Прошлый туристический сезон в Крыму прошел не так удачно, как рассчитывали. Закономерно наблюдалось снижение турпотока, возникли транспортные проблемы, потому что больше стало летающих пассажиров и появился поток туристов через Керченскую переправу.
Большие туркомпании начали плотно работать, чтобы выработать систему all inclusive в Крыму. Чтобы переориентировать россиян с турецких и египетских направлений на крымское
Как подготовился Крым к новому туристическому сезону, что изменилось, удалось ли наладить транспортную доступность в регион из России, рассказали в Министерстве курортов и туризма Крыма.
Наплыв туристов
Интересно, что в традиционно мертвый зимний сезон солнечный Крым не остался без туристов. С начала года там уже отдохнули 142 тыс. человек. Это на 60% больше, чем 2014 году. Всего же в этом году турпоток в Крым должен вырасти почти на четверть по сравнению с прошлым годом. Министерство курортов и туризма Крыма ждет 4,3 млн человек против 3,8 млн в 2014 году.
Надо сказать, что Крым по посещаемости уже сравнялся с Сочи, куда в среднем приезжало 4 млн туристов в год (сейчас благодаря олимпийской стройке ситуация там значительно улучшилась).
Впрочем, и потенциал у Крыма еще полностью не раскрыт. Рекордными годами за всю постсоветсткую историю крымских курортов были 2012 и 2013 годы, когда полуостров посетили 6,1 и 5,9 млн туристов. Власти Крыма рассчитывают подойти к таким рекордным уровням уже к 2017 году – увеличив поток туристов до 5,1 млн человек.
Но и это для полуострова далеко не предел. В советское время в Крым ездило более 8 млн туристов. Например, в 1988 году полуостров посетило 8,2 млн человек. Но надо сказать, что структура отдыха в Крыму претерпевает значительные изменения. В советское время 80% туристов жили в частном секторе, в составе Украины ситуация была близкой.
До присоединения Крыма к России основной поток туристов формировали граждане Украины – 66%, на россиян приходилось не больше трети въезжающих. Теперь же основной поток туристов составляют россияне. «Но мы рассчитываем, что из общего числа туристов доля граждан других государств увеличится по сравнению с прошлым годом до 23%», – сообщила министр курортов и туризма Республики Крым Елена Юрченко.
Новые тенденции отдыха в Крыму
Как ни странно, но российские туристы задали крымскому туризму определенное новое направление. Прошлый год стал для своего рода апробированием, с помощью которого участники рынка смогли понять, что именно нужно российскому туристу, чего не хватает туриндустрии Крыма, куда направить силы и деньги, что развивать, чтобы удовлетворить более требовательного российского отдыхающего.
Да, российские туристы оказались куда более требовательными, чем украинские. Но, с другой стороны, они оставляют в Крыму в два раза больше, чем раньше украинцы. «По личному опыту, россияне оставляют однозначно больше в два раза. Они едут с большим количеством средств в Крым. С украинцами даже до смешного доходило, когда они приезжали даже со своей картошкой и своим салом на отдых и ничего не покупали здесь», – рассказывает газете ВЗГЛЯД директор Крымского туристического центра Александр Калатур.
Еще одна особенность российского туризма, которую понял и выявил Крым, – это его любовь к, так сказать, all inclusive.
«Мы проводили социологическое исследование: россияне – более требовательные потребители, они едут не в мини-гостиницы, а в санатории, которые предоставляют полный комплекс услуг. Видимо, это связано с привычкой отдыхать в Турции и Египте, где развита услуга all inclusive. Россияне привыкли отдыхать более качественно. Плюс лечебные процедуры у нас развиты. Поэтому мини-гостиницы пострадали», – рассказывает Калатур.
В итоге многие санатории и гостиничные комплексы изыскивают возможность предоставить туристам именно полный пакет услуг. «Большие туркомпании, например «Пегас Туристик» (имеющий большой опыт организации туризма в Египте и Турции – прим. ВЗГЛЯД), как раз начали плотно работать с объектами размещения, чтобы выработать систему all inclusive в Крыму. Чтобы переориентировать россиян с турецких и египетских направлений на крымское», – рассказывает собеседник.
Еще одну тенденцию обнаружил Крым в связи с появлением массового российского туриста. Он едет не просто на крымские пляжи, его также интересуют исторические и культурные объекты, коих на полуострове насчитывается 14,5 тыс. Когда основной поток был украинским, такого не было.
«Те туроператоры, которые остались работать в Крыму, делают акцент не на пляжном отдыхе, а на культурно-познавательных турах. Не просто привезти туриста, положить его на шезлонг, чтобы он загорал и купался, а показать ему объекты культурно-исторического наследия, памятники, музеи. Особенно большим спросом пользуются такие туры в Керчи, Феодосии, Судаке, Алуште, Ялте и Евпатории», – рассказывает директор Крымского туристического центра.
«В прошлом году был отмечен очень большой спрос в Севастополе на экскурсии на военно-патриотическую тему. Для россиян это оказалось актуально и интересно. Теперь в контексте 70-летия великой Победы фактически каждый крупный российский туроператор разрабатывает сейчас туры в Крыму, которые касаются Великой Отечественной войны – памятники, исторические моменты, партизанские тропы и т. д.», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Есть много факторов, которые говорят о росте именно организованного туризма. Кроме того, что российские туристы хотят полный комфорт на отдыхе, многие российские компании переориентируются на крымский рынок. «Большие компании заключают договоры и везут своих сотрудников на отдых на полуостров. Также силовиков переориентируют на Крым. По Газпрому есть требование, чтобы сотрудники отдыхали в Крыму», – говорит собеседник.
«Раньше всего этого не было, когда основной костяк туристов были украинцы. Кто выявляет эти новые тенденции, чувствует изменения рынка, тот на коне и останется в конце концов», – заключает эксперт.
Неудивительно, что при ожидаемом росте потока туристов лишь на 23% крымские власти ждут роста дохода от туристической отрасли в этом году на все 56%: с 80 млрд рублей до 125 млрд рублей.
Инфраструктура и транспорт
Что касается количества койко-мест, то ситуация в этом плане не изменилась, потому что потенциал в Крыму был изначально большой. Но качественные улучшения должны постепенно проявиться. В прошлом году заработали не так много, как ожидали, поэтому ремонтные работы велись в основном только в государственных гостиницах и санаториях, у частного сектора пока на это денег не хватает.
#{smallinfographicright=731363}К январю 2016 года планируется закончить классификацию «зведности» по всем объектам, у которых больше 50 койко-мест. «Это дает гарантии рынку, что я приезжаю в три звезды и получаю те услуги, которые декларируются», – говорит Калатур. Для потребителей это большой плюс, потому что они заранее могут понимать, на что могут рассчитывать. В то же время такая классификация может простимулировать операторов гостиниц вкладывать в инфраструктуру, чтобы увеличить свою «звездность» и соответственно поднять свои доходы.
Зато решается главная на данный момент проблема – транспортная. Она ярко вскрылась в прошлый туристический сезон. «Прогнозные показатели успешности сезона зависят от транспортной доступности полуострова», – говорит министр курортов и туризма Республики Крым Елена Юрченко.
В прошлом году Крым столкнулся с тем, что половина туристов стала прилетать на полуостров на самолете. Маленький аэропорт в Симферополе оказался к такому наплыву просто не готов. То же самое произошло и с Керченской переправой, куда хлынул поток российских туристов, учитывая проблемы с железнодорожным сообщением через Украину.
В этом году транспортная тенденция сохранится – около 52% туристов прилетят самолетами, 45% выберут паромную переправу через Керченский пролив, и небольшой процент гостей будет добираться в Крым железнодорожным транспортом, говорит Юрченко.
Поэтому крымские власти активно ведут ремонтные работы как в аэропорту Симферополя, так и на Керченской переправе. Пропускные возможности Керченской переправы расширяются до 50 тыс. человек в день. С 30 апреля планируется возобновить перевозки по единому билету: железная дорога, автобус, паром/катамаран, автобус. В 2014 году такая система позволила перевезти более 350 тыс. пассажиров по тарифам, которые были ниже экономически обоснованных из-за субсидирования из федерального бюджета. В 2015 году планируется перевезти около 450 тыс. пассажиров.
Также ведутся ремонтные работы в аэропорту Симферополя с целью увеличить пропускную способность в два раза. «Ведется реконструкция и расширение полос, строятся два дополнительных терминала», – говорит Калатур. В этом году планируется увеличить пассажиропоток с 2,8 млн человек, как было годом ранее, до 3,5 млн.
Причем этим летом Симферополь будет принимать рейсы сразу из 45 городов России. По сравнению с прошлым годом добавятся 15 новых направлений, в частности в Крым теперь прямиком можно прилететь из Владивостока, Хабаровска и Иркутска. «Востребованность этих направлений большая, было много обращений от жителей этих регионов. Поэтому принято решение добавить эти направления», – говорит Юрченко.
Также сохраняется программа субсидирования авиаперелетов по направлениям: Волгоград, Иваново, Краснодар, Псков, Череповец, Саратов, Пенза, Ижевск, Грозный.
Сочи не в обиде
Надо сказать, что курорты Краснодарского края не в обиде за Крым. В Сочи теперь радуются другому фактору. Город стал круглогодичным курортом, там исчезли пробки и мигалки. В результате реализации олимпийского проекта город получил 367 километров нового автодорожного полотна, более 200 километров железнодорожного, восемь транспортных развязок, 55 мостовых сооружений. «Теперь от центра города до Красной Поляны я доезжаю всего за 40 минут, причем без всяких мигалок, их у нас просто нет», – говорит мэр Сочи Анатолий Пахомов.
Но главное – «сбылась вековая мечта сочинцев: город стал круглогодичным курортом». «Если раньше в среднем за год к нам приезжало 4 млн туристов, то теперь за эти зимние месяцы приехал уже миллион. Зимой курортные сооружения оказались заполненными на 65 процентов», – рассказал Пахомов.
Отвечая на вопрос о потенциальной конкуренции с Крымом, сочинский мэр говорит, что у каждого свои возможности и свой турист, добавляя, что два курортных региона готовы к взаимному обмену опытом.