Украина решила отказаться от оплаты коммунальных платежей больниц, школ и детских садов из госбюджета с 2017 года. Деньги будут выделены только на зарплату врачам и учителям.
Если мы строим Европу, то надо жить по-европейски. Медицина – только платная, образование – только для умных людей
«Для более эффективного управления имуществом медицинских и образовательных учреждений, относящихся к коммунальной собственности, расходы на коммунальные услуги с 2017 года будут передаваться на финансирование этих учреждений», – заявили в минфине Украины.
Кто же теперь будет оплачивать ЖКУ в столь важных социальных учреждениях? Центр переложил эту ответственность на местные бюджеты, а если и они не справляются с поставленной задачей, то выхода два. Либо за тепло, свет и воду заплатят из своих карманов родители и пациенты, либо часть школ и больниц просто закроются.
В регионах уверены: местные бюджеты не справятся с такой нагрузкой, а экономить больше не на чем. Такие меры приведут к катастрофическим последствиям – сокращению школ и больниц и ухудшению качества медицинской помощи и образования.
«Обеспеченность докторами низкая, куда их дальше сокращать? Если раньше у нас было 60 коек на 10 тысяч населения, то сейчас – 31. На чем тут еще экономить? От нас уходят доктора, их и сокращать не нужно, сами сбегают при зарплате 2 тыс. грн. Мы просто не выживем», – рассказал журналистам киевского издания «Вести» главврач Вольнянской районной больницы Олег Иващенко.
«Не просто шоковая терапия, а нас ломают через колено. Дети будут сидеть в холодных классах, в больницах не хватит денег ни на свет, ни на тепло. Я не знаю, как мы переживем зиму с такими планами. Возможно, детей просто нужно будет отправлять по домам. Но что делать с детсадами?» – заявил изданию один из региональных чиновников на условиях анонимности.
Украина также может сократить расходы на предоставление медицинских услуг, оставив финансирование только наиболее важных из них, говорит Сергей Звенигородский из УК СОЛИД Менеджмент. «Это означает, что часть услуг населению, оплачиваемых сейчас государством, может стать платной с целью привлечения медучреждениями средств непосредственно у населения. Видимо, за счет именно этих средств больницам и поликлиникам придется оплачивать коммунальные услуги. Что касается школ, то понятно, что оплачивать «коммуналку» будут родители учащихся», – говорит собеседник.
Почему украинская власть решила переложить ответственность за обеспечение теплом и светом важных социальных объектов на местные бюджеты? Потому что этого хочет Международный валютный фонд.
«Это чисто европейский подход, и этот вопрос поднимался уже давно, – рассказывает газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Когда первый раз заключали соглашение с МВФ, оказалось, что у нас существует неправильная система финансирования. В европейских и американских странах школы и больницы сидят на местном бюджете, а у нас – на бюджете страны. Согласно меморандуму, Украина взяла на себя обязательства провести реформы и передать финансирование школ, больниц и детских садов в местные бюджеты».
Формально это уже было сделано, продолжает украинский эксперт. Однако местные бюджеты оказались в патовой ситуации – денег на коммунальные платежи больниц и школ нет. Поэтому еще в прошлом году в прямом смысле слова «вырвали» деньги из госбюджета на отопление и свет для социальных объектов, говорит Охрименко. «Но в этом году Гройсман сказал, что такого больше не будет, а он вообще проводит жесткую финансовую политику. Местные бюджеты должны самостоятельно найти деньги, чтобы отапливать школы и больницы», – продолжает собеседник.
По задумке МВФ, за счет этой меры должна уменьшиться нагрузка на госбюджет, а регионы должны больше зарабатывать и иметь возможность финансировать новые социальные обязательства.#{ussr}
Проблема в том, что денег у украинских регионов почему-то не прибавилось. И дело не только в том, что за эти два года экономика Украины была сильно разрушена, в том числе из-за слепой веры украинских политиков в экономистов МВФ. Проблема еще и в том, что никто не посмотрел и не предложил Украине перенять тогда уж и опыт пополнения бюджетов европейских регионов. Ведь и в США, и в ЕС местные бюджеты не только содержат собственные школы, больницы и детские сады, но они также имеют возможность получать значительные доходы.
«В европейских странах есть жесткое разграничение. В центральный бюджет идут только такие налоги, как НДС (или налог с продаж) и акцизные сборы. Все остальные налоги – на прибыль, на дивиденды, на физлиц, на недвижимость и т. д. – идут в местные бюджеты», – говорит Охрименко. На Украине же (впрочем, как и в России) распределение налогов совершенно иное.
«Самые хлебные налоги – налог на прибыль, НДС, акцизы и доходы на физлица – идут в госбюджет. В местные бюджеты идут часть налогов с доходов физлиц, налог на недвижимость, налог на землю, поступления от мелкого и среднего предпринимательства. Но из этого складывается маленькая сумма. Если бы хотя бы полностью налоги на доходы физлиц передали регионам, это уже было бы хорошим подспорьем», – говорит Охрименко. Сейчас же, по его словам, половина доходов от этого налога уходит в госбюджет, вторая половина делится между разными уровнями местных бюджетов, до города доходит только 13–15%.
В Европе высока доля малого и среднего бизнеса, который своими налоговыми отчислениями фактически кормит местные бюджеты. А те, в свою очередь, имеют возможность выполнять свои социальные обязательства.
На Украине ситуация далека от этой европейской идиллии. Доля малого и среднего предпринимательства мала, а те, что есть, предпочитают и вовсе не платить налоги. Украинские власти такими точечными шагами пытаются сделать страну европейской, однако для начала стоило бы поднять доходы экономики и уровень жизни населения хотя бы до уровня Восточной Европы.
«У нас сегодня распределение бюджета неправильное, – согласен Охрименко. – Но на Украине сделать такое распределение, как в Европе, сложно с практической точки зрения. Если это сделать, тогда власть президента будет на уровне английской королевы. Конечно, Порошенко ляжет костьми, но не допустит этого. Если он это сделает, то попадет в зависимость от губернаторов и ему придется просить губернаторов помочь ему. А сейчас губернаторы к нему на коленях приползают».
Интересно, что расходы в госбюджете на финансирование коммунальных платежей медицинских и образовательных госучреждений на самом деле не такие большие, считают эксперты. По мнению Звенигородского, эта расходная статья не может превышать 6–7% ВВП страны. Для сравнения: расходы на армию в бюджете Украины, а они крайне невысокие, сейчас составляют почти те же 5% ВВП и в 2017 году, по мнению эксперта, будут сохранены на таком же уровне (несмотря на заявления Порошенко об их снижении).
Наконец, еще одна причина, почему МВФ ставит Украине такую задачу. Фонд решил, что на Украине слишком многом больниц, школ и детских садов в соотношении с количеством населения. «Это такой метод экономического принуждения, чтобы уменьшить количество и школ, и больниц. И я думаю, что к этому все и придет. Было две городские больницы, останется одна. Плюс постоянно заявляют, что надо уменьшить количество школ в сельской местности. Там мало детей, поэтому надо оставить одну школу на район и возить детей туда со всего района», – говорит Александр Охрименко.
Впрочем, сам украинский экономист в целом вполне согласен с необходимостью закрыть часть школ и больниц. «Если мы строим Европу, то надо жить по-европейски, хватит нам совка. Медицина – только платная, образование – только для умных людей. Кто не тянет, пожалуйста, есть куча возможностей работать рабочим. Для этого достаточно восьми классов образования», – говорит Охрименко.