Евросоюз намерен запретить поставки не только крымского вина, но и всего импорта из Крыма и Севастополя уже с 25 июня в рамках санкций и политики по непризнанию присоединения Крыма к России.
Крымский производитель шампанских вин «Новый свет» не смог выйти на рынок ЕС даже после смены названия своих вин на «игристые
Соответствующее решение приняли сегодня послы стран – членов ЕС. По данным AFP, введение запрета поддерживают 28 стран – членов ЕС. Теперь его должны одобрить министры иностранных дел, которые соберутся на заседании в понедельник, 23 июня, в Люксембурге. Тогда должно быть принято окончательное решение.
Кроме того, правительство одной из стран ЕС – Эстонии – неофициально заявило, что может самостоятельно установить ограничения на импорт товаров из Крыма и Севастополя. Впрочем, как исключение можно будет импортировать лишь крымские продукты, на которые выдало сертификат правительство Украины. Такое исключение оставляется для того, чтобы стимулировать крымские предприятия сотрудничать с украинским правительством. В основном из Крыма в Эстонию импортируют вина, водку и игристое вино.
«Весь Крым отправлял примерно 45% алкогольной продукции на Украину, 50% – в Россию и лишь 2–3% в ЕС. Поэтому запрет ЕС на Крым вообще никакого влияния не окажет», – подтверждает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Для крымских виноделов запрет поставок в ЕС относительно нейтрален, согласен аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Вся Украина произвела в прошлом году 12 млн декалитров вина, из них в Крыму – 7 млн декалитров.
Так, крымский производитель шампанских вин «Новый свет» не смог выйти на рынок ЕС даже после смены названия своих вин на «игристые». Но от запрета пострадает производственное объединение «Массандра», которое в 2013 году экспортировало продукцию в 12 стран, в том числе в Бельгию, Голландию, Великобританию, Швейцарию, Германию, Польшу. Правда, объемы поставок были незначительными.
«Ограничения в сбыте вина в Европу могут оказать давление лишь на некоторые компании, наладившие связи с европейскими странами, но у них будет шанс переориентировать поставки в Россию», – говорит Клягин. Российский рынок ежегодно потребляет 130 млн декалитров вина, поэтому он с легкостью примет дополнительно 200 тыс. крымских декалитров (которые не купит Европа).
Пережить первое время
Однако крымских виноделов ждут тяжелые полтора года, считает Дробиз. Но не из-за запрета ЕС, а из-за Украины, которая фактически уже сейчас остановила закупку крымских вин. «Получается, что половину продукции, которую производили предприятия Крыма, должна будет взять на себя Россия – дополнительно к 50%, которые брала до того», – говорит Дробиз.
«Российский рынок на самом деле получал тот объем продукции из Крыма, который ей нужен был. Государство попыталось несколько стимулировать спрос на крымские вина патриотической кампанией. Но это окажет лишь краткосрочное влияние», – считает Дробиз. Плюс крымским предприятиям надо будет адаптироваться к реалиям российского рынка: перерегистрироваться, включиться в систему ЕГАИС и т. д. «Поэтому эти полтора года будут очень сложными для крымских производителей алкоголя», – считает он.
«Я думаю, что неизбежно больше трети предприятий Крыма уйдут с рынка. Так и в России было. Одних затронет процесс глобализации винодельческой отрасли, с другой стороны, целый ряд предприятий никогда и не работал с Россией, а работал только на украинский рынок, который сейчас закрылся. Многие предприятия вообще работали только на привозном виноматериале – из Одесской, Николаевской областей и других. Они, скорее всего, тоже закроются», – рассуждает директор ЦИФРА. Из крымского винограда производится сейчас лишь около 30% вина, а остальное – из болгарского и румынского, добавляет аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
Однако со временем ситуация нормализуется, уверены эксперты. «Через полтора года в Крыму останутся только крупные серьезные производители. Они начнут увеличивать площади виноградников. Потому что политика крымских властей направлена на производство вина именно из своего, крымского винограда. Могут появиться даже новые заводы. В итоге останутся чисто крымские вина, имеющие свою производственную базу», – рисует перспективы Вадим Дробиз.
В планах российского правительства увеличить закладки виноградников, чтобы к 2020 году довести площади виноградных насаждений до 140 тыс. га. Это почти советский уровень, когда площадь виноградников в Крыму составляла порядка 160 тыс. га, а сейчас, для сравнения, она не превышает 35 тыс. га, отмечает Дмитрий Лукашов.
Плюс создаются условия для развития фермерского винодельческого хозяйства, хотя на это потребуется пять–семь лет. Это время, необходимое, чтобы посаженные виноградники начали нормально плодоносить и можно было создать хорошее вино.
Правительство РФ уже разрабатывает меры по поддержке и развитию отечественного виноградарства и виноделия. И главным центром виноделия в России должен стать именно Крым. Кроме того, возможно, российские вина получат нулевую ставку акциза, говорили в Союзе виноградарей и виноделов.
«Я уверен, что настоящие крымские вина будут востребованы в России, а также в Белоруссии и Китае, которые также являются основными импортерами крымских вин кроме РФ. Доля ЕС очень мала, там своего вина хватает. Даже лояльной Грузии так и не удался полноценный выход на рынок Евросоюза», – говорит Лукашов.
Проглотит РФ и КНР
Между тем, если ЕС решится запретить все-таки все крымские товары для поставки, то это уже более серьезный удар по экономике полуострова. По официальным данным, в последние четыре года удельный весь экспорта крымских товаров в страны ЕС составлял 20–25% от общего объема экспорта. Больше всего (65%) полуостров поставлял в Европу продукции химической и связанных с нею отраслей промышленности, на втором месте в структуре экспорта – машины, оборудование и транспорт (18%), на третьем – минеральные удобрения (10%). Плюс недрагоценные металлы и изделия из них (3%).
Однако этот удар будет носить краткосрочный характер – и только потому, что все-таки технически и физически требуется время на переориентацию поставок другим покупателям. Причем кроме России продукцию Крыма могут захотеть покупать члены Таможенного союза и азиатские страны. К примеру, от того же химического сырья Европа, как правило, не отказывается, говорит Лукашов. Но если все же откажется, то весь его объем с легкостью можно будет реализовать в рамках ТС, а также в Китай или Турцию, уверен эксперт.
Перенаправить крымский экспорт из ЕС в Россию и Китай несложно, учитывая, что в количественном и денежном выражении годовой объем экспорта из Крыма в ЕС на самом деле не такой большой в масштабе новых рынков. По оценке Лукашова, объем крымского экспорта не превышает 150 млн долларов. Плюс Россия создает благоприятный режим в Крыму, в том числе предоставляет налоговые льготы для крымских производителей, обещает поддержку основных отраслей и начинает крупные инфраструктурные проекты на полуострове, в том числе в сфере водоснабжения, энергетики, дорог, портов и т. д.