. Первые электробусы должны выйти на маршрут уже в следующем году. «У меня есть поручение мэра, чтобы электробусы появились в Москве уже в следующем году», – говорил заместитель Собянина Ликсутов радио «Говорит Москва». Кстати, опытный экземпляр КамАЗа уже сейчас обслуживает маршрут от метро «Славянский бульвар» до Сколково, где для него создана зарядная станция.

Но в то же время даже зарубежные мегаполисы используют электробусы пока только в экспериментальном режиме. Как отмечают эксперты, из-за московских расстояний электробусы пока не в состоянии отработать полный рабочий день без подзарядки, а этот процесс обычно длится долго.

Представитель Международного союза общественного транспорта Сергей Корольков выразил убеждение, что Москве не следовало отказываться от троллейбусов. «То мы сначала меняем троллейбусы на дизельные автобусы, то потом почему-то резко на электробусы, которые еще не достигли состояния хороших опробованных решений», – посетовал Корольков газете ВЗГЛЯД, напомнив, что в Китае от электробусов уже начали, наоборот, отказываться: слишком большие потери электричества.

Отметим, что широкого распространения за рубежом электробусы пока не получили. Во многих западноевропейских городах существуют отдельные маршруты, но о массовом переходе пока речь не идет. Зато в Китае электрический транспорт получает зеленый свет. К 2020 году в Поднебесной намерены увеличить парк такой техники до 200 тысяч, в прошлом году по стране ходило около 50 тысяч. Активнее всего электробусы распространяются в Пекине, Шанхае, Шэньчжэне и Цзинане.

Будет ли электробус дешевле автобуса

Против перехода на электробусы высказывался экс-депутат Щукинского муниципалитета Максим Кац. Единственным плюсом этой техники он называет отсутствие вредных выбросов, но «иных причин для их ввода нет, они дороже и сложнее в эксплуатации». По его словам, электробус не от розетки заряжается, и «для его зарядки нужно построить дорогущую инфраструктуру либо на остановках, либо в парках», «это миллиарды и миллиарды рублей».

Впрочем, столичные власти приводили в пример подсчеты экспертов, по оценкам которых за несколько лет обслуживания электробуса экономия бюджетных средств составит более 20% по сравнению с эксплуатацией традиционного автобуса с двигателем внутреннего сгорания. Но власти пока не говорят, какое количество зарядных станций потребуется построить всего за три года. Сейчас по столице ходит 6,4 тысячи автобусов. При этом известно, что в Пекине еще недавно строилось по одной станции подзарядки на 30 электробусов.

Отсутствие конкретики по расходам смущает общественников. По словам вице-президента Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александра Морозова, экономия неочевидна. «При расчете необходимых затрат нужно учитывать массу нюансов. Например, мастера, обслуживающие контактные сети, не разделяют их на трамвайную и троллейбусную. В целом это небольшие траты. По отчетам Мосгостранса за 2012 год оказалось, что обслуживание троллейбуса вместе с контактной сетью в эксплуатации обходится гораздо дешевле автобуса», – говорил он «Коммерсанту».

Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в разговоре с РБК отметил, что до нынешней реорганизации городского транспорта подобных проектов ни в Москве, ни в целом в России не было, поэтому стоимость «зависит от того, к примеру, как будет рассчитана сеть, сколько по времени электробусы могут отсоединяться от контактной сети». «С точки зрения экологии логичным был бы переход на газ – КПД у него выше», – считает Безбородов, добавив, что поддержание контактной сети на мало используемых участках, например на окраинах города, имеет большую стоимость, нежели внутри Третьего транспортного кольца.

Какой автозавод получит заказ от Москвы

На том же Петербургском форуме Собянин заключил соглашение о создании национального консорциума развития электрического транспорта. Соучредителями стали Минэкономразвития, Минпромторг, Минтранс, Ростелеком, Россети, КамАЗ и «Соллерс».

Москва предоставит свои экспериментальные площадки и технопарки для разработки технологий в сегменте электротранспорта. После запуска серийного производства власти готовы будут заключить контракт сроком от трех до пяти лет с отечественными производителями на поставку 300 таких машин ежегодно.

Сейчас отечественные производители оценивают один такой автобус ориентировочно в 22–25 млн рублей. Зарубежные электробусы стоят от 40 млн до 70 млн рублей. Таким образом, 300 машин в год обойдутся городу как минимум в 7,5 млрд рублей, не считая инфраструктуры.

Как сообщал гендиректор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов, сейчас в столице тестируются российский и белорусский (Белкоммаш) электробусы, также завершена обкатка финской модели Linkker, а в ближайшие полтора месяца запустят китайский образец. В России есть модели электробусов «Волжанин», «ТролЗа Экобус», ЛиАЗ, ГАЗ и КамАЗ. В прошлом году Михайлов говорил, что Мосгортранс планирует самостоятельно собрать для столицы «идеальный» электробус. По его словам, образец электробуса ЛиАЗ, проходивший обкатку в 2015 году, не справился с серьезными нагрузками.

В интервью КП он говорил, что закупать электробусы власти города будут только по контракту жизненного цикла. «То есть не просто купим, а обяжем производителя также обеспечивать работу всей системы, которая включает и сам транспорт, и зарядные станции. Кроме того, производитель будет нести полную ответственность за работоспособность системы на весь жизненный цикл», – пояснял он.

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Первую в мире космическую систему для наблюдения за Арктикой создали в России
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

Власти Подмосковья предупредили об опасности сбитых БПЛА после схода снега

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?