Экономика

2 ноября 2015, 19:05

России пока нечем заменить подержанные самолеты-иномарки

Фото: Maxim Shemetov/Reuters

«Если мы сейчас заявим, что самолеты старше 15 лет эксплуатироваться не будут, это поставит крест на том же «Суперджете». Такими словами эксперты оценивают предложение запретить эксплуатацию старых иностранных самолетов, возникшее после трагедии А321 на Синайском полуострове. Подержанные иномарки, к сожалению, действительно лучше новых российских самолетов, и на это есть масса причин.

В связи с авиакатастрофой на Синайском полуострове снова поднимается вопрос о том, почему наши авиакомпании летают на подержанных импортных самолетах, а не новых российских. Депутат Алексей Пушков сразу же предложил вообще запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет.

Угрозы безопасности от эксплуатации возрастных самолетов нет при соблюдении всех правил технической безопасности

Сразу стоит оговориться, что причина авиакатастрофы не известна. Пока рассматривают несколько версий.

Возраст самолета не равнозначен уровню его безопасности, считает эксперт портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. «Во всем мире летают возрастные самолеты, которым по 20–25 лет. Они есть в парке даже крупных западных авиакомпаний. И они не считаются небезопасными», – говорит эксперт газете ВЗГЛЯД.

По его словам, во-первых, производитель гарантирует безопасную эксплуатацию воздушного судна в течение предписанного срока. Для каждого самолета он свой. Производитель же устанавливает регламент технического обслуживания. «Если эти регламенты четко выполняются, то воздушное судно абсолютно безопасно», – говорит Гусаров.

Более того, по мере эксплуатации самолет в обязательном порядке становится на капитальный ремонт, так называемую тяжелую форму обслуживания.

«В этот период самолет разбирают полностью до винтика, все детали просвечивают ультразвуком, тестируют и потом заново собирают лайнер. После такого ремонта самолет выходит из технического центра абсолютно новым, ничем не уступая самолету, который только вышел с конвейера. Он находится даже в лучшем состоянии, чем самолет, который моложе, но такой формы обслуживания еще не проходил», – рассказывает собеседник.

Поэтому уровень безопасности зависит не от возраста самолета. Таким образом, запрет на эксплуатацию в России самолетов старше 15 лет никак не решает проблему безопасности авиатранспорта, зато он может привести к замедлению развития собственной гражданской авиации в России. Распространить запрет только на иностранные лайнеры РФ как член ВТО не сможет, под него попадут все воздушные лайнеры.#{image=952891}

Иностранцы смогут найти других покупателей на свои лайнеры старше 15 лет. А вот российские самолеты старше 15 лет продать в другие страны будет намного сложнее. «Таким запретом мы обрушим весь финансовый механизм на авиарынке. И убьем все шансы на возрождение нашей авиапромышленности», – считает Роман Гусаров.

Самим авиакомпаниям, тем более чартерным, зачастую просто не по карману платить полную стоимость лайнера. Поэтому тот же «Сухой Суперджет – 100» или иностранный лайнер покупают финансовые структуры – банки и другие компании, которые становятся лизингодателями. Для них это инвестиционный бизнес. Каталожная стоимость «Суперджета», например, 35 млн долларов, иностранного – все 80 млн. А перевозчики берут уже лайнеры в лизинг (по сути, в аренду).

И первые 10–15 лет лизингодатели окупают всего лишь инвестиции, которые были сделаны в самолет, говорит Гусаров. Это и проценты по кредиту на покупку, и страховка, и текущие расходы, в том числе на ремонт. И только потом владелец, то есть структуры, вложившиеся в покупку лайнера, начинают получать чистую прибыль.

«Поэтому, если мы сейчас заявим, что самолеты старше 15 лет эксплуатироваться не будут, это поставит крест на том же «Суперджете». Ни один банк или финансовая, лизинговая компания не захочет купить самолет, если через 15 лет они не будут иметь право сдавать его в лизинг в России. А на Запад они не пойдут», – объясняет Гусаров.

Если крупные перевозчики могут себе позволить брать в лизинг новые импортные самолеты, то чартерные авиакомпании пополняют свой парк на вторичном рынке. «Краткосрочная аренда возрастных самолетов, естественно, дешевле. Но не потому, что у них хуже обслуживание, а именно потому, что основные расходы на его покупку уже были отбиты ранее. Владелец может отдавать их в аренду по более низкой цене», – говорит Гусаров.

