Российская валюта в пятницу утром начала укрепляться на фоне ожиданий, что ЦБ на сегодняшнем заседании не станет повышать ключевую ставку рефинансирования. Совет директоров Центрального банка действительно сохранил ее на уровне 5,5% годовых. Однако одновременное заявление ЦБ о том, что он готов ужесточить денежно-кредитную политику, если инфляция будет подниматься выше целевого уровня в 5%, развернуло евро и доллар резко вниз.
Эти жулики просто пользуются ситуацией, задирают цену, и эта разница цены совсем не отражает изменение курсовой стоимости
Традиционно инструментом для регулирования инфляции выступает ставка рефинансирования: чем выше инфляция, тем выше ставка. Это напугало рубль, который на торгах в пятницу рухнул к ногам бивалютной корзины, обновив исторический максимум. Евро так усилил рост на Московской бирже, что показал новый исторический рекорд, побив очередной исторический максимум от 31 января этого года.
Риск роста инфляции сейчас действительно велик. ЦБ уже подсчитал, что последнее ослабление курса рубля может поднять инфляцию на 0,5%. При этом ослаблением рубля пользуются все кому не лень, а страдают обычные граждане. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в пятницу «Авторадио», для недобросовестных бизнесменов это является поводом повысить цены.
«Это повод для многих людей списать все на определенное изменение курса рубля и сказать, что мы вынуждены (поднять цены), – сказал он. – Но понятно, что если люди не импортируют ничего, то нет никакого основания для изменения цены. А если это импортный товар, то надо посмотреть по отношению к изменению курса, насколько меняется цена». «И вы увидите, что эти жулики, которые так меняют цену, они просто пользуются ситуацией, задирают цену, и вот эта разница цены, она совсем не отражает изменение курсовой стоимости», – отметил Шувалов.
При этом ЦБ РФ ведет очень последовательную политику, соответствующую лучшим мировым стандартам. «У нас, например, такого, как вы видите в Казахстане, ничего не было и нет. Раз, проснулись, и на 20% (девальвировался тенге), и привет», – привел он пример. И ЦБ, по его словам, не намерен совсем уходить с валютного рынка и будет применять интервенции, когда сочтет это необходимым.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина слегка сгладила угрозы поднять ставку рефинансирования. Она заявила, что сейчас принимать решение о повышении процентных ставок пока рано, хотя ряд стран так сделал. Решение о повышении процентных ставок должно быть сбалансированным: в России экономический рост достаточно вялый, повышение ставок может негативно отразиться на динамике роста экономики, сказала Набиуллина.
«Решение Центробанка не поднимать ставки в данный момент логично, так как в свете последних событий: продолжающиеся отзывы лицензий, резкий скачок курса доллара и евро, девальвация тенге в соседнем Казахстане на 20% – все это может усугубить и без того непростую ситуацию в экономике РФ», – поддерживает ведущий финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Андрей Цион.
И все же госпожа Набиуллина оставила себе место для маневров – размер инфляции может стать поводом для пересмотра ставки. Но в ближайший месяц – до следующего заседания ЦБ 14 марта – Банк России вряд ли пойдет на ужесточение денежно-кредитной политики, считает Цион.
Другие экономисты уверены, что таким маневром Набиуллина все-таки не воспользуется, а заявление о повышении ставки рефинансирования использует, чтобы напугать банки и экспортеров и отвадить их от атак на рубль.
Повышение процентной ставки – не лучший вариант, считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов и приводит два примера, объясняющие почему. «В ходе недавнего мирового экономического кризиса в 2008 году в США не стали повышать учетную ставку. Наоборот, там ее просто-напросто обрушили с 4% до 0,25%. В результате инфляция снизилась с почти 6% до комфортного уровня в 1,5% уже к 2010 году. С тех пор там она и находится. А вот Белоруссия в 2011 году повысила учетную ставку с 10,5% до 45%, пытаясь снизить почти 110-процентную инфляцию. Все почти получилось. Рост потребительских цен в 2012 году там составил порядка 22%, но в 2013 году все равно увеличился до 30%», – рассказывает Лукашов.
Российский Центробанк вряд ли будет следовать примеру центробанков других развивающихся стран, которые в последние полгода стали повышать ставки для защиты платежного баланса. «Когда Центральный банк Турции в конце января резко поднял ставки рефинансирования, на российском валютном и фондовом рынках также возникла некоторая паника: инвесторы посчитали, что подобные действия может предпринять и Банк России», – рассказывает начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев.
«Но после здравых размышлений разумная позиция все же победила. В отличие от Турции, Индии и ряда других развивающихся стран, у России сейчас нет проблем с дефицитом бюджета или внешней торговлей. Вышедшие на днях данные по исполнению российского бюджета показали очень мощный профицит в январе в размере 9,3% ВВП. Сальдо же торгового баланса России в январе после валютной переоценки может с учетом сезонного провала импорта и вовсе показать близкий к историческому рекорду профицит. В такой ситуации с точки зрения платежного баланса необходимости в поднятии базовых ставок рынка у Центрального банка нет», – объясняет экономист.
И заявление Центробанка об ужесточении кредитно-денежной политики вовсе не значит, что ЦБ реализует эту угрозу и поднимет ставки на самом деле, считает Бушуев. По его мнению, таким заявлением Банк России хотел четко дать понять банкам, кто в доме хозяин.
«Фактически Банк России дал понять банкам, что если они и дальше будут проводить агрессивную игру против рубля, то денежный регулятор перекроет банкам кислород», – считает экономист из «Открытия».
Он объясняет, что регулятор использует все средства для достижения целевой инфляции, но ему явно не по душе, что одним из факторов резкого ослабления рубля в последние месяцы была атака на рубль со стороны банковского сектора и крупных экспортеров, которая была выгодна им, да еще и финансировалась на средства, взятые у самого ЦБ. Аналогичная атака на рубль со стороны крупных банков наблюдалась также в конце 2008 и начале 2009 годов, напоминает Бушуев.
«Но в связи с ростом инфляционных опасений такая ситуация перестала устраивать Банк России. С начала прошлой недели денежный регулятор прекратил однодневные операции РЕПО с банками, которые ранее использовались для финансирования атаки на рубль, а также снизил предложения по семидневным операциям РЕПО, проводимым по вторникам. Как результат, с начала прошлой недели банки начали фиксировать прибыль по валютным позициям для восполнения провалов в ликвидности, рубль начал укрепляться. Вчера же мы стали свидетелями очередной попытки давления на рубль. На наш взгляд, именно это привело к сегодняшним жестким заявлениям ЦБ по возможному подъему базовых ставок», – считает Константин Бушуев.
Кроме того, у ЦБ, кроме повышения ставки рефинансирования, вообще есть другой способ сдерживания инфляции. «Ужесточение денежной политики подразумевает сокращение денежной массы. Обычно этого достигают за счет роста процентных ставок. В этом случае кредиты становятся настолько дорогими, что никто их не берет. Но есть еще один способ ужесточения: сократить объем денежной эмиссии, что также может замедлить инфляцию. Логика здесь такая: мало рублей, никто ничего не покупает, поэтому продавцы не могут повышать цены, инфляция замедляется», – отмечает Дмитрий Лукашов.
Экономист уверен, что ЦБ РФ справится со сложной ситуацией в экономике, не поднимая ставку рефинансирования. «Цены на углеводороды стабильно высокие, так же как и спрос на них. В такой ситуации «замутить кризис» – это что-то из ряда вон выходящее. Россия уже дважды переживала сильное падение цен на нефть в 1998 и 2008 годах, но сейчас гораздо более спокойная ситуация», – считает Дмитрий Лукашов.