Всего за неделю Украина столкнулась сразу с двумя авариями. На прошлой неделе авария произошла на одном из блоков Запорожской АЭС, в понедельник произошла разгерметизация газопровода «Братство» в Закарпатской области на участке магистрального газопровода «Долина – Ужгород – Граница».
На самом деле это износ инфраструктуры, потому что все газопроводы на Украине уже выработали свой ресурс
Но это не первая в этом году авария. В конце июня два взрыва произошло в Полтавской области, на одной из ниток магистрального газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород», по которому через Украину идет около 80% российского газа в Европу. Высота пламени в результате взрывов достигала около 200 метров.
Тогда глава МВД Украины Арсен Аваков почти сразу заявил, что причина аварии – теракт. На самом деле никаких подтверждений тому так и не последовало, и дел по поводу так называемого теракта заведено не было.
Причины разгерметизации в Закарпатье пока не называют. Впрочем, уже хорошо, что на псевдотеракт на этот раз вину возлагать не стали. В центральной диспетчерской Укртрансгаза уверяют, что утечка в Закарпатье уже даже локализована, пострадавших нет.
Старье
«На самом деле это износ инфраструктуры, потому что все газопроводы на Украине уже выработали свой ресурс. Там, где сильный износ, стараются менять оборудование, проводить профилактические работы. Но все равно старость – это старость», – говорит газете ВЗГЛЯД член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук, имея в виду и летнюю, и текущую аварию на украинских магистральных трубопроводах. «Все эти случаи показывают, что трубы требуют реконструкции, капитального ремонта», – добавляет Корольчук.
Аварии, которые случились летом в Полтавской области и в понедельник в Закарпатье, могли быть следствием как дырявой изношенной трубы, так и старости компрессоров, указывает Корольчук.
Эта проблема не возникла в одночасье. Еще в 2011 году Mott McDonald исследовала все линейные трубопроводы и компрессорные станции на Украине по заказу ЕС. Вердикт компании был однозначный – все газопроводы на Украине требуют капитального ремонта, плюс надо менять компрессорные станции.
Можно вспомнить две аварии в 2006 году на одном участке трубопровода в Винницкой области. Там причина была в том, как объясняет Корольчук, что «трубы быстро изнашиваются из-за грунта, где много влажности». «Раньше, когда прокладывали трубы, все такие особенности учитывали. Сейчас – я знаю, что делают хуже, чем 20–40 лет назад», – говорит Корольчук.
В целом ситуация очень тяжелая. «Ситуация тревожная, так как Украина занимается всем, чем угодно, но не ремонтом своей ГТС. Почти 20 лет никаких серьезных вложений в инфраструктуру не было сделано. Запас прочности был, сейчас он кончается – и начнет лопаться везде. Никто это в расчет не брал. В том числе все те умники, которые все время вопили – сохраните транзит с Украины, не стройте «Южный поток», украинская же труба бесплатная. Вот бесплатность этой трубы мы сейчас очень хорошо осознаем», – говорит Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ). Надо несколько миллиардов долларов на ремонт украинских сетей, добавляет он.
Mott McDonald еще в 2011 году оценивала инвестиции более чем в 3 млрд долларов. Летом этого года Украина официально объявила о начале коренной модернизации своей ГТС за счет собственных средств, которая, по предварительным расчетам, обойдется в 5,3 млрд долларов в течение пяти–семи лет. Вот только с деньгами на Украине большие проблемы. Согласно транзитному договору, Россия платит Украине за транзит деньги, и обслуживание газопровода – это задача украинской стороны.
«Действительно, много денег у Укртрансгаза нет. Потому что те деньги, которые идут за транзит газа, они сразу идут обратно Газпрому на оплату газа», – рассказывает Корольчук. «Так делалось и при премьерстве Азарова, и так делается при министре Яценюке. Потому что другого выхода нет. Вот та небольшая сумма, которую заплатил Газпром Украине за транзит газа, я уверен на 110%, что она вошла в те 387 млн долларов, которые Украина заплатила России за поставки 1 млрд кубомеров газа в декабре», – говорит Корольчук.
Все предложения России модернизировать украинскую ГТС в обмен на контроль, как известно, жестко Украиной отсекались. Это и привело в конце концов к идее строить «Южный поток» в обход Украины.
У самого Киева как не было, так и нет денег на модернизацию своей ГТС. И вряд ли у кого-то найдется желание реконструировать за них трубу. «Сейчас они осознают, что позиция Путина принципиальная, что транзита через Украину после 2020 года не будет. Перенос «Южного потока» в Турцию означает только одно: Украина не будет транзитером газа. Поэтому вкладывать средства в украинскую ГТС никто точно не будет. Еще весной кто-то пустил слух, что Chevron купит украинскую ГТС. И что? Те же американцы могли бы взять трубу за две копейки, это же очевидно, надо было только позвонить Порошенко. Но какой смысл покупать украинскую ГТС, если не уверены, что там будет транзит?» – объясняет Симонов.
Между Россией и Украиной действует транзитный контракт до 2019 года, то есть еще минимум пять лет через Украину будет течь российский газ. Но к тому времени у России появится обходной маршрут для поставок газа в Европу, поэтому новый контракт с Киевом никто подписывать не будет.
АЭС
Авария на одном из блоков Запорожской АЭС, к счастью, не привела к какой-либо катастрофе. Но и тут причина аварии – изношенность техники, говорит эксперт.
#{ussr}Чем дальше, тем больше средств потребуется Украине, если она хочет сохранить атомную энергетику. «В Энергоатоме вообще большая проблема», – говорит Корольчук. Он объясняет, что уже сейчас нужно откладывать и копить средства на будущее атомной энергетики на Украине. По его словам, срок службы действующих энергоблоков уже продлили, но вечно это делать невозможно, через 10–20 лет Украине придется останавливать эти блоки. Поэтому нужно уже сейчас создавать денежный фонд на строительство новых атомных энергоблоков.
Во-вторых, нужен фонд на обеспечение безопасности на работающих АЭС. «Мы продлили сроки эксплуатации, соответственно увеличиваются затраты на их безопасность. Эти деньги нужны на ремонт, вот на такие аварийные ситуации. И это в МАГАТЭ, кстати, знают. И в МАГАТЭ, и в Евроатоме, и в ЕБРР пытаются помогать, потому что они боятся», – говорит украинский эксперт.
Симонов считает, что нынешняя ситуация на блоке Запорожской АЭС, судя по всему, серьезная, потому что «никак не могут в оперативном режиме ее разрулить». Сначала обещали решить проблему до конца прошлой недели, потом заявили, что исправят последствия аварии до 12 декабря. Кроме того, Украина еще пытается перейти с российского топлива на американское, тем самым тоже генерируя большие риски, добавляет Симонов. «То, что произошло – это только начало больших бед, которые могут произойти в энергетике Украины в ближайшее время», – опасается Симонов.
Все работает на грани
Нынешние аварии из-за старости энергоинфраструктуры Украины пока не критичны. Но они действительно учащаются. А главное, что в условиях энергодефицита на Украине такие на первый взгляд обычные аварии приводят к катастрофическим последствиям. Так, авария только на одном блоке АЭС обернулась тем, что на Украине стали массово отключать свет во многих городах – где на несколько часов, где на полдня.
А если такие аварии станут происходить чаще, а такой риск высок, то беда может грянуть и посерьезней.
«Потому что все – дефицит. Вот представьте, что будет, если сейчас два блока (АЭС) вылетят? А это абсолютно возможно», – опасается Корольчук. «То, что случилось с газопроводом сегодня – терпимо. Но если случится такая авария и на еще одном направлении? Что будем делать? Остановим транзит или будем отключать людей от электричества? Все работает, я бы не сказал, что на последнем издыхании, но на грани», – считает Корольчук.
Сейчас любая такая на первый взгляд некритичная авария может привести к катастрофической ситуации в энергосистеме Украины. «Например, вы едете на машине, у вас денег хватает только на бензин, и тут у вас выходит из строя дворник. Вы не можете купить новый и не можете исправить, а нужно убирать дождь, снег, поэтому вы вынуждены стоять. Эта ситуация хорошо описывает то, что сейчас происходит на Украине. Мелкая поломка может вызвать остановку всей машины. Вот это страшно», – говорит Корольчук.
Все будет хорошо
Корольчук беспокоится, что решать проблему износа инфраструктуры власти Украины будут так же, как проблемы с углем, то есть с большим запозданием.
Сначала власти на Украине кричали, что справятся без России. В