Лизинговые платежи ниже, условия лизинга более мягкие, нет жестких штрафных санкций и имеется возможность взять лайнер в аренду на короткие сроки. Если авиакомпании надо перевезти туристов, она арендует на рынке два–три подержанных самолета. «Новые самолеты авиакомпаниям выгодно брать в лизинг на долгосрочной основе, например на семь лет», – говорит Гусаров. При этом разрыв лизингового контракта ведет к серьезным штрафам для перевозчика. К примеру, в «Трансаэро» продолжают поступать новые самолеты в рамках лизинговых контрактов, так как отказ от них выйдет еще дороже.

Может ли перевозчик выбрать для полетов в Египет не импортный, а отечественный борт? Это не только невыгодно чартерной компании и пассажирам, но еще и технически пока невозможно.

Теоретически место подержанного А321 мог бы занять российский «Сухой Суперджет – 100», Ту-204 или МС-21. Однако в реальности не все так просто. Чтобы перевезти то же количество пассажиров, что и на А321, надо пускать два рейса SSJ-100, так как он вмещает в два раза меньше кресел. Это удвоенные затраты на персонал, топливо, аэропортовое и навигационное обслуживание и т. д., не говоря уже о расходах на техническое обслуживание. Но самое главное, что «Сухой Суперджет – 100» просто не долетит до Шарм-эш-Шейха, так как это ближнемагистральный региональный самолет. Он не рассчитан на перевозку пассажиров на расстояние более 4 тыс. километров.

Экономическая эффективность SSJ-100 в целом ниже, чем у иностранных лайнеров. «По цене он не сильно отличается от зарубежных конкурентов, только на 10–15%. При этом эксплуатационные расходы выше на 15–25% и превосходят расходы на лизинг, которые составляют 10–15%. И здесь у SSJ-100 беда», – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Кроме того, большинство запчастей российского лайнера дороже, чем на Boeing или Airbus, так как детали уникальны и не распространены, добавляет он. Это объясняется тем, что объемы производства импортных самолетов в десятки раз выше.

Наконец, с обслуживанием 330 Boeing и 280 Airbus, которые сейчас находятся в российском авиапарке, нет никаких проблем в большинстве аэропортов, тогда как SSJ-100 активно эксплуатируется лишь в нескольких десятках аэропортов. «Дефицит запчастей для SSJ-100 приводит к задержкам и удорожанию логистики. А отсутствие документации на иностранное оборудование (которое имеется у Boeing и Airbus) вынуждает перегонять SSJ-100 за рубеж для регулярного обслуживания. В итоге затраты на обслуживание полностью перекрывают выгоду от более низкой стартовой цены», – отмечает Исаев. Поэтому ничего удивительного, что вместо SSJ-100 в России большей популярностью пользуется А319.

Что касается Ту-204 и МС-21, то по своей классификации они являются прямыми конкурентами А321. Стоимость Ту-204 – 40 млн долларов, что в несколько раз дешевле А321 или B737. Однако спросом они не пользуются.

«Проблема российских самолетов в обслуживании. Модели Ту-204 уже около 20 лет. Однако ресурсные испытания Ту-204 все еще не завершены. В итоге процедуры ТО до конца еще не расписаны и формы (чеки) не отработаны, что приводит к длительному сроку технического обслуживания. По факту самолеты Ту-204 вдвое больше времени проводят на земле, чем в воздухе, а это для авиаперевозчика крайне невыгодно. Огромные проблемы вызывает ремонт машин, который может затянуться на несколько месяцев. Есть нарекания и в целом по множеству технических недоработок российского самолета», – рассказывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Ту-204 уже морально устарел и не блещет надежностью. «Череда аварий отбила у многих желание связываться с этой моделью», – говорит Исаев.

МС-21 – это уже современный самолет, но его пока Россия только делает. «Я думаю, что еще два–три надо будет подождать его появления, потом надо наладить серийное производство. Быстро он не появится на коммерческом рынке», – отмечает Гусаров.

Вот когда в России появится собственный аналог А321, тогда правительство должно будет предпринять шаги по продвижению отечественного МС-21, чтобы перевозчикам было выгодно переходить на него, замещая подержанные Boeing и Airbus такого класса. Традиционные меры – это повышение пошлин на подержанные иностранные лайнеры, а также субсидирование лизинга отечественных аналогов.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

За ночь над Россией нейтрализовали 77 украинских дронов
Темы дня

Россия совершила инженерное чудо в авиации

Глава Минтранса Андрей Никитин заявил, что Россия совершила инженерное чудо в обслуживании иностранных самолетов. С 2022 года наши лайнеры Airbus и Boeing остались без технического обслуживания и запчастей от оригинальных производителей. Однако Россия удержала безопасность и масштабы авиаперевозок в стране. Как ей это удалось?

Африка требует расплаты от Франции

Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.

Российские силовики рассказали о дезертирстве почти всей бригады ВСУ

Захарова объявила о готовности обсудить гарантии ненападения на НАТО

Лучшие роли Веры Алентовой: главные фильмы и яркие образы

Новости

В Театре им. Пушкина сообщили о церемонии прощания с Верой Алентовой

Прощание с народной артисткой России Верой Алентовой состоится в понедельник, 29 декабря, сообщили в Театре им. Пушкина, где актриса прослужила 60 лет.

Бойцы ВС России показали захваченный штаб батальона ВСУ в центре Гуляйполя

Бойцы российской группировки войск «Восток» захватили в центре Гуляйполя Запорожской области штаб батальона ВСУ с техникой и документацией противника.

Путину и Орбану предложат принять участие в заливке первого бетона АЭС «Пакш-2»

Участие президента России Владимира Путина и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в церемонии заливки первого бетона на строительстве венгероской АЭС «Пакш-2» будет обсуждаться, рассказал глава Росатома Алексей Лихачев.

Нашелся пропавший экс-депутат Госдумы Герасименко

Ранее исчезнувший экс-депутат Госдумы Николай Герасименко был обнаружен живым в Москве после поисков.

Мосгорсуд обязал Долину покинуть квартиру в Хамовниках

Певица Лариса Долина должна покинуть квартиру в Хамовниках вместе с семьей после решения Мосгорсуда, вступившего в силу незамедлительно.

Назван средний возраст рождения первенца в России

В среднем женщины в России впервые становятся матерями в 31 год, тогда как в странах Европы этот показатель еще выше, отметили в Российской академии наук.

Захарова напомнила о первопричинах трагедии с крушением самолета AZAL

Дипломат напомнила, что 25 декабря – день боли и скорби для нескольких народов, так как в авиакатастрофе погибли граждане России, Азербайджана и Казахстана, пострадали граждане Киргизии.

США проявили интерес к майнингу на Запорожской АЭС

В ходе встречи с представителями бизнеса 24 декабря президент России Владимир Путин сообщил, что с Вашингтоном обсуждается возможность совместного управления Запорожской атомной электростанцией (ЗАЭС) без участия Украины, сообщил «Коммерсант».

Онищенко назвал шестидневку идеальным вариантом для России

Переход на шестидневную рабочую неделю никаких рисков для здоровья не несет, а наоборот способствует выполнению государственной задачи по подъему уровня экономики, заявил академик РАН, заместитель президента Российской академии образования Геннадий Онищенко.

Космические войска успешно запустили ракету «Союз-2.1а»

С космодрома Плесецк выполнен успешный запуск ракеты среднего класса «Союз-2.1а» с установленным на ней космическим аппаратом, сообщили в Минобороны.

Задержан главный организатор попытки госпереворота в Грузии

Министр обороны и внутренних дел саакашвилевского режима Бачана Ахалая задержан в четверг Службой госбезопасности Грузии в качестве главного организатора попытки свержения властей 4 октября, в день муниципальных выборов в Грузии, заявил на брифинге первый заместитель руководителя СГБ Лаша Маградзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Мединский осудил власти Украины за смену дат Рождества

Помощник президента Владимир Мединский раскритиковал попытки властей на Украине изменить традиционные конфессии и обратил внимание на сложную религиозную ситуацию в стране.
Мнения

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.

Владимир Можегов: Брюссельская ведьма крадет Рождество

Из официальных поздравлений ушло слово «Рождество», а на уличных билбордах вместо привычного «Счастливого Рождества!» парижанам желают «Веселых праздников». Кроме того, опасаясь реакции мусульман, в Париже в этом году отменили массовые рождественские мероприятия.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов