Экономика

2 июня 2016, 17:20

Китай рассчитывает на железнодорожную экспансию за счет России

Фото: Jason Lee/Reuters

Будучи лидером по высокоскоростным железнодорожным перевозкам, Китай готов реализовать подобные проекты и в России. При этом речь идет не только об амбициозной идее по строительству магистрали Москва – Пекин: в последнее время портфель российско-китайских инициатив в области железнодорожного транспорта существенно увеличился.

Намерения России реализовать проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Пекин президент РЖД Олег Белозеров подтвердил еще в конце мая на встрече с председателем правления Китайской железнодорожной корпорации (CREC) Ли Чанцзинем. «Мы рассматриваем этот проект как важнейший этап формирования высокоскоростного коридора Москва – Пекин. Кроме того, мы видим в нем инфраструктурную основу для евразийской экономической интеграции – развития Экономического пояса Шелкового пути», – заявил Белозеров. В ответ китайская сторона выразила заинтересованность в работе над другими проектами в России.

Парад мегапроектов

Сейчас стоимость ВСМ Москва – Казань оценивается в 1,068 трлн рублей, а проект ВСМ Москва – Пекин протяженностью 7769 км – в 7 трлн рублей

Одно из интересных предложений такого типа было сделано Ли Чанцзиню спустя несколько дней – в ходе Российско-китайского форума малого и среднего бизнеса, прошедшего в Сочи. Глава Китайских железных дорог и губернатор Челябинской области Борис Дубровский договорились о создании рабочей группы по строительству высокоскоростной магистрали Челябинск – Екатеринбург. Предполагается, что ее загрузка составит 4,5–5 млн человек в год, а путь между двумя крупнейшими городами Урала займет всего 1 час 10 минут. Эта линия рассматривается в качестве части ВСМ Москва – Пекин, равно как и пилотная магистраль в этом коридоре Москва – Казань. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации будут завершены уже в июне.

Скоростная железная дорога с участием китайских инвесторов может быть построена и в Самарской области на участке Самара – аэропорт Курумоч – Тольятти в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Меморандум о реализации этого проекта был подписан 1 июня, но окончательное решение по нему китайцы должны принять в августе. В настоящий момент рассматривается два варианта: либо модернизировать существующую железнодорожную ветку с доведением скорости движения поездов до 200 километров в час, либо построить новую со скоростью уже 300 километров в час. Предложение совместно поработать в Самарской области было озвучено китайским инвесторам совсем недавно – в марте, когда вице-премьер Аркадий Дворкович посетил Азиатский экономический форум в городе Боао.

Еще одна масштабная инициатива была анонсирована на днях на Дальнем Востоке. Вице-президент Китайских железных дорог Чжан Сянь и вице-президент российской группы «Сумма» Вячеслав Бакаев подписали меморандум о создании совместного предприятия по строительству внешней сухопутной транспортной инфраструктуры порта Зарубино в Приморском крае. Из этого порта планируется отправлять в Китай российские экспортные грузы, а также обеспечивать перевалку грузов из северо-восточных провинций КНР в южные. Объем инвестиций в развитие порта Зарубино должен составить более 200 млрд рублей. Правда, относительно перспектив сотрудничества с китайцами глава «Суммы» Зиявудин Магомедов заметил, что пока обсуждается только концепция.

Активное сотрудничество с Китаем – сравнительно недавнее направление работы РЖД. Меморандум о сотрудничестве по ВСМ Москва – Пекин был подписан в октябре 2014 года, всего за несколько месяцев до отставки бывшего президента компании Владимира Якунина, который славился любовью к подобным мегапроектам. Однако в данном случае первоначальные намерения Якунина были сравнительно скромными: построить ВСМ Москва – Екатеринбург, причем впоследствии по финансовым причинам маршрут сократился до отрезка Москва – Казань. Но многочисленные попытки главы РЖД выбить средства на этот проект из федерального бюджета и тогда не увенчались успехом. В ноябре 2013 года правительство приняло решение отложить его реализацию до 2020 года, а затем премьер-министр Дмитрий Медведев прямо заявил, что проект слишком дорогой (на тот момент он оценивался в 928 млрд рублей).

