Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которое исключает введение социальной нормы потребления коммунальной услуги по водоснабжению, а также по отоплению и газоснабжению, говорится в материалах, опубликованных на сайте кабинета министров.
Соцнорма заставит экономных россиян не забывать выключать свет, выходя из комнаты, покупать энергосберегающие лампочки
Правительство РФ сочло преждевременным введение соцнормы на воду, газ и тепло, потому что жилые дома слабо оснащены приборами учета. Так, по данным Росстата на 30 июня 2013 года, оснащенность квартир и индивидуальных жилых домов индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды составляет всего 57,5%. А пилотные проекты по введению соцнормы на электроэнергию показали, что для успешного внедрения новой системы приборы учета должны стоять у большинства потребителей. Иначе проект провалится.
Впрочем, установить приборы учета воды – это лишь вопрос времени. С теплоэнергией не все так просто. В России очень много домов старого жилищного фонда, где чаще всего применяется вертикальная разводка системы теплоснабжения, а она не подходит для установки поквартирных приборов учета потребления тепла. Вернее, это можно сделать, но «потребует значительных финансовых затрат» и «длительного срока окупаемости», поэтому в правительстве посчитали это экономически нецелесообразным.
Еще один довод в пользу того, что соцнорма в сфере водоснабжения пока не нужна, – это отсутствие перекрестного субсидирования в этой сфере. А именно снижение перекрестного субсидирования является одной из главных задач введения социальной нормы.
О наличии или отсутствии перекрестного субсидирования в сфере газоснабжения и снабжения тепловой энергии в документах ничего не говорится. Однако перекрестное субсидирование имеется в сфере и теплоснабжения, и газового снабжения, и электроэнергии, нет только в сфере водоснабжения, говорит газете ВЗГЛЯД директор Института экономики энергетики и ЖКХ НИУ-ВШЭ Виктор Колесник.
Это не отказ от соцнормы
Распоряжение Медведева не означает, что правительство совсем отказывается от идеи социальной нормы. Есть вероятность, что соцнорма как минимум на воду в итоге будет введена, только позже. По крайней мере, правительство поручило Минэкономразвития, Минфину, Минстрою, Минэнерго и ФСТ до 1 ноября 2014 года подумать, как быстро можно оснастить все квартиры приборами учета воды и какова возможность введения соцнормы потребления воды.
Кроме того, введения социальной нормы на электричество никто не отменяет. Ведь проблем с оснащением индивидуальными приборами учета электроэнергии в России нет. Ими оснащены 90–95% жилых помещений, говорит газете ВЗГЛЯД заместитель председателя правления НП ГП и ЭСК Елена Фатеева.
Раньше соцнорму на свет хотели ввести уже этим летом, однако после получения противоречивых итогов эксперимента в нескольких регионах решили не спешить. Решение о введении социальной нормы возложили на регионы. Они должны сами решить, когда у них начнут действовать новые правила, но соцнорма на электричество должна быть введена не позднее 1 июля 2016 года.
В семи регионах России в качестве эксперимента уже действует социальная норма потребления электричества – в Забайкальском и Красноярском краях, в Самарской, Владимирской, Ростовской, Нижегородской и Орловской областях. В начале этого года были подведены итоги работы эксперимента за пять месяцев, которые оказались противоречивыми.
Перекрестное субсидирование
Что касается перекрестного субсидирования в сфере электроснабжения, то снизить его действительно удалось. В регионах, которые участвовали в эксперименте с соцнормой, перекрестное субсидирование сократилось почти на 3 млрд рублей.
Результат эксперимента является спорным, так как непонятно, произошел ли эффект в обратную сторону: если расходы промышленности на электроэнергию уменьшились на 3 млрд рублей, то их продукция для потребителей должна бы подешеветь. Однако об этом сказано не было. Хотя, безусловно, это снизило нагрузку на бизнес.
«Перекрестное субсидирование – это механизм, сложившийся в 90-е годы для социальной защиты граждан, который искусственно занижает тариф для населения за счет повышения цены на электроэнергию для предприятий», – говорит Елена Фатеева.
То есть население в России платит за электроэнергию не по рыночным тарифам, а промышленность – по более высоким и рыночным, тем самым бизнес как бы платит за (субсидирует) население. В результате затраты на электроэнергию бизнес перекладывает обратно на потребителей, закладывая эти издержки в цену продукции. Например, по данным службы по тарифам Нижегородской области, гражданин недоплачивает по 2 рубля с кВт/ч, которые за них платит промышленность и бизнес, тем самым снижая свою конкурентоспособность.
Перекрестного субсидирования нет ни в одной крупной экономике мира: во всех развитых странах каждый потребитель платит сам за себя, при этом цены для граждан примерно в два раза выше, чем средневзвешенные цены для промышленности.
«Такой принцип действовал и в нашей стране в советское время – промышленность платила за электроэнергию 2 копейки за 1 кВт/ч при цене для населения 4 копейки. И подобное соотношение цен закономерно, поскольку себестоимость доставки электроэнергии объектам промышленности, присоединенным к сетям на высоком уровне напряжения, значительно ниже, чем себестоимость энергоснабжения потребителей на низком уровне напряжения, к которым относится население», – объясняет Фатеева.
