Экономика

26 июня 2017, 17:05

Без России Ан-148 ждет полное исчезновение

Фото: Сергей Мамонтов/РИА «Новости»

Весь понедельник поступали противоречивые сообщения о судьбе Ан-148 – собираемого в Воронеже российско-украинского самолета. Официально заявления о прекращении его производства опровергаются. И тем не менее ряд обстоятельств позволяют делать крайне неутешительные для этой машины прогнозы. Остановка сотрудничества нанесет вред и России, и Украине.

Россия прекратит производство ближнемагистрального самолета Ан-148, несмотря на достигнутое Воронежским авиастроительным объединением (ВАСО) импортозамещение, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в авиационной отрасли.

К сожалению, политика оказалась сильнее разума и ранее сложившегося режима взаимоотношений

«Большой интерес был к Ан-148, который делался в Воронеже. Интерес проявили как гражданские авиакомпании, так и Министерство обороны. К сожалению, политика оказалась сильнее разума и ранее сложившегося режима взаимоотношений», – отметил источник. По его словам, на ВАСО заканчивается сборка двух последних самолетов, после чего история Ан-148 как типа завершится.

Ан-148 – ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет разработки киевского ОКБ им. Антонова, созданный в начале 2000-х в кооперации с Россией как замена устаревшему Ту-134. Самолеты этого типа эксплуатируют авиакомпании «Россия» и «Ангара», специальный летный отряд «Россия», а также МЧС и Минобороны. Ан-148 – президентский борт президента Украины Петра Порошенко.

Однако на Воронежском заводе хоронить самолет не спешат. Будущее Ан-148 будет зависеть от спроса на эту машину, заявил представитель ВАС газете «Известия». На данный момент завод выполняет действующий контракт с Минобороны РФ: в этом году осталось сдать три Ан-148, в 2018-м – еще два. «Никакого изменения содержания контракта не было», – уверил представитель завода. В Ростехе также опровергли остановку производства самолета в Воронеже, сообщили НСН.

И тем не менее похороны Ан-148 – это лишь вопрос времени, считает главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Просто надо выполнить контракт и доделать недостроенные самолеты, в которые уже вложены огромные средства. Но дальше проект оказывается в тупике. Если не 2017-й, то 2018 год, скорее всего, станет реальным концом истории Ан-148 в России.

«Заказчиком воронежского Ан-148 является только Минобороны РФ, а интерес проявляли лишь другие российские силовые структуры, в частности Росгвардия. Политический фактор не позволит украинским компаниям поставлять комплектующие для производства этих самолетов в Воронеже для таких заказчиков. Если бы, условно, речь шла о поставках на Кубу, то никаких бы проблем не было. Но экспортных контрактов на самолеты воронежского производства не предвидится», – говорит Олег Пантелеев. Да и российские военные не хотели бы зависеть от украинских запчастей.

К тому же Россия заинтересована в продвижении на экспорт SSJ-100, а не его прямого конкурента – Ан-148. Минобороны РФ, кстати, рассматривало вариант замены в своем парке «тушек» на SSJ-100, однако пока отказалось от этой затеи. Потому что SSJ-100 не может работать на неподготовленных грунтовых взлетно-посадочных полосах, с чем с легкостью справляется Ан-148.

Альтернативой для Минобороны станет теперь, скорее всего, турбовинтовой Ил-114. У него чуть меньше вместимость – 64 кресла против 75 у Ан-148, однако это не так страшно. «По дальности полета ильюшинская машина приемлема для военного заказчика, но по скорости, конечно, сильно отстает. Но пока придется летать на Ил-114», – говорит Пантелеев.

«На первое время Ил-114 должен подойти военным, а если его модернизируют, то он вполне может стать новым стандартом для Минобороны», – считает и первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский

Впрочем, пока нельзя сбрасывать со счетов и вариант возобновления производства Ан-148 не из украинских деталей. Только надо просчитать и понять, насколько выгоден такой вариант, говорит Андриевский. По крайней мере, для воронежского авиазавода это был бы неплохой выход. ВАСО не хочет терять важный серийный проект. Сейчас на предприятии есть две производственные программы: штучная сборка Ил-96 и сборка чуть более серийного Ан-148. По Ил-96 сверху дана задача продвигать эту машину, поэтому сборка этого самолета будет продолжена. А вот с Ан-148 так или иначе придется расстаться. По данным ОАК за 2015 год, производство Ан-148 приносило 4,4 млрд рублей от общей выручки ВАСО в 10,3 млрд рублей, то есть почти половину.

«Но в последние годы объем производства и объем выручки от программы производства Ан-148 был настолько незначителен, что можно говорить об ее убыточности. При таком темпе выпуска она лишь обеспечивает занятость на предприятии в Воронеже. С социальной точки зрения хорошо, но с экономической – не очень», – говорит Пантелеев.

В перспективе место Ан-148 на воронежском авиазаводе может занять производство легкого транспортного самолета Ил-112В. «Вероятно, в следующем году самолет благополучно совершит первый полет и в дальнейшем будет развернуто серийное производство в Воронеже. Это позволит заместить один проект другим», – говорит глава «Авиапорта».

Проблема лишь в том, что программа серийного производства Ил-112 начнется фактически только после 2020 года, а до этого времени завод будет обречен на убытки. Зато объемы производства на ВАСО возрастут. Если за пять лет было произведено 15 Ан-148, то с Ил-112 скорость производства будет значительно выше – до 12 машин в год, замечает Андриевский.

Судьба Ан-148 на Украине также не безоблачна. В России этот самолет пусть и в небольших объемах, но производится. На Украине же сборки вообще нет. Хотя украинский «Антонов» ранее сделал громкое заявление, что заменит российские комплектующие (порядка 50%) в этом самолете и начнет его сборку. Но на деле неизвестно, что получится у «Антонова».

«Украинскому АКБ «Антонов» по силам сделать так называемое импортозамещение, точнее, замещение импорта из России на импорт из стран Европы. Но будет ли такое решение экономически оправдано? Потребуется проведение больших опытно-конструкторских работ, последующих испытаний», – говорит Пантелеев. Ведь, по сути, замещение 50% российских комплектующих на западные будет означать создание нового самолета.

На примере транспортного Ан-132Д, который в конце марта совершил первый полет, Украина показала, что в принципе может собрать самолет без России. Ан-132 представляет собой глубокую модернизацию советской машины Ан-32 с установкой американской авионики, турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW150A, а также другого вспомогательного оборудования западного производства.

Но проекту Ан-132Д повезло, так как им заинтересовалась Саудовская Аравия. Саудиты заказали 80 таких машин, собранных у себя на родине (а не на Украине). А вот захочет ли кто-то – кроме России – дать денег Украине на возобновление производства самолета Ан-148? Вероятность этого крайне низка.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Первую в мире космическую систему для наблюдения за Арктикой создали в России
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?