Цены на бензин в этом году вырастут на 10% – в среднем на 2–3 рубля за литр, ожидают в Союзе нефтегазопромышленников России. В итоге литр 92-го будет стоить 35–36 рублей, а 98-го – почти 40 рублей.
30% от цены – это стоимость сырья, 55% – налоги (НДПИ, НДС, акцизы, налог на прибыль) и 15% – прибыль продавцов
Причину удорожания бензина в союзе видят в том, что производители перекладывают свои затраты на потребителей. Сейчас, по данным союза, налоги и акцизы составляют уже 60% в стоимости бензина.
В союзе считают, что в России зря отсутствует государственная ценовая политика. Половина мира уже регулирует цены на бензин на внутреннем рынке, и Россия тоже должна продумать свою ценовую политику в этой сфере, заявил президент союза Геннадий Шмаль, передает «Российская газета».
В условиях неизбежного подорожания топлива отраслевое объединение вышло с инициативой ввести в России талоны на бензин и создать социальные заправки для малоимущих граждан, на которых топливо стоило бы на треть дешевле. Также Шмаль считает логичным ввести нормы потребления бензина, сверх которых топливо будет отпускаться гражданам по рыночной цене.
В пример он приводит опыт зарубежных стран: например, в Канаде, Мексике и во многих странах Африки и Южной Америки государство контролирует цены на бензин. В Иране, по его словам, граждане получают около 200 литров бензина почти бесплатно, а выше этой планки бензин можно купить уже только по рыночной цене.
Стоимость бензина действительно уже приближается к психологическим отметкам, за которыми автомобилисты готовы отказываться от поездок на личном транспорте. Так, согласно опросу портала Superjob.ru, проведенному с участием 3000 респондентов в 2013 году, если цена бензина будет выше 40 рублей за литр, то 25% россиян предпочтут отказаться от личного автомобиля. Если бензин подорожает до более 50 рублей за литр, то ездить на личном автомобиле перестанут еще 11% россиян. Повышение цены еще на 10 рублей заставит отказаться от машины еще 8% опрошенных. При нынешних ценах на бензин уже 9% россиян начали экономить и перестали пользоваться автомобилем без острой необходимости или вообще отказались от поездок.
По данным Росстата, рост потребительских цен на автомобильный бензин в России за прошлый год составил 7,6%, что выше уровня инфляции, которая достигла 6,5%. В 2012 году бензин также подорожал на 7,6%.
Однако если сравнивать цены декабря 2013 года и января этого года, то, по данным ИАЦ «КОРТЕС», розничные цены на автобензин марки А-92 в среднем по России выросли на 5,1%, а на автобензин Аи-95 – на 5,9%. То есть рост цен на бензин все-таки не превысил уровня инфляции прошлого года. Более наглядно удорожание бензина показывает индекс «Петрол Плюс Регион»: в Москве в январе 2012 года литр 95-го бензина стоил около 29 рублей, в январе 2013 года – уже 31 рубль, а в январе этого года – 32,5 рубля.
В любом случае в этом году эксперты ждут более серьезного роста цен. В частности, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа в отчете, выпущенном в конце января, также прогнозирует рост цен на бензин в 2014 году на 5–15%.
Ранее вице-премьер России Аркадий Дворкович говорил, что в 2014 году бензин подорожает примерно на 10%. И объяснял он это увеличением налоговой нагрузки на нефтяников. С одной стороны, по его словам, правительство решило поэтапно снизить экспортные пошлины на нефть, с другой стороны, повысить ставки НДПИ на нефть. Именно это и отразится на росте стоимости бензина, говорил Дворкович.
В ИАЦ «КОРТЕС» ждут в этом году роста цен на автобензин выше уровня инфляции на 1–2%. Однако там указывают, что это связано не только с налоговым маневром (повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин), но также с ослаблением рубля, которое приводит к росту экспортного эквивалента. И наконец, с ростом акцизов в начале года: в среднем повышение составило 10% к уровню акцизов прошлого года.