Еще один довод в пользу того, что соцнорма в сфере водоснабжения пока не нужна, – это отсутствие перекрестного субсидирования в этой сфере
Одномоментно ликвидировать перекрестное субсидирование нельзя, потому что это резко увеличит платежи за электроэнергию у населения. Социальная же норма способна снизить «перекресток», не вызывая социальную напряженность. «При введении социальной нормы низкий тариф на электроэнергию применяется только к определенному объему электроэнергии, все остальное потребление должно оплачиваться по реальной цене, что снижает объем перекрестного субсидирования», – говорит Фатеева.
Экономия на свете
Половинчатость итогов эксперимента отмечается, если посмотреть на решение другой задачи введения социальной нормы – снижения платы на ЖКУ для большинства населения.
С одной стороны, в целом статистика показала, что в регионах, где проводился эксперимент, в рамки установленных норм попали от 70% до 90% семей. То есть они платили за электричество по сниженному тарифу, экономя примерно 3% от суммы оплаты. Экономия получалась, правда, скромная: 10–90 рублей в месяц (данные Федеральной службы по тарифам). А оставшиеся 10–30% потребителей в регионе «вылезали» за рамки соцнормы, поэтому переплачивали за счет в среднем 4%, на 80 рублей больше, что, впрочем, тоже не критично.
Однако в некоторых регионах не удалось добиться снижения стоимости электроэнергии благодаря введению соцнормы. К примеру, в целом по Ростовской области статистика показала снижение стоимости одного киловатта, однако в отдельно взятом Таганроге – нет.
В Таганроге была установлена базовая соцнорма потребления электроэнергии в 96 кВт/ч, что привело к тому, что 81% потребителей пришлось платить сверх социальной нормы. Тогда как по закону 70% населения должны укладываться в соцнорму. Впрочем, эта проблема легко решается увеличением базовой величины или надбавок за членов семей.
Социальная норма бесспорно решает вопрос энергосбережения. Соцнорма заставит экономных россиян не забывать выключать свет, выходя из комнаты, покупать энергосберегающие лампочки (потребляют в 5–6 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания, служат в разы дольше).
А наиболее активные граждане сделают (или потребуют сделать УК) энергосберегающей и систему освещения в подъездах, на придомовых территориях. Например, чтобы свет в подъезде не горел круглосуточно (за который расплачиваются сами жильцы), систему освещения можно оснастить датчиками движения. А некоторым потребителям, возможно, придется отказаться от ряда полюбившихся бытовых приборов, не входящих в список жизненно необходимых.
Как уложиться в соцнорму
Базовая величина соцнормы рассчитывается каждым регионом самостоятельно на основе статистики потребления 10 тыс. одиноко проживающих граждан в домах с газовыми плитами (прописано в постановлении правительства № 614 от июля 2013 года). Для семей постановлением установлены надбавки: на второго проживающего – 50 кВт/ч, на третьего, четвертого и пятого – по 20 кВт/ч на каждого. Эти надбавки определены путем экспертного анализа статистики потребления по разным регионам.
Например, в Красноярском крае социальная норма составляет 110 кВт/ч для одиноко проживающих. Если за месяц жилец потребил 150 кВт/ч, значит, за 110 кВт/ч он заплатит по более низкому тарифу в рамках соцнормы, а за оставшиеся 40 кВт/ч – по более высокому тарифу, потому что это уже превышение социальной нормы. Разница между первым и вторым тарифами должна быть более 30%.
По логике федеральных властей, тех, кто будет платить сверх нормы, в регионе должно быть не более 30% от общего населения. Потому что остальные 70% населения должны укладываться в социальную норму.
Теоретически уложиться в рамки социальной нормы в целом можно, если верить расчетам экспертов Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК). Но при условии, что жилец использует «традиционный» набор электроприборов, необходимый для жизнедеятельности, и соблюдает элементарные правила энергосбережения, например, выключает свет, выходя из комнаты.
Как посчитали эксперты НП ГП и ЭСК, один жилец в квартире потребляет в месяц в среднем 118,4 кВт/ч (или 83,4 кВт/ч без электроплиты).
В этом случае жилец «традиционно» использует освещение, холодильник эконом-класса, стиральную машину-автомат на 6 кг белья, телевизор, электроплиту, микроволновую печь, один компьютер с монитором 22 дюйма, электрочайник на один литр, утюг, пылесос, стационарный телефон с зарядкой трубки, электрические часы-будильник, а также видеокамеру и фотоаппарат (для зарядки). Расчеты проводились с учетом того, что какие-то приборы работают постоянно, а какие-то нет, например, утюгом пользуются один раз в неделю, а чайником – два раза в день.
При таком же наборе электрических приборов семья из четырех человек расходует 214,4 кВт/ч (152,4 кВт/ч без электроплиты). Поэтому за второго, третьего и т. д. проживающего устанавливаются надбавки к базовой соцнорме. Если дом оборудован электроплитами, то к соцнорме добавляется до 90 кВт/ч на человека в месяц.
Однако, конечно, если у вас по телевизору в каждой из трех комнат, два холодильника, несколько компьютеров, смартфонов и телефонов, теплые полы зимой, кондиционер летом, джакузи, посудомоечная машина, кухонный комбайн (блендер, фен и т. п.), плюс еще швейная машинка с бортовым компьютером, то ни в какую социальную норму потребления электроэнергии вы не «влезете». Хотите иметь этот комфорт – платите больше. За месяц все это оборудование в дополнение к «традиционному» «накрутит» еще 107 кВт/ч, посчитали эксперты.
Логика властей такова, что если хотите использовать больший набор электроприборов, значит, вы более состоятельный гражданин, поэтому способны оплачивать электроэнергию по себестоимости.