Экономика

25 ноября 2016, 17:40

Аэропорт Владивостока будет брать пример с сингапурского

Фото: Виталий Аньков/РИА «Новости»

Развитием аэропорта Владивостока займется знаменитая компания, превратившая сингапурский аэропорт в один из самых роскошных и технологичных в мире. Планы на аэропорт Владивостока не менее масштабны. Однако, за редким исключением, зарубежные инвесторы вовсе не спешат осваивать российский аэропортовый рынок. Что им мешает?

Международный аэропорт Владивостока наконец получил нового собственника. Его купил, как и ожидалось, международный консорциум инвесторов в составе Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), оператора аэропортов Changi Airports International (CAI) и группы «Базовый Элемент» (у них равные доли – по 33,3%).

Changi должна привлечь много авиакомпаний, которые будут летать через Владивосток в страны АТР, и превратить его в важный транспортный авиахаб

Сделка готовилась давно. На торги актив был выставлен еще в 2014 году (тогда сделка оценивалась в 6 млрд рублей), дважды эти торги отменяли, поскольку покупатели не могли предложить цену, которая устроила бы продавца – «Международный аэропорт Шереметьево». Оформление сделки тянулось тоже больше года.

Накануне правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями удовлетворила ходатайство сингапурской компании Changi о покупке доли в аэропорту Владивостока. Иностранец не получит контроля, доля Changi составит 49,99%, отметили в ФАС. Сингапурская компания – одна из всемирно известных управленцев аэропортами, в частности она управляют сингапурским аэропортом «Чанги», аэропортом Тома Жобима в Бразилии, первым аэротрополисом в Индии. CAI работает более чем в 20 странах, более чем в 50 аэропортах.

Аэропорт «Чанги» – это визитная карточка сингапурской компании. Потому что именно она сделала его самым роскошным в мире. Сегодня этот воздушный хаб в Азии является шестым по занятости аэропортом в мире, обслуживающим более 50 млн пассажиров.

Консорциум не раз отмечал, что делает ставку на профессионализм сингапурцев. Changi должна привлечь много авиакомпаний, которые будут летать через Владивосток в страны АТР, и превратить его в важный авиахаб.

«Владивосток является крупнейшим экономическим центром Дальнего Востока и стратегическим стыковочным узлом со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Совместно с нашими партнерами РФПИ и «Базовым Элементом» мы будем развивать международный аэропорт Владивостока в качестве одного из лучших авиационных хабов региона с широкой маршрутной сетью и первоклассным сервисом. Благодаря аэропорту мы продемонстрируем уникальность и значимость Владивостока и Дальнего Востока России для всего мира, а также откроем региону широкие возможности в сфере международной торговли и туризма», – заявляет гендиректор Changi Airports International Лим Лианг Сонг.

Консорциум уже начал работать над расширением международной маршрутной сети и привлечением новых авиакомпаний из КНР, рассказал глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

«Вместе с партнерами по консорциуму мы сможем создать высокотехнологичное авиационное предприятие, обеспечивающее безопасность, комфорт для пассажиров и качество обслуживания воздушных судов в соответствии с лучшими мировыми стандартами», – заявил председатель наблюдательного совета «Базового Элемента» Олег Дерипаска. «Базэл» является одной из немногих в России компаний, которая обладает современным опытом управления аэропортами (аэропорты Анапы, Геленджика и Сочи).

Аэропорт Владивостока уже давно выиграл в битве с Хабаровском право стать распределительным хабом на Дальнем Востоке. Еще в середине 2000-х государство решило, что восточными воротами страны должен стать именно Владивосток, хотя тогда он во многом и уступал Хабаровску и по инфраструктурным возможностям, и по объемам перевозок.

Именно аэропорт во Владивостоке стал главным пунктом прибытия гостей на саммит АТЭС 2012 года. Подготовка к саммиту ознаменовала второй важный этап в жизни аэропорта. Именно тогда, в 2009 году, ВЭБ предоставил кредит в 3,6 млрд рублей на 15 лет, чтобы владелец «Международного аэропорта Владивосток» – «Шереметьево» – преобразил воздушные ворота Дальнего Востока. Всего за последние шесть лет в аэропорт было инвестировано свыше 5 млрд рублей.

В 2011 году была введена реконструированная взлетно-посадочная полоса, которую удлинили и расширили. Теперь здесь могут садиться любые типы самолетов. Вскоре Минтранс снял и ограничения на пролеты иностранных авиакомпаний в этот аэропорт, потом были сняты воздушные ограничения между РФ и Кореей. Вскоре у аэропорта появился новый терминал.

10 лет назад пассажиропоток не дотягивал и до 1 млн пассажиров, а к 2013 году составил уже 1,85 млн человек. В последние два года поток, правда, сократился: в 2014 году перевезли 1,79 млн, в 2015-м – около 1,7 млн пассажиров. Но это скорее связано с уходом с рынка Трансаэро, а выпавшие объемы достаются «Аэрофлоту» и его дочернему предприятию «АК «Аврора», оператору воздушных линий Дальнего Востока, считает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс».

В этом году ситуация уже начинает выправляться. В первом полугодии аэропорт Владивостока нарастил пассажиропоток на 3,9%, хотя грузоперевозки пока в отрицательной зоне (упали примерно на столько же). Но в прошлом году и пассажиропоток, и грузоперевозки показывали минус. «То есть говорить о том, что это быстрорастущий актив, видимо, пока преждевременно. Хотя перспективы, конечно, есть», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Драйверами роста будут оставаться международные события, такие как саммит АТЭС, Восточный экономический форум и другие. Но не только – важен в целом принятый государством акцент на развитие региона. На развитие Дальнего Востока выделяется свыше 150 трлн рублей, строятся электростанции, жилье, что будет способствовать росту потока в аэропорт, отмечает Ващенко.

Само по себе вхождение в капитал аэропорта иностранных инвесторов на данным этапе выглядит логичным. По сути, им уже не надо вкладывать значительные ресурсы в инфраструктуру, аэропорт уже преобразили, да и острая фаза кризиса в России позади.

«Для инвесторов данный аэропорт интересен тем, что актив готов к расширению без вложений в инфраструктуру. Запас пропускной способности составляет порядка 50%, отличная новая транспортная инфраструктура, да и сам аэропорт был модернизирован не так давно. То есть для инвестора это актив, куда можно зайти и начать работать по профильному направлению без лишних затрат», – говорит Андриевский.

«Если пассажиропоток вырастет до 5 млн человек в год, то вложения в размере 1,2 тыс. руб. в расчете на одного пассажира быстро окупятся. За прошлый год выручка превысила 1,1 млрд рублей. В текущем она может увеличиться на 10%», – считает Георгий Ващенко.

К сожалению, привлечь частных инвесторов, тем более иностранных, в российские аэропорты до того, как инфраструктура там будет обновлена, фактически невозможно. Некоторые аэропорты пытаются найти средства для модернизации и развития самостоятельно.

Например, в Хабаровске авиатерминал благодаря выпуску облигаций привлек 100 млн рублей в рамках Восточного экономического форума в сентябре. В будущем возможна допэмиссия в рамках следующего этапа развития аэропорта. В Сочи аэропорт нашел частного инвестора и деньги благодаря Олимпиаде. Но многие аэропорты в России имеют больше шансов прийти в упадок, чем найти деньги на свое развитие. Решить их инфраструктурные проблемы сложно без господдержки.

«Авиаперевозки в России в целом не очень доходный бизнес. Его развитие тормозится потребительским кризисом и отсутствием развитой малой и региональной авиации. Поэтому и составляющая этого бизнеса – аэропорты – рискованные инвестиции», – говорит Андриевский. Есть, конечно, довольно привлекательные авиаузлы – Екатеринбург, Москва, Казань и т. д., но зайти туда стороннему инвестору непросто.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?