Собственно, после этого в проекте и появились китайцы, согласившиеся поучаствовать в нем на концессионных началах. В момент подписания меморандума говорилось о готовности китайских инвесторов вложить в магистраль Москва – Казань 400 млрд рублей, а с российской стороны планировалось привлечь 380 млрд рублей из федерального бюджета. Сейчас стоимость ВСМ Москва – Казань оценивается в 1,068 трлн рублей, а проект ВСМ Москва – Пекин протяженностью 7769 км – в 7 трлн рублей. Ряд экспертов рынка железнодорожных перевозок утверждают, что строить ВСМ с участием китайцев будет значительно дешевле, чем в случае привлечения европейских партнеров.

Пассажиры вместо грузов

Для Китая участие в проектах строительства ВСМ в России является логичным продолжением «домашних» проектов, масштаб которых без преувеличения грандиозен. За последние десять лет в КНР было построено порядка 19 тыс. километров высокоскоростных железных дорог, а к 2020 году их протяженность должна достичь 25–30 тыс. километров с общим объемом инвестиций порядка 300 млрд долларов. В конце марта на совещании по железнодорожному строительству вице-премьер Госсовета КНР Ма Кай подчеркнул, что в период 13-й пятилетки (2016–2020 годы) необходимо сохранить размеры капиталовложений в железнодорожную отрасль на прежнем уровне.

Внешняя железнодорожная экспансия Китая началась несколько лет назад. К примеру, в 2013 году было заявлено несколько крупных проектов в Африке: строительство ветки Момбаса – Найроби в Кении (стоимость – 4 млрд долларов), восстановление заброшенной магистрали между столицей Эфиопии Аддис-Абебой и портом Джибути (3 млрд долларов) и ряда других. Весьма активно китайские железнодорожники ведут себя и на постсоветском пространстве. В рамках проекта Нового Шелкового пути было запланировано строительство ряда железных дорог, соединяющих Китай со странами Средней Азии. Одним из первых реальных свершений в этой серии стало завершенное на днях строительство 19-километрового тоннеля через перевал Камчик на востоке Узбекистана стоимостью 1,68 млрд долларов. Он является самым крупным сооружением в своем классе в Центральной Азии и обеспечивает железнодорожную связь Ферганской долины с остальной территорией Узбекистана, а также с системой железных дорог Кыргызстана и Китая.

В России очевидным приоритетом китайских железнодорожников является строительство ВСМ, причем они готовы заходить в такие проекты не только через «главный вход» – руководство РЖД и федеральное правительство, но и через регионы. Например, в мае прошлого года делегация из КНР предложила губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому соединить скоростной железной дорогой Владивосток и соседний китайский город Хунчунь.

«Совместных российско-китайских инициатив в сфере развития железнодорожной инфраструктуры существует множество, но китайская сторона зациклена на пассажирских ВСМ, – считает генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов. – Уровень же вложений в инфраструктуру грузовых перевозок пока существенно отстает от наших потребностей, хотя и РЖД, и Казахстанские железные дороги готовы кратно увеличить транзит».

Об этом, в частности, свидетельствует прошлогодняя статистика транзитных перевозок грузов по Транссибу в направлении Китая. Несмотря на падение внутрироссийских грузоперевозок, объем транзита в 2015 году вырос сразу на 80% – до 400,6 тыс. TEU (20-футовый контейнерный эквивалент). А в первом квартале текущего года транзит на Китай вырос еще на 58% в сравнении с тем же периодом прошлого года.

Определенная активизация транзита, способствующая развитию транспортно-логистической инфраструктуры, есть и в обратном направлении. На недавнем российско-китайском бизнес-форуме в Сочи вице-губернатор Калужской области Алексей Лаптев сообщил, что благодаря участию компании Samsung, китайского порта Далянь и правительства КНР удалось в три раза сократить сроки доставки грузов из Китая в центральную Россию и дальше в Европу – до станции Ворсино Калужской области грузы сейчас доставляются за 9,5 дней. По словам Лаптева, сейчас Россия и Китай прорабатывают ускоренный маршрут железнодорожного транзита в Европу, в частности в Люксембург и Копенгаген.

Железнодорожная дружба с Китаем может стать еще крепче после очередного международного экономического форума в Санкт-Петербурге, который состоится в этом месяце. Как сообщил несколько дней назад Аркадий Дворкович, он не исключает, что во время этого мероприятия с рядом компаний из КНР могут быть подписаны «знаковые контракты».

Текст: Николай Проценко

Вам может быть интересно

Губернатор Гладков назвал ситуацию в белгородском приграничье «крайне тяжелой»
Темы дня

Африка требует расплаты от Франции

Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.

«Великие Луки» помогут созданию атомных подводных лодок нового поколения

Под конец года в состав ВМФ РФ принята новая подводная лодка – Б-587 «Великие Луки», корабль, который относится ко второй модификации проекта 677 «Лада». Проект рождался с большим трудом, но оно того стоило. Почему подводные лодки данного класса принципиально важны для будущего российского Военно-морского флота?

Российские силовики рассказали о дезертирстве почти всей бригады ВСУ

Захарова объявила о готовности обсудить гарантии ненападения на НАТО

Лучшие роли Веры Алентовой: главные фильмы и яркие образы

Новости

В Театре им. Пушкина сообщили о церемонии прощания с Верой Алентовой

Прощание с народной артисткой России Верой Алентовой состоится в понедельник, 29 декабря, сообщили в Театре им. Пушкина, где актриса прослужила 60 лет.

Бойцы ВС России показали захваченный штаб батальона ВСУ в центре Гуляйполя

Бойцы российской группировки войск «Восток» захватили в центре Гуляйполя Запорожской области штаб батальона ВСУ с техникой и документацией противника.

Минпромторг предложил отсрочить оплату утильсбора

Крупнейшие российские автопроизводители могут получить отсрочку по уплате утильсбора на год, что позволит высвободить оборотные средства.

Нашелся пропавший экс-депутат Госдумы Герасименко

Ранее исчезнувший экс-депутат Госдумы Николай Герасименко был обнаружен живым в Москве после поисков.

Мосгорсуд обязал Долину покинуть квартиру в Хамовниках

Певица Лариса Долина должна покинуть квартиру в Хамовниках вместе с семьей после решения Мосгорсуда, вступившего в силу незамедлительно.

Назван средний возраст рождения первенца в России

В среднем женщины в России впервые становятся матерями в 31 год, тогда как в странах Европы этот показатель еще выше, отметили в Российской академии наук.

Миллер заявил о возможном сокращении сроков строительства «Силы Сибири – 2»

Строительство газопровода «Сила Сибири – 2» может завершиться быстрее запланированного благодаря опыту масштабных проектов и высокой организации работ, сообщил глава Газпрома Алексей Миллер.

У США проявили интерес к майнингу на Запорожской АЭС

В ходе встречи с представителями бизнеса 24 декабря президент России Владимир Путин сообщил, что с Вашингтоном обсуждается возможность совместного управления Запорожской атомной электростанцией (ЗАЭС) без участия Украины, сообщил «Коммерсант».

Юрист предупредила о мошеннических продажах «премиум-ёлок»

Новая мошенническая схема появилась в преддверии Нового года, согласно которой аферисты продают елки «премиум» качества по низким ценам, сообщила член союза юристов-блогеров на базе МГЮА имени Кутафина при Ассоциации юристов России Кристина Воронина.

Космические войска успешно запустили ракету «Союз-2.1а»

С космодрома Плесецк выполнен успешный запуск ракеты среднего класса «Союз-2.1а» с установленным на ней космическим аппаратом, сообщили в Минобороны.

Задержан главный организатор попытки госпереворота в Грузии

Министр обороны и внутренних дел саакашвилевского режима Бачана Ахалая задержан в четверг Службой госбезопасности Грузии в качестве главного организатора попытки свержения властей 4 октября, в день муниципальных выборов в Грузии, заявил на брифинге первый заместитель руководителя СГБ Лаша Маградзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Мединский осудил власти Украины за смену дат Рождества

Помощник президента Владимир Мединский раскритиковал попытки властей на Украине изменить традиционные конфессии и обратил внимание на сложную религиозную ситуацию в стране.
Мнения

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов