Экономика

22 июня 2017, 16:40

Америка обошла Европу на авиасалоне в Ле Бурже

Фото: Pascal Rossignol/Reuters

Впервые с 2012 года американскому Boeing удалось обойти европейский Airbus по объемам заказов на авиасалоне в Ле Бурже. Американцы заключили контракты на вдвое большую сумму. Российская новинка МС-21, которая призвана разрушить дуополию американцев и европейцев на мировом рынке, пока теряется рядом с акулами рынка.

Американская компания Boeing впервые за пять лет опередила европейский Airbus по объему заказов на авиасалоне в Ле Бурже. За три дня авиасалона Boeing получил заказы и предварительные заявки на 370 самолетов общей стоимостью 52 млрд долларов. Тогда как Airbus – заказы лишь на 229 самолетов общей стоимостью 25 млрд долларов. Это произошло впервые с 2012 года, сообщает Bloomberg. Boeing выиграла благодаря повышенному интересу покупателей к Max 10, число заказов и предварительных заявок на который достигло 336.

Российским авиаконструкторам хотелось бы получить подобную популярность, но, учитывая, как долго российская гражданская авиация была в загоне, этого придется ждать много лет

Самолет 737 Max 10 – это новая версия узкофюзеляжного лайнера. Это крупнейший самолет в своем классе. Сделать самолет больше попросили Boeing сами клиенты. Американцы изначально сделали ставку на этот лайнер в надежде вернуть себе рыночную долю, которую ранее отвоевал Airbus. И не прогадали. Еще в первый день авиасалона в Boeing рассчитывали на получение заказов на 240 самолетов Max 10. Однако спрос оказался значительно выше: подписаны контракты на поставку 336 Max 10. Каталожная цена лайнера составляет 124,7 млн долларов, но покупатели часто получают скидки. Самолет должен поступить в обслуживание авиакомпаний в 2020 году.

Крупные узкофюзеляжные лайнеры завоевали популярность у покупателей. В прошлом году около 65% контрактов европейского Airbus на узкофюзеляжные лайнеры были представлены наиболее крупной версией – A321neo. Airbus надеялся и в этом году сохранить лидерство в этом сегменте. Однако Boeing со своей новой моделью наносит сокрушительный удар.

По исследованиям Boeing, в ближайшие 20 лет рост продаж будет отмечаться именно в узкофюзеляжном сегменте – благодаря лоукостерам и развивающимся рынкам. Чем более крупные узкофюзеляжные самолеты привлекают авиакомпании? Во-первых, их стоимость значительно меньше, чем у широкофюзеляжных самолетов.

Во-вторых, они могут летать по таким привлекательным маршрутам, как от побережья до побережья США, и даже совершать менее длительные трансатлантические перелеты.

В-третьих, это экономически выгодней. Авиакомпании предпочитают модели с увеличенным количеством кресел, поскольку это позволяет им распределять издержки на большее число пассажиров, что, как правило, увеличивает выручку, когда самолеты заполнены полностью. Модель Max 10 от Boeing может перевозить до 230 пассажиров. Самолет Airbus вмещает 240 пассажиров. И хотя в Airbus уверяли, что их самолет будет иметь большую дальность полета и более низкие издержки в расчете на одно кресло, чем конкурент Boeing, судя по продажам, это не сработало.

Да и самим Boeing и Airbus выгодней продавать более крупные узкофюзеляжные лайнеры. Расходы на разработку и производство нового самолета относительно низкие из-за сходства с менее крупными версиями, зато при продаже авиакомпании могут получить премию за чуть более большой самолет.

«Boeing сделал то, чего ждал от него рынок, в частности Korean Air и другие лояльные клиенты: создал мощный самолет в узкофюзеляжном сегменте, который дешевле широкофюзеляжного и пользуется большим спросом у покупателей. Max 10 позволит сэкономить 5% на перелете по сравнению с ближайшим конкурентом – A321neo, притом что число мест у него почти такое же. Новые двигатели и улучшение аэродинамических показателей должны снизить расход топлива на 14%», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Еще один важный итог авиасалона в Ле Бурже – это серьезный общий объем заказов двух авиастроителей, чуть менее чем на 80 млрд долларов. Для сравнения: на авиасалоне в Фарнборо в прошлом году объем заказов и предварительных заявок на самолеты Boeing и Airbus составил только 50 млрд долларов, что стало минимальным уровнем с 2010 года. Это значит, что участники рынка стали более оптимистично смотреть в будущее и ждут восстановления рынка авиаперевозок. Особенно активными покупателями в Ле Бурже стали азиатские компании, которые реагируют на бум в области путешествий из-за выгодности курсов валют. 

Россия вклинится в борьбу позже

#{image=1155264}Российская гражданская техника на французском авиасалоне не может пока похвастаться такими же успехами, как крупнейшие мировые авиаконструкторы. Однако в перспективе Россия намерена разрушить многолетнюю дуополию Boeing и Airbus. Это призван сделать полностью новейший лайнер с огромным количеством ноу-хау МС-21, совершивший свой первый испытательный полет в конце мая 2017 года. И, в отличие от популярных узкофюзеляжных лайнеров Boeing и Airbus, Россия выйдет на мировой рынок в сегменте широкофюзеляжных, где, впрочем, конкуренция не менее жесткая.

Новых подписанных контрактов из Ле Бурже МС-21 не привезет. «МС-21 пока не успел проявить себя как следует. Несколько испытательных полетов, и все. Малоизвестная российская разработка рядом с акулами рынка просто теряется. Кроме того, в Ле Бурже была представлена только модель самолета. Это, конечно, не самое главное, но все равно влияет на общее восприятие», – говорит Иван Андриевский. Впрочем, в конце июля в подмосковном Жуковском состоится авиасалон МАКС, где МС-21 будет чувствовать себя увереннее. На МАКС контракты должны быть подписаны, уверен Андриевский.

При этом портфель заказов на самолеты семейства МС-21 уже составляет 285 машин. Из них на 175 самолетов заключены твердые заказы, то есть покупатели внесли авансовые платежи. «Этого достаточно для разворачивания серийного производства», – уверил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в Ле Бурже, передает RNS.

В основном заказчики российские. Крупнейшим покупателем является «Аэрофлот», который заказал 50 МС-21. Однако, по словам Слюсаря, есть также твердые контракты с авиакомпаниями из Юго-Восточной Азии, Северной Африки и стран СНГ. «Когда самолет начнет летать, безусловно, интерес к нему вырастет, и появятся новые заказчики. Мы считаем, что, помимо новых клиентов, для тех стран и компаний, в парке которых уже активно эксплуатируется SSJ100, будет интересно развить линейку и дополнить парк самолетом МС-21», – считает Слюсарь.

Первые три самолета МС-21 «Аэрофлот» должен получить уже в 2019-м. К 2018 году корпорация «Иркут» соберет четыре таких самолета, а к 2020 году, по плану, выйдет на выпуск 20 МС-21 в год, к 2023 году – на 70 лайнеров. Выйти на производство 60–70 машин в год вполне возможно, потому что параллельно созданию МС-21 происходила и модернизация завода для его производства, считает директор «Авиа.ру» Роман Гусаров. И продать, по его мнению, такой объем не составит большого труда. Главное, чтобы производитель предоставил весь комплекс услуг, так как продается не просто машина, а жизненный цикл самолета – от его поставки до утилизации. По словам Слюсаря, с помощью государства будет создана система поддержки продаж и эксплуатации самолетов в России и за рубежом.

«Сегодня Boeing и Airbus производят более 600 самолетов на пару. Мы с нашими 60–70 самолетами легко вклинимся, они даже особо эту конкуренцию с нашей стороны и не заметят», – говорит Гусаров. А вот чтобы разогнаться до таких же объемов выпуска, как Boeing и Airbus, потребуется куда больше времени. Сами западные авиастроители доходили до таких объемов десятилетиями.

«Российским авиаконструкторам, конечно, хотелось бы получить подобную популярность для своей модели, какую имеют сегодня новейшие Boeing и Airbus, но, учитывая, как долго российская гражданская авиация была в загоне, этого придется ждать много лет. МС-21 имеет свои преимущества и сильные стороны, но необходимо время, чтобы покупатели, привыкшие к дуополии Boeing и Airbus, по-настоящему открыли для себя российскую модель», – согласен первый вице-президент Российского союза инженеров.

Но в перспективе МС-21 имеет все шансы откусить часть мирового пирога. «Доверие и уважение к российской авиационной промышленности имеется во всем мире, в частности благодаря «Су» и «МиГ», так что MC-21 вполне может занять свою долю мирового рынка гражданской авиации. Можно, конечно, поставить амбициозную цель выбиться в топ и потеснить двух лидеров, но лучше сосредоточиться пока на другом – поиске первых лояльных клиентов в развитых странах. Большая дорога начинается с первого шага», – заключает Андриевский.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Пентагон сообщил о гибели двух американских военных и переводчика в Пальмире
Темы дня

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

В Финляндии завели уголовное дело на Грету Тунберг

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусмотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Роснано подало иск к Чубайсу

Группа Роснано потребовала взыскать почти 12 млрд рублей убытков с экс-руководства, в том числе, Анатолия Чубайса, из-за неудавшегося проекта Crocus и потери инвестиций.

ВСУ попытались прорваться в Красноармейск на мотоциклах

Украинские штурмовики предприняли попытку прорыва на северную окраину города Красноармейск (укр. название Покровск), но не преуспели, сообщили в Минобороны.

ВС России поразили подразделения девяти бригад и полков ВСУ в Запорожской области

Российские группировки войск «Днепр» и «Восток» нанесли поражение подразделениям девяти бригад и полков Вооруженных сил Украины в Запорожской области, сообщил губернатор региона Евгений Балицкий.

Фицо: Запад побежит восстанавливать отношения с Россией после окончания СВО

Премьер Словакии Роберт Фицо выразил мнение, что западные государства поспешат наладить отношения с Россией сразу после окончания конфликта на Украине.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

США решили снять санкции с белорусского калия

В соответствии с указаниями президента США Дональда Трампа снимаются санкции с белорусского калия, заявил спецпредставитель США по Белоруссии Джон Коул.

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко принял решение о помиловании 123 иностранцев на основании достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом Трампом.

МИД пообещал скорый ответ на блокировку ЕС активов России

Распоряжение активами России без согласия страны, включая блокировку или попытки представить изъятие как репарации, нарушает международное право, ответные шаги Москвы на блокировку не заставят себя ждать, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Экс-адвокат Обамы и Клинтона подал в суд на Трампа за перестройку Белого дома

Американская некоммерческая организация National Trust for Historic Preservation подала иск в федеральный суд, требуя приостановить строительство нового бального зала в Белом доме, инициированное президентом США Дональдом Трампом. Одним из адвокатов истцов выступает бывший юрист экс-президентов Барака Обамы и Билла Клинтона.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов