Вирус-вымогатель, атаке которого на минувшей неделе подверглись крупные государственные и коммерческие структуры РФ, в том числе МВД и Сбербанк, требовал от своих жертв выкуп в биткоинах. Однако криптовалюты стали одной из наиболее обсуждаемых тем в мировом финансовом сообществе отнюдь не поэтому.
Один фитнес-клуб, под Новый год объявивший о начале приема биткоинов за свои абонементы, после «закошмаривания» был вынужден приостановить свой смелый эксперимент
Еще в начале мая курс биткоина находился на отметке в 1400 долларов, но всего через несколько дней достиг уровня 1800 долларов. Общая рыночная капитализация самой популярной криптовалюты мира уже подобралась к 30 млрд долларов – сумме, сопоставимой с годовыми доходами такой страны, как Казахстан. Параллельно растут курсы и других криптовалют, например, курс валюты Ethereum за последние три недели вырос вдвое – до уровня 88 долларов.
Непосредственным толчком к резкому росту курса биткоина стало решение правительства Японии легализовать его в качестве платежного средства на территории страны. Вскоре прогрессивные заявления последовали и от российских властей. К примеру, в интервью Bloomberg заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев выразил мнение, что легализация операций с криптовалютами может произойти уже в 2018 году.
Интерес к биткоину подогревали и президентские выборы во Франции. Как известно, «евроскептик» Марин Ле Пен, уступившая во втором туре «евроинтегратору» Эммануэлю Макрону, высказывалась в поддержку возрождения национальной валюты – франка, что вызвало обеспокоенность финансовых властей Пятой республики. За несколько дней до второго тура председатель Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало заявил, что подобные предложения могут поставить под сомнение доверие к валюте. И действительно – французы ринулись скупать биткоины. Причем это был уже не первый случай, когда евроскептики разгоняли спрос на криптовалюты: в прошлом году резкое увеличение приобретения биткоинов было зафиксировано в Великобритании сразу после референдума о выходе страны из Евросоюза.
Масла в огонь подливает и новый президент США Дональд Трамп. Как известно, его экономическая программа основана на ускорении реиндустриализации США, а в качестве эффективной меры для достижения этой цели рассматривается ослабление курса доллара к другим мировым валютам.
«Процессы девальвации в большей или меньшей степени могут угрожать практически любой из мировых валют, – констатирует основатель и президент российского Национального фонда развития криптовалют Игорь Чепкасов. – Недавнее выступление Дональда Трампа перед Конгрессом, а также комментарии ФРС о том, что рынок испытывает нервозность и недопонимание, откуда у властей США возьмутся деньги, необходимые для серьезных вливаний в экономику, тоже могут существенно повлиять на курс американского доллара и всех мировых валют. На фоне этого инвесторы обратили свои взоры на альтернативные инструменты, причем биткоин был в числе фаворитов. Инвесторы видят в криптовалютах «тихие гавани», столь необходимые в том числе и в процессах налогового планирования».
Призрак нового «пузыря»
Рост курса криптовалют можно рассматривать и как характерный симптом перенакопления капитала, который больше не находит себе выгодного применения ни в своих традиционных сферах, ни в пресловутых деривативах (производных финансовых инструментах), которые спровоцировали финансовый кризис 2008 года.
По словам руководителя Координационного совета РСПП по СКФО Владимира Гурьянова, причина интереса к криптовалютам – это избыток ликвидности на мировых финансовых рынках. «Рост биткоина – это не более чем явное проявление скрытой инфляции доллара и других мировых резервных валют. В отличие от золота и других коммодитиз (инвестиционных товаров), биткоин не имеет никакой привязки к физическим активам и формирование цены на него лежит исключительно в области иррационального представления о высокой стоимости любого ограниченного по преодолению, редкого продукта. По большому счету, биткоин, как и любые фиатные (то есть основанные на доверии) деньги, имеет полезность не сам по себе, а как сформировавшаяся инфраструктура денежных расчётов – и рост его цены, с уже рациональной точки зрения, объясним именно этим», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
#{intervieweco}В то же время в поведении курса криптовалют в последние несколько недель при желании можно легко усмотреть очередной надувающийся «пузырь» на финансовом рынке. Как отмечает доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин, биткоин и другие криптовалюты, которые не контролируются государствами и центробанками, – это потенциально обоюдоострый финансовый инструмент, нарушающий монополии банков на финансовые операции и государства на контроль над валютами. «Выход криптовалют, особенно в контексте тренда на виртуализацию денег путем их дигитализации, из теневой сферы означает неизбежное формирование нового «сетевого» субъекта власти, поэтому государству приходится идти на определенные меры по их легализации, – отмечает Родькин. – В этом смысле «утилизация» криптовалют в очередной спекулятивный «пузырь», то есть в понятную и предсказуемую для современного финансового капитализма ситуацию, объективно выгодна государству».
Игорь Чепкасов полагает, что мнение о криптовалютах как новом финансовом «пузыре» имеет право на существование, но при этом указывает на ряд реальных факторов роста их стоимости. Помимо перечисленных выше, это еще и распространение на уровне правительственных институций технологии Blockchain, основанной на цепочках блоков транзакций и являющейся основным принципом функционирования биткоина. По словам Чепкасова, это также стимулирует рост стоимости криптовалют, и некоторые аналитики утверждают, что к концу года курс биткоина может достичь 4–5 тысяч долларов. Но при этом считается, что основной спрос на криптовалюты сейчас в странах Юго-Восточной Азии, где сосредоточено огромное количество так называемых майнинговых ферм, которые занимаются поддержкой распределенных платформ и созданием новых блоков, получая вознаграждение именно в криптовалютах.
«Они не распространяются об этом»
В России использование биткоинов и других криптовалют пока что выглядит экзотикой, но отдельные показательные примеры того, как это работает, есть. Например, проект фермера Михаила Шляпникова «Экосистема Колионово» смог привлечь более 401 биткоина (более 510 тысяч долларов) в результате IPO (первичного размещения) на Blockchain. Интересно, что пару лет назад Шляпникову в судебном порядке было запрещено выпускать собственную квазивалюту и пользоваться ею для расчетов с покупателями, но это не остановило энтузиаста криптовалютного движения.
Впрочем, этот случай выглядит скорее счастливым исключением. По словам Игоря Чепкасова, российские коммерческие структуры, которые декларируют намерения использовать расчеты в криптовалютах, быстро оказываются в поле зрения правоохранительных органов. «Мне известны случаи, когда такие компании получали предостережения со стороны структур экономической безопасности МВД о недопустимости нарушений финансовой дисциплины, поскольку считается, что единственной валютой на территории РФ для расчетов является рубль. В связи с этим правоохранители рассматривают использование криптовалют как угрозу национальной экономике, – говорит Чепкасов. – В результате первый биткойномат, установленный в Петербурге, не простоял долго, а один фитнес-клуб, под Новый год объявивший о начале приема биткоинов за свои абонементы, после «закошмаривания» был вынужден приостановить свой смелый эксперимент. Так что сейчас определенное число людей, в том числе бизнесменов и чиновников, если и использует криптовалюты, то исключительно в целях налоговой оптимизации. По понятным причинам они не распространяются об этом», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.
При этом, по мнению руководителя Национального фонда развития криптовалют, в России почти нет специалистов по технологиям Blockchain. Недавние сообщения о том, что ЦБ намерен перевести свои транзакции на эту платформу, были восприняты российским криптовалютным сообществом оптимистично, но в целом, полагает Чепкасов, в России все заявления на тему криптовалют распространяются в популистских целях:
«Некоторое время назад власти говорили о категорическом запрете криптовалют, а затем стали звучать противоположные заявления. В Госдуме не первый год заседает межведомственная рабочая группа по оценкам рисков оборота криптовалюты под руководством члена комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрея Лугового. Однако, кроме смены риторики и периодических выступлений с трибун, этот гражданин и его рабочая группа ничего не сделали».
В этой ситуации остается рассчитывать на то, что криптовалюты найдут себе дорогу в Россию, так сказать, явочным порядком – как объективная реальность современного мира, которой невозможно отказать в существовании. «Биткоин из социального эксперимента превращается в часть мировой финансовой инфраструктуры, – резюмирует Владимир Гурьянов. – По мере его признания как средства платежа финансовыми властями разных стран будет расти его стоимость. Это мировые деньги, не связанные с каким-то национальным эмиссионным центром, поэтому в России они тоже могут использоваться, если поменяется позиция ЦБ, для чего есть определённые предпосылки».