Украина может получать по реверсу из Европы в общей сложности целых 37 млрд кубометров газа в год, заявил глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев. Таким образом, Украина уверяет, что может полностью отказаться от российского газа и покупать его из Европы.
Технически организовать реверс газа из Европы в указанных объемах можно. Но на практике реализовать это крайне сложно
Эта оценка даже на 9 млрд кубометров выше объемов, которые Украина импортировала в 2013 году из России. В прошлом году она купила 28 млрд кубов российского газа, снизив закупку на 15%. Потребности в российском газе снизились благодаря сокращению потребления газа в стране на 8% и росту внутренней добычи на 4%. Так, в 2013 году Украина потребила 50,4 млрд кубометров газа, добыла – 21 млрд кубометров.
Как пояснил Коболев, его оценка объемов поставок газа из Европы исходит из организации реверса через Польшу, Венгрию и Словакию. По его словам, Украина отправляет в Польшу 5 млрд кубов российского газа в год, а обратно может получать для собственных нужд 1,5 млрд кубов. В Венгрию труба позволяет прокачивать 13,2 млрд кубометров газа, а обратно на Украину может возвращаться 5,5 млрд кубов.
«В Словакии есть возможность закачивать 98,4 миллиарда кубометров в год – это максимальная мощность, сейчас там есть свободная мощность в размере 30 миллиардов кубометров на Украину», – отметил Коболев.
Украина с 1 апреля лишилась всех газовых скидок, которые предоставлял ранее Газпром. В итоге цена на газ выросла до 480 долларов за тысячу кубометров – исходя из прописанной в контракте 2009 года формулы цены. Киев заявил, что не готов платить по такой высокой цене, хотя в бюджете прописал цену на газ именно в 480 долларов. Но платить хочет по 286,5 долларов. Однако Газпром с учетом долга Украины за газ в 2,2 млрд долларов отказал в скидках и требует заплатить за уже полученный газ. Если договориться по оплате задолженности до 16 мая не получится, Россия введет систему предоплаты.
Конечно, реверс газа из Европы для Украины сейчас стал особо желанным, потому что при контрактной цене на российский газ в 480 долларов реверсный из Европы будет дешевле. В среднем – 380–390 долларов за тысячу кубометров.
Однако не так все гладко, как говорит глава Нафтогаза. Технически организовать реверс газа из Европы в указанных объемах можно. Но на практике реализовать это крайне сложно. «Сейчас это нечто из области научной фантастики», – говорит газете ВЗГЛЯД старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
На то есть причины
Во-первых, если бы у Украины была возможность поставлять так много газа из Европы, она бы давно это сделала и отказалась бы от столь ненавистного ее властям российского голубого топлива. Однако спустя два года с начала закупок топлива в Европе Украина по-прежнему зависима от российского газа. В 2012 году поставки из Европы были мизерные, в 2013 году – лишь немногим больше 2 млрд кубометров газа.
«Вопрос – почему Украина раньше не смогла импортировать больше реверсного газа? Хороший экономический стимул для этого был и в прошлом году: дифференциал в цене тогда был в 25 долларов», – говорит Сергей Агибалов. То есть реверсный газ из Европы обходился Украине на 25 долларов дешевле, чем российский. По крайней мере до начала холодов, когда цена на газ на спотовом рынке в Европе выросла относительно газпромовских. Европа продает Украине газ, ориентируясь на цену на спотовом рынке.
Во-вторых, если проблем с реверсом газа через Польшу и Венгрию нет, то вот организовать поставки из Европы через Словакию уже больше года не получается. И не факт, что в конечном итоге этот проект будет реализован. Украина сама в этом не уверена, ибо если бы была уверена, то ей не нужен был бы реверс через Польшу и Венгрию.
Исходя из слов главы Натофгаза, чтобы совсем отказаться от российского газа, Киеву достаточно организовать реверс через одну Словакию. Ведь через нее можно получить из Европы 30 млрд кубометров газа, тогда как Украина покупает у России всего 28 млрд кубов. Технические возможности инфраструктуры на границах с Польшей и Венгрией позволяют закачивать из Европы на Украину максимум 7 млрд кубов (по словам того же Нафтогаза).
Еще один неясный вопрос – это объем поставок. Целый год Украина уверяла, что потенциал Словакии в реверсе газа на Украину составляет 8–10 млрд кубометров в год. А теперь вдруг Нафтогаз озвучивает в три раза больший потенциал – 30 млрд кубометров. Директор энергетических программ центра «Номос» (Севастополь) Михаил Гончар уверяет, что так оно и есть.
Но иметь возможность – не значит ее реализовать. У проекта реверса газа через Словакию имеются серьезные проблемы. В декабре 2013 года Украина сама сорвала подписание соглашения со Словакией о реверсных поставах топлива из Европы. И дело не только в том, что в тот момент предложенная Россией цена в 286,5 долларов сделала реверс дорогим и неактуальным. У этого проекта нет правовых возможностей.
Через словацкую границу проходит четыре трубы, и через любую из них Украина могла бы получать реверсный газ. Однако на этих маршрутах хозяйничает Газпром, который считает реверс газа из Европы на Украину виртуальным, а значит – незаконным, и никогда не согласится на такие схемы.
Выход из этой ситуации – Украина должна построить пятую трубу (отвод) для реверса газа из Словакии, где Газпром уже никак не сможет влиять на поставки. Для этого нужны инвестиции, по оценкам – от 20 млн долларов, и как минимум полгода. И, конечно, надо заручиться поддержкой словацкого оператора Eustream, которому вряд ли нравится вести переговоры с Украиной (то соглашается, то разрывает договоренности) и уж совсем не хочется ссориться с Газпромом.
Третий довод в пользу того, что заменить российский газ реверсным – это лишь мечта Украины, а не реальность, состоит в том, что Европе негде найти лишний газ по конкурентной с газпромовской цене. Трубопроводы и возможности реверса есть, но газа нет.
Если Европа отдаст 28–30 млрд кубов российского газа Украине, то ей самой нужно компенсировать эти потери. А компенсировать их нечем. Единственная реальная возможность – это заполнить пустующие СПГ-заводы сжиженным природным газом. У Катара лишнего СПГ нет, но, как говорит Гончар, он есть у Алжира, Египта, Йемена и других стран.
Однако Европа не случайно предпочитает газпромовский газ этому сжиженному природному газу. СПГ существенно дороже трубопроводного газа. Европа считать умеет, поэтому вряд ли захочет изменить эту схему во вред себе. По крайней мере, такое решение может быть только политически мотивированным.
Больше внешних источников для поставки газа в Европу нет. «Сланцевый газ из США подоспеет еще нескоро, по Ираку и Ирану – еще не ясно. Азербайджанский газ появится тоже не раньше 2018 года, и его наскребут для Европы максимум на 10 млрд кубов, и то не факт», – отмечает Агибалов.
Внутренних источников для появления лишнего газа для Украины в Европе тем более нет. «Голландцы заявили, что сократят добычу газа чуть ли не на 15%, чтобы растянуть свои запасы на более долгий срок. Норвегия держит добычу на уровне плато (ровном), то есть не сокращает, но и не увеличивает добычу. В Великобритании та же ситуация», – говорит Сергей Агибалов.
Что касается снижения потребления газа в Европе, то оно действительно отмечается с 2010 года. «Однако параллельно наблюдается падение добычи. При этом чистый импорт газа за это время практически не изменился», – указывает эксперт. Экономить на себе, чтобы высвободить газ для Украины – это не европейский подход.
Михаил Гончар полагает, что Украина вполне может нарастить реверс через Польшу и Венгрию по году до 5–6 млрд кубометров газа и постепенно наращивать его объемы. В следующем году Украина может получить из Европы до 10–12 млрд кубометров, полагает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Но обойтись без российского газа Украина все равно не сможет.