МИД подготовил проект президентского указа, практически полностью замораживающий финансовые отношения с КНДР в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН.
Данный шаг РФ будет негативно воспринят в Северокорейской республике, поэтому дальнейшие взаимоотношения двух стран окажутся под вопросом
«Принять необходимые меры для закрытия на территории РФ дочерних организаций, филиалов или представительств банков КНДР, совместных предприятий с банками КНДР, запрета долевого участия в праве собственности на банки КНДР, корреспондентских отношений с банками КНДР в течение 90 дней со 2 марта 2016 года», – говорится в проекте, который размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Другой пункт предписывает «принять все необходимые меры» для закрытия в течение 90 дней существующих представительств/филиалов банков и банковских счетов в КНДР, если у РФ имеется информация, «дающая разумные основания полагать, что соответствующие финансовые услуги могут способствовать осуществлению КНДР ядерной программы или программы по баллистическим ракетам».
Также будет запрещено открытие на территории РФ новых дочерних организаций, филиалов или представительств банков КНДР и создание финансовыми учреждениями, которые находятся на территории РФ, новых совместных предприятий с банками Северной Кореи, установление или поддержание с ними корреспондентских отношений.
Совбез ООН ранее единогласно принял пакет санкций против Северной Кореи, который назвали самым жестоким за последние двадцать лет. В частности, вводится обязательный досмотр грузов, идущих в Северную Корею и обратно, запрещается продажа стрелкового и легкого вооружения и другое.
По сути, Россия ведет речь лишь об ограничениях финансовых взаимоотношений двух стран, а не об их полном разрыве. То есть той торговли, которая идет сейчас, это не должно сильно навредить. Но на самом деле деятельность всех финансовых организаций, связанных с КНДР, может быть прекращена.
«Учитывая в целом закрытость экономики КНДР, крайне сложно, если вообще возможно, без государственного участия выявить финансовые организации, не связанные с ядерными программами. Естественно, что данный шаг РФ будет негативно воспринят в Северокорейской республике, поэтому дальнейшие взаимоотношения двух стран, по меньшей мере на государственном уровне, окажутся под вопросом», – считает Иван Андриевский, первый вице-президент «Российского союза инженеров».
После развала Советского Cоюза экономические отношения России и КНДР резко сократились. Товарооборот колебался в районе мизерных 100–250 млн долларов. Согласно статистике Евразийского экономического союза (ЕАЭС), весь официально раскрываемый импорт РФ из КНДР в прошлом году составил чуть более 6 млн долларов.
Однако по ряду товаров данные не раскрываются, в частности, это касается золота или редкоземельных металлов. Так или иначе, но теперь Россия планирует отказаться от закупок в КНДР угля, железа и железной руды, золота, титановой и ванадиевой руд, редкоземельных минералов (РЗМ), их приобретение запрещается. Это также следует из проекта президентского указа об исполнении резолюции Совбеза ООН.
Исключение делается лишь для проекта по транзиту российского угля по линии РЖД через северокорейский порт Раджин для последующего его вывоза в третьи страны, говорится в документе. Россия вместе с портом Раджин еще в 2013 году реконструировала участок железной дороги Хасан – Раджин на перевозку 4 млн тонн грузов в год, а в 2014-м построила новый перегрузочный терминал мощностью до пяти млн тонн в год. Кроме транзита угля из России на экспорт, планировалось в дальнейшем сделать этот участок пилотным в проекте развития Транскорейской магистрали (железная дорога, проходящая через Северную и Южную Корею).
Последствия
Новой вехой в отношениях двух стран стал 2012 год, когда Россия простила Северной Корее 90% от 11-миллиардного долга, остальная сумма была использована в операциях «долг в обмен на помощь». С этого момента начинается возрождение партнерских отношений, а с 2014 года на фоне обострения отношений РФ со странами Запада отмечается еще большее сближение с КНДР.
Однако многие планы так и остались не реализованы. В частности, стороны хотели нарастить объемы взаимной торговли. В советские времена, например, КНДР поставляла на Дальний Восток продовольствие – фрукты, соевый соус, алкоголь и другое. Но потом роль КНДР как источника продовольствия сошла фактически на нет. Товарооборот между странами по-прежнему мал.
Так, по последним свежим данным, по итогам первого квартала 2015 года торговый оборот между Россией и КНДР упал на 30%, до 18,2 млн долларов с 26,1 млн долларов в первом квартале 2014 года. Доля российского экспорта за первый квартал 2015 года составила 17,7 млн долларов, доля импорта Северной Кореи – всего 573 тыс. долларов.
Основным импортером в КНДР является Китай (87,6%), плюс Таиланд занимает 2,7%. Россия на третьем месте. Долю менее 2% имеют Индия, Сингапур, Филиппины и США.
Довольно долго Россия обсуждала также проект транзитного газопровода через КНДР для поставок топлива с Дальнего Востока в Южную Корею. Продавать газ в Азии всегда было выгодней, так там цены на топливо в разы дороже, чем в Европе или Северной Америке. В 2012 году даже был подписан контракт с южнокорейской Kogas, начать поставки 10–12 млрд кубометров в год собирались уже в 2017 году. Однако довести до ума этот проект так и не удалось из-за политических рисков закрытой Северной Кореи. Самой КНДР российский газ не нужен, но они могли бы неплохо зарабатывать на транзите.
Таким образом, после распада СССР КНДР и Россия не были друг для друга ключевыми и стратегическими партнерами и к текущему моменту так ими и не стали. «В торговом обороте доля КНДР ничтожно мала. Доля РФ в товарообороте Корейской республики не превышает 1%, по данным за 2014 год. Таким образом, от разрыва отношений, к чему, по сути, все и идет, ни РФ, ни КНДР много не потеряют», – отмечает Иван Андриевский.
С другой стороны, это все же может поставить крест на недавних планах. Так, 2015 год был объявлен годом дружбы между странами, в связи с чем КНДР предложила РФ подумать об организации Азиатского торгового дома для укрепления дипломатических и торговых отношений.
«Работа этого дома активизировала бы импорт и экспорт с помощью прямой торговли между странами, а также более эффективного использования национальных валют – одним из аргументов и желаний КНДР было как раз создать предпосылки для открытия банковских счетов северокорейских компаний в России. Учитывая нынешнюю ситуацию – все эти инициативы, скорее всего, уже не имеют шанса стать реальностью», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».