Экономика

2 ноября 2016, 17:02

Решение "Трансаэро" воскреснуть похоже на веру в чудо

Фото: Leonid Faerberg/Transport Photo Images/
Global Look Press

У обанкротившейся еще в прошлом году авиакомпании «Трансаэро» неожиданно появилась идея восстать из пепла. Возобновление ее деятельности обсудят на заседании совета директоров. Это вызвало бурный рост акций перевозчика за считаные часы. Однако есть ли у некогда второго крупнейшего перевозчика страны хоть единый шанс возобновить полеты – или это всего лишь спекулятивная биржевая игра?

На заседании с 4 по 11 ноября совет директоров «Трансаэро» решил обсудить программу по восстановлению основной деятельности перевозчика. Это следует из повестки дня заседания совета директоров общества, размещенной в среду в материалах компании. Заседание пройдет путем заочного голосования.

Если чудеса возможны, то, наверное, возобновить операционную деятельность «Трансаэро» возможно. Под чудесами я имею в виду многие десятки миллиардов рублей

Столь неожиданная новость взбудоражила рынок, который, судя по всему, поверил в реальную возможность возвращения «Трансаэро» на рынок перевозок. На открытии торгов Московской биржи акции авиакомпании выросли сначала на 30%, потом более чем на 50%, достигнув отметки 5,83 рубля за бумагу. А уже к 13.30 мск акции «Трансаэро» подорожали на 72,32%, до 6,6 рубля за штуку.

Еще недавно «Трансаэро» была вторым крупнейшим перевозчиком в России после «Аэрофлота». Однако уже в 2014 году начала испытывать финансовые трудности, в первую очередь из-за большой закредитованности. Если бы экономическая ситуация в России не ухудшилась, «Трансаэро», возможно, смогла бы пережить свои трудности и не дошла бы до банкротства. Однако конъюнктура рынка сильно изменилась, а рубль серьезно девальвировал к валютам, что привело в итоге к невозможности перевозчика выполнять свои обязательства перед кредиторами и пассажирами. В октябре 2015 года правительство РФ приняло решение о банкротстве перевозчика, а Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Трансаэро».

Есть ли реальная возможность у компании восстать из пепла – или эти сообщения не более чем вброс для биржевых спекуляций?

Возвращение «Трансаэро» на рынок авиаперевозок выглядит крайне сомнительно. «Если чудеса возможны, то, наверное, возобновить операционную деятельность «Трансаэро» возможно. Под чудесами я имею в виду многие десятки миллиардов рублей», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

«Вероятность «реанимации» компании «Трансаэро» равна статистической погрешности», – считает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков.

Во-первых, сертификат компании аннулирован и не подлежит восстановлению, о чем уже сообщило руководство Росавиации. «Внятного механизма, с помощью которого можно получить свидетельство эксплуатанта, сейчас нет. Если аннулирован, то он не может быть восстановлен», – подтветрждает Пантелеев.

Во-вторых, самолеты и имущество обанкротившегося перевозчика ушли с молотка. «Трансаэро» лишилась 80% своего самолетного парка еще осенью прошлого года, а оставшиеся суда должны выступить в роли предмета взыскания.

В-третьих, основные коммерчески успешные маршруты уже давно отданы конкурентам. Главным выгодополучателем здесь стал «Аэрофлот», который получил 56 наиболее коммерчески привлекательных маршрутов от «Трансаэро» как компенсацию за перевозку пассажиров банкрота.

В итоге «Аэрофлот» после краха конкурента стал больше доминировать на рынке, чем крайне недовольны в ФАС. Недавно «Аэрофлоту» и его дочерней «России» пролонгировали допуски на 37 из 43 бывших международных маршрутов «Трансаэро» до конца марта 2017 года. Компания добровольно отказалась от 13 допусков на маршруты (выбрав наименее выгодные, конечно). ФАС это тоже не понравилось. Там считают, что за год пользования самыми «вкусными» трансаэровскими маршрутами «Аэрофлот» уже заработал необходимую сумму, которая компенсирует издержки за перевозку пассажиров банкрота. Теперь самые лучшие маршруты было бы справедливо поделить между несколькими перевозчиками, а получилось, что «Аэрофлот» снова получил все самое лучшее.

Наконец, репутация обанкротившейся «Трансаэро» сильно подорвана как со стороны инвесторов, кредиторов, так и со стороны пассажиров.

Но самое главное – это многомиллиардные долги авиакомпании и целая очередь из кредиторов, которые хотят вернуть свои деньги.

Кроме того, сами рассматриваемые варианты не выглядят реальными. «Все варианты компании о возвращении на рынок предусматривают превращение многочисленных кредиторов компании в ее акционеров и инвесторов, однако подобный шаг подразумевал бы очевидно недопустимые риски для банков-заимодавцев», – замечает Даниил Кириков.

Если возвращение и будет, то только в формате небольшого перевозчика, рассуждает Артем Деев из AMarkets. «Однако план возвращения компании на рынок потребует колоссальногой объема средств, и только если главный акционер компании готов их вложить в проект с высоким уровнем риска, тогда, возможно, ему удастся этот проект», – добавляет эксперт.

«Наиболее реалистичный сценарий возобновления деятельности компании – когда находится инвестор, у которого бесконечно много денег и который может договориться с кредиторами. Второй вариант – создание новой компании, которая сможет опять же договориться с кредиторами и использовать торговую марку «Трансаэро», – считает Пантелеев. Второй вариант при этом выглядит проще, дешевле, но опять же не столь выгодным.

Чтобы авиакомпания смогла вернуться к операционной деятельности, надо убедить кредиторов в том, что им вернут их деньги. Но где найти таких богатых инвесторов, да еще на российском авиационным рынке? «Если сегодня кому-то хочется инвестировать в авиабизнес, лучше поискать достойный объект для инвестирования за рубежом, например в США, где перевозки сегодня рентабельны. В России ничего хорошего поймать, к сожалению, нельзя», – говорит Пантелеев.

«Ничего хорошего выход нового игрока на рынок, где и так много лишних самолетов, не сулит. Египетский рынок до сих пор закрыт, хотя все говорят о том, что вот-вот он откроется. А без него зимой авиакомпании ударились в безудержный демпинг. Летом можно неплохо загрузиться, особенно с учетом открытия турецкого направления. Но полгода сидеть на бобах, в жутких убытках – это не то, к чему стремятся инвесторы», – добавляет Олег Пантелеев. 

Именно поэтому эксперты считают, что с большей вероятностью планы о восстановлении деятельности банкрота – это не более чем вброс, являющийся элементом схемы биржевых спекуляций. Не случайно после появления этой новости стоимость акций разорившегося перевозчика за несколько часов выросла на 70%.

«В таких условиях будет достаточно удобно избавиться от убыточных ценных бумаг, извлекая максимально возможную прибыль из их продажи», – говорит Кириков. «Вынесение данного вопроса на рассмотрение совета директоров еще не означает, что кто-то всерьез рассматривает и верит в это. Вполне возможно предположить, что кто-то под шумок сливает свои активы», – согласен Пантелеев.

К числу потенциальных бенефициаров подобного сценария развития событий относится в первую очередь глава совета директоров компании Александр Плешаков, владеющий приблизительно 60% акций «Трансаэро». Однако вряд ли кто-то захочет приобретать основной пакет акций у крупного собственника компании, сомневается Деев.

Другой вариант – такой вброс, спровоцировавший рост акций перевозчика, может быть способом Плешакова привлечь соинвесторов, готовых вместе с ним рискнуть и вложиться в создание нового небольшого перевозчика, не исключает эксперт.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Генсек НАТО предложил членам альянса собрать для Украины 100 млрд долларов за пять лет
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

В Крыму отреагировали на намеки постпреда Украины об атаке на Крымский мост

Намеки на готовящийся удар по Крымскому мосту с Украины являются оскалом террористов, заявил глава комитета крымского парламента по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель.

Внезапно умер второй разоблачитель Boeing

Бывший аудитор качества компании Spirit AeroSystems Джошуа Дин, один из первых сообщивший о нарушениях при производстве Boeing 737 Max, внезапно умер в США.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

Над пятью регионами России ночью уничтожали украинские беспилотники

Российские средства противовоздушной обороны (ПВО) за ночь перехватили и уничтожили 12 украинских беспилотников над пятью регионами России. Об этом сообщили в Минобороны России

В России заявили об «отвратительных» встречах МВФ и Всемирного банка

Столь отвратительных весенних встреч между министерством Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирным банком, как в этом году, раньше не было, заявил исполнительный директор от России в МВФ Алексей Можин.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил о значительных повреждениях энергетической инфраструктуры страны.

В Польше предложили создать европейскую «тяжелую бригаду» без США

Глава МИД Польши Радослав Сикорский на канале TVP World предложил создать европейскую «тяжелую бригаду» войск для быстрого реагирования в связи с событиями в соседних с ЕС регионах без участия США.

Захарова: Одесса сбросит иго бандеровцев и станет свободным городом

Рано или поздно справедливое возмездие настигнет исполнителей и участников варварского преступления в Доме профсоюзов в Одессе, следует из комментария спикера МИД Марии Захаровой.

Жителя Приморья задержали за госизмену и работу на украинскую разведку

УФСБ России по Приморскому краю задержало местного жителя, подозреваемого в государственной измене и работе на Главное управление разведки Министерства обороны Украины, сообщает антитеррористическая комиссия Приморского края.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?