Реализация планов таких компаний позволит не только поддержать пошатнувшиеся позиции стройкомплекса, но и за счет мультипликативного эффекта подтянуть за ним еще порядка 50 отраслей экономики. Модернизация же портовых перевалочных мощностей позволит во многом продвинуть решение задачи правительства России сделать страну нетто-экспортером сельхозпродукции. Всего на прошедшем форуме Ростовская область представляла 114 проектов с совокупным объемом инвестиций свыше 690 млрд рублей.
Радует, что компания собирается не просто построить жилье, она берется создать комфортную среду обитания – со всей необходимой инфраструктурой
Проекты в строительной сфере последние годы неизменно были лидирующими для донского правительства на экономических форумах в Сочи. К примеру, в прошлом году масштабных инвестпроектов в стройкомплексе не было, и «портфель» области с 69,7 млрд рублей заметно похудел по сравнению с итогами форума-2014 (133 млрд рублей), когда только два девелоперских проекта «ВКБ Новостройки» и «Интеко» совокупно потянули сразу на 88 млрд рублей. Донской стройкомплекс стремится приблизиться к таким устоявшимся лидерам отрасли, как обе столицы, а также Подмосковье и соседний Краснодарский край. Поэтому инвестиции в этот сегмент особо приветствуются руководством региона.
И в этом году главные соглашения в Сочи относились именно к строительству.
Так, компания «СУ-1 «ЮгСтройИнвест-Дон» (одновременно инвестор и застройщик) планирует в ближайшие годы вложить сразу 15 млрд рублей в строительство жилого микрорайона «Красный Аксай» в Ростове-на-Дону. По словам директора компании Игоря Папко, на участке в 25 га будут построены 26 многоэтажных домов, два детских сада, школы, фитнес-зал и других объекты социальной инфраструктуры.
«Радует, что компания собирается не просто построить жилье, она берется создать комфортную среду обитания – со всей необходимой инфраструктурой. Благодаря этому проекту, а также строительству микрорайона «Авиатор» донская столица прирастет и квадратными метрами, и новыми благоустроенными кварталами», – заметил губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Еще одну масштабную комплексную застройку в Ростове планирует ГК «Кортрос Холдинг» (близкая к «Ренове»). По данным президента группы Вениамина Голубицкого, в ее планах застройка территории старого ростовского аэропорта (3,9 млн кв. метров), в которую будет вложено порядка 200 млрд рублей. Ожидается, что 750 тысяч кв. метров будут отведены под социальные объекты, а 350 тысяч кв. метров – под коммерческую недвижимость.
Кстати, развитие стройкомплекса подталкивает к усилению своих позиций в регионе и крупный ретейл. На форуме подписано соглашение между правительством региона и компанией «Лента» о строительстве в области трех гипермаркетов общей стоимостью 3 млрд рублей.
Такие вливания в региональный стройкомплекс самого маленького по площади в России мегаполиса должны подхлестнуть к развитию еще полсотни сопутствующих отраслей (энергетику, металлургию, производство стройматериалов, дорожное строительство, газовиков и др.).
В том числе и транспортников, у которых в Сочи также были свои инвестиционные достижения. В первую очередь речь идет о глобальной модернизации Азовского порта, который постепенно превращается в главные «зерновые ворота» Ростовской области.
Компания ООО «Промэкспедиция» подписала соглашение о наращивании к 2019 году мощностей хранения и перевалки зерна на своем «Азовском Зерновом Терминальном Комплексе» с нынешних 2,5 млн тонн (в 2015 году) в 2–3 раза. Президент компании Пётр Ходыкин (ему близок и основной партнер «Промэкспедиции» – лидер отечественного зернотрейдинга компания ТД «Риф») собирается вложить в проект порядка 2,5 млрд рублей.
Еще 700 млн рублей сингапурский зернотрейдер Olam International (одна из четырех компаний, для которой Египет недавно снял запрет на поставку для себя российского зерна) инвестирует в развитие мощностей Азовского зернового терминала. Сегодня они составляют 790 тысяч тонн в год, но до конца 2017-го, по утверждению старшего вице-президента Olam International Раджи Вардхана, должны возрасти до 1,5 млн тонн. Будут также увеличены емкости для единовременного хранения зерна с 48 до 100 тысяч тонн.
Ростовская область последние годы дает рекордные урожаи зерновых (10,6 млн тонн в нынешнем году), но в регионе остается открытой проблема сохранения этих урожаев из-за отсутствия необходимого количества элеваторов. Поэтому развитие экспорта как раз и могло бы поспособствовать решению и этой задачи. Для собственных нужд области достаточно 2,6–2,7 млн тонн зерна, остальное – экспортный потенциал.
По сути, формула «построить, произвести и вывезти» в последние годы стала лейтмотивом экономического развития Ростовской области. За счет нее вырос не только традиционный для Юга агропромышленный комплекс и вышла в отечественные лидеры крупная индустрия, но и на глазах Дон превращается в заметного на мировом рынке нетто-экспортера. О чем в последние месяцы все чаще говорят в Кремле и Белом доме.
На правах рекламы