В целом рост акцизов серьезно сказывается на ценах на бензин. В прошлом году акцизы повышались дважды – в январе и июле. По данным ИАЦ «КОРТЕС», в настоящее время доля акциза в розничной стоимости автобензина А-92 (Евро-3) выросла до 42%. Для сравнения: в 2012 году она составляла 36%. Впрочем, для бензина третьего класса – самого низкого – акцизы значительно выше, чем для более качественных бензинов.
Некоторые граждане могут начать перепродавать излишки покупаемого по квоте топлива тем, кто готов покупать бензин просто на обочинах дороги
В целом налоги и акцизы в стоимости бензина, как правило, занимают более 60%, подтверждают в ИАЦ «КОРТЕС». «Если коротко и просто изложить суть ценообразования на бензин, то 30% от цены – это стоимость сырья, 55% – налоги (НДПИ, НДС, акцизы, налог на прибыль) и 15% – прибыль продавцов», – отмечает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
В следующих годах автобензин продолжит дорожать благодаря акцизам в рамках выполнения технического регламента, согласно которому с 2015 года на территории Таможенного союза не будет использоваться топливо ниже класса Евро-4, а с 2016 года – ниже Евро-5. Производство более качественного топлива требует модернизации НПЗ, что влечет за собой соответствующие затраты, которые влияют на ценообразование, отмечает Кокорева. Так, акциз на бензин 4-го класса в 2014 году увеличился на 5,3% – до 9916 рублей за тонну, а в 2015–2016 годах возрастет до 10 858 рублей за тонну (+4,8%).
«Инициатива Союза нефтегазопромышленников хорошая, но не совсем удобная. Вопрос в том, сколько будет таких заправок в каждом регионе? Скорее всего, немного, и количество обычных колонок будет преобладать. В итоге может получиться так, что в районе будет всего одна заправка для малоимущих, до нее будет далеко добираться, могут возникнуть очереди, которые приведут к постоянной нехватке бензина на данной заправке», – считает Анна Кокорева.
Партнер практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Алексей Медников считает, что появление талонов психологически очень негативно скажется на населении, потому что это будет фактом признания неких проблем в социально-экономической политике и воспримется как предвестник ухудшения ситуации.
«Если судить с позиции малоимущих граждан, то, безусловно, им эта инициатива принесла бы улучшение баланса расходов и доходов личного бюджета. Но при этом велик соблазн использовать это как источник спекулятивного извлечения дополнительных экономических выгод. Некоторые граждане могут начать перепродавать излишки покупаемого по квоте топлива тем, кто готов покупать бензин просто на обочинах дороги, а таких, уверен, будет немало», – говорит он газете ВЗГЛЯД.
По мнению Кокоревой, было бы удобнее вместо талонов сделать аналог социальных карт, только на бензин, которые можно предъявить на любой заправке и получить топливо со скидкой. «Чтобы избежать мошенничества, карту можно сделать именной с фотографией, а на заправке сверять данные карты с паспортными данными предъявителя», – добавляет она.
Однако президент Российского топливного союза Евгений Аркуша категорически против возвращения в Россию талонов на заправку бензина, которые уже существовали в стране 20 лет назад. Однако тогда был дефицит топлива, поэтому и ввели ограничения на его продажу. Сейчас же в России нет дефицита, поэтому введение талонов не сработает, считает он. «Боюсь, что эти талоны до малоимущих просто не дойдут», – говорит Аркуша.
За возвращение регулирования цен на бензин в прошлом году выступали депутаты Госдумы. Они предлагали отнести НПЗ к естественным региональным монополиям и распространить на нефтепродукты госконтроль за ценами. Депутаты думали заставить нефтяников формировать оптовые и розничные цены на бензин, исходя из того, чтобы уровень рентабельности в каждом сегменте был не больше 15%.
Против регулирования государством цен на нефтепродукты сразу выступили вертикально интегрированные нефтяные компании, в частности ЛУКОЙЛ, посчитав это уходом от рыночной экономики. Для автомобилистов такое регулирование цен также не сулило бы ничего хорошего, говорил Аркуша. «Что касается рентабельности, то если обеспечить 15-процентную рентабельность в каждом сегменте, то это можно сделать, но цены будут не 30 рублей, а рублей 80–90», – заявил глава Российского топливного союза.