Экономика

22 июня 2017, 16:40

Америка обошла Европу на авиасалоне в Ле Бурже

Фото: Pascal Rossignol/Reuters

Впервые с 2012 года американскому Boeing удалось обойти европейский Airbus по объемам заказов на авиасалоне в Ле Бурже. Американцы заключили контракты на вдвое большую сумму. Российская новинка МС-21, которая призвана разрушить дуополию американцев и европейцев на мировом рынке, пока теряется рядом с акулами рынка.

Американская компания Boeing впервые за пять лет опередила европейский Airbus по объему заказов на авиасалоне в Ле Бурже. За три дня авиасалона Boeing получил заказы и предварительные заявки на 370 самолетов общей стоимостью 52 млрд долларов. Тогда как Airbus – заказы лишь на 229 самолетов общей стоимостью 25 млрд долларов. Это произошло впервые с 2012 года, сообщает Bloomberg. Boeing выиграла благодаря повышенному интересу покупателей к Max 10, число заказов и предварительных заявок на который достигло 336.

Российским авиаконструкторам хотелось бы получить подобную популярность, но, учитывая, как долго российская гражданская авиация была в загоне, этого придется ждать много лет

Самолет 737 Max 10 – это новая версия узкофюзеляжного лайнера. Это крупнейший самолет в своем классе. Сделать самолет больше попросили Boeing сами клиенты. Американцы изначально сделали ставку на этот лайнер в надежде вернуть себе рыночную долю, которую ранее отвоевал Airbus. И не прогадали. Еще в первый день авиасалона в Boeing рассчитывали на получение заказов на 240 самолетов Max 10. Однако спрос оказался значительно выше: подписаны контракты на поставку 336 Max 10. Каталожная цена лайнера составляет 124,7 млн долларов, но покупатели часто получают скидки. Самолет должен поступить в обслуживание авиакомпаний в 2020 году.

Крупные узкофюзеляжные лайнеры завоевали популярность у покупателей. В прошлом году около 65% контрактов европейского Airbus на узкофюзеляжные лайнеры были представлены наиболее крупной версией – A321neo. Airbus надеялся и в этом году сохранить лидерство в этом сегменте. Однако Boeing со своей новой моделью наносит сокрушительный удар.

По исследованиям Boeing, в ближайшие 20 лет рост продаж будет отмечаться именно в узкофюзеляжном сегменте – благодаря лоукостерам и развивающимся рынкам. Чем более крупные узкофюзеляжные самолеты привлекают авиакомпании? Во-первых, их стоимость значительно меньше, чем у широкофюзеляжных самолетов.

Во-вторых, они могут летать по таким привлекательным маршрутам, как от побережья до побережья США, и даже совершать менее длительные трансатлантические перелеты.

В-третьих, это экономически выгодней. Авиакомпании предпочитают модели с увеличенным количеством кресел, поскольку это позволяет им распределять издержки на большее число пассажиров, что, как правило, увеличивает выручку, когда самолеты заполнены полностью. Модель Max 10 от Boeing может перевозить до 230 пассажиров. Самолет Airbus вмещает 240 пассажиров. И хотя в Airbus уверяли, что их самолет будет иметь большую дальность полета и более низкие издержки в расчете на одно кресло, чем конкурент Boeing, судя по продажам, это не сработало.

Да и самим Boeing и Airbus выгодней продавать более крупные узкофюзеляжные лайнеры. Расходы на разработку и производство нового самолета относительно низкие из-за сходства с менее крупными версиями, зато при продаже авиакомпании могут получить премию за чуть более большой самолет.

«Boeing сделал то, чего ждал от него рынок, в частности Korean Air и другие лояльные клиенты: создал мощный самолет в узкофюзеляжном сегменте, который дешевле широкофюзеляжного и пользуется большим спросом у покупателей. Max 10 позволит сэкономить 5% на перелете по сравнению с ближайшим конкурентом – A321neo, притом что число мест у него почти такое же. Новые двигатели и улучшение аэродинамических показателей должны снизить расход топлива на 14%», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Еще один важный итог авиасалона в Ле Бурже – это серьезный общий объем заказов двух авиастроителей, чуть менее чем на 80 млрд долларов. Для сравнения: на авиасалоне в Фарнборо в прошлом году объем заказов и предварительных заявок на самолеты Boeing и Airbus составил только 50 млрд долларов, что стало минимальным уровнем с 2010 года. Это значит, что участники рынка стали более оптимистично смотреть в будущее и ждут восстановления рынка авиаперевозок. Особенно активными покупателями в Ле Бурже стали азиатские компании, которые реагируют на бум в области путешествий из-за выгодности курсов валют. 

Россия вклинится в борьбу позже

#{image=1155264}Российская гражданская техника на французском авиасалоне не может пока похвастаться такими же успехами, как крупнейшие мировые авиаконструкторы. Однако в перспективе Россия намерена разрушить многолетнюю дуополию Boeing и Airbus. Это призван сделать полностью новейший лайнер с огромным количеством ноу-хау МС-21, совершивший свой первый испытательный полет в конце мая 2017 года. И, в отличие от популярных узкофюзеляжных лайнеров Boeing и Airbus, Россия выйдет на мировой рынок в сегменте широкофюзеляжных, где, впрочем, конкуренция не менее жесткая.

Новых подписанных контрактов из Ле Бурже МС-21 не привезет. «МС-21 пока не успел проявить себя как следует. Несколько испытательных полетов, и все. Малоизвестная российская разработка рядом с акулами рынка просто теряется. Кроме того, в Ле Бурже была представлена только модель самолета. Это, конечно, не самое главное, но все равно влияет на общее восприятие», – говорит Иван Андриевский. Впрочем, в конце июля в подмосковном Жуковском состоится авиасалон МАКС, где МС-21 будет чувствовать себя увереннее. На МАКС контракты должны быть подписаны, уверен Андриевский.

При этом портфель заказов на самолеты семейства МС-21 уже составляет 285 машин. Из них на 175 самолетов заключены твердые заказы, то есть покупатели внесли авансовые платежи. «Этого достаточно для разворачивания серийного производства», – уверил президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь в Ле Бурже, передает RNS.

В основном заказчики российские. Крупнейшим покупателем является «Аэрофлот», который заказал 50 МС-21. Однако, по словам Слюсаря, есть также твердые контракты с авиакомпаниями из Юго-Восточной Азии, Северной Африки и стран СНГ. «Когда самолет начнет летать, безусловно, интерес к нему вырастет, и появятся новые заказчики. Мы считаем, что, помимо новых клиентов, для тех стран и компаний, в парке которых уже активно эксплуатируется SSJ100, будет интересно развить линейку и дополнить парк самолетом МС-21», – считает Слюсарь.

Первые три самолета МС-21 «Аэрофлот» должен получить уже в 2019-м. К 2018 году корпорация «Иркут» соберет четыре таких самолета, а к 2020 году, по плану, выйдет на выпуск 20 МС-21 в год, к 2023 году – на 70 лайнеров. Выйти на производство 60–70 машин в год вполне возможно, потому что параллельно созданию МС-21 происходила и модернизация завода для его производства, считает директор «Авиа.ру» Роман Гусаров. И продать, по его мнению, такой объем не составит большого труда. Главное, чтобы производитель предоставил весь комплекс услуг, так как продается не просто машина, а жизненный цикл самолета – от его поставки до утилизации. По словам Слюсаря, с помощью государства будет создана система поддержки продаж и эксплуатации самолетов в России и за рубежом.

«Сегодня Boeing и Airbus производят более 600 самолетов на пару. Мы с нашими 60–70 самолетами легко вклинимся, они даже особо эту конкуренцию с нашей стороны и не заметят», – говорит Гусаров. А вот чтобы разогнаться до таких же объемов выпуска, как Boeing и Airbus, потребуется куда больше времени. Сами западные авиастроители доходили до таких объемов десятилетиями.

«Российским авиаконструкторам, конечно, хотелось бы получить подобную популярность для своей модели, какую имеют сегодня новейшие Boeing и Airbus, но, учитывая, как долго российская гражданская авиация была в загоне, этого придется ждать много лет. МС-21 имеет свои преимущества и сильные стороны, но необходимо время, чтобы покупатели, привыкшие к дуополии Boeing и Airbus, по-настоящему открыли для себя российскую модель», – согласен первый вице-президент Российского союза инженеров.

Но в перспективе МС-21 имеет все шансы откусить часть мирового пирога. «Доверие и уважение к российской авиационной промышленности имеется во всем мире, в частности благодаря «Су» и «МиГ», так что MC-21 вполне может занять свою долю мирового рынка гражданской авиации. Можно, конечно, поставить амбициозную цель выбиться в топ и потеснить двух лидеров, но лучше сосредоточиться пока на другом – поиске первых лояльных клиентов в развитых странах. Большая дорога начинается с первого шага», – заключает Андриевский.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

В Крыму отреагировали на намеки постпреда Украины об атаке на Крымский мост

Намеки на готовящийся удар по Крымскому мосту с Украины являются оскалом террористов, заявил глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель.

Внезапно умер второй разоблачитель Boeing

Бывший аудитор качества компании Spirit AeroSystems Джошуа Дин, один из первых сообщивший о нарушениях при производстве Boeing 737 Max, внезапно умер в США.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

В Польше предложили создать европейскую «тяжелую бригаду» без США

Глава МИД Польши Радослав Сикорский на канале TVP World предложил создать европейскую «тяжелую бригаду» войск для быстрого реагирования в связи с событиями в соседних с ЕС регионах без участия США.

Захарова: Одесса сбросит иго бандеровцев и станет свободным городом

Рано или поздно справедливое возмездие настигнет исполнителей и участников варварского преступления в Доме профсоюзов в Одессе, следует из комментария спикера МИД Марии Захаровой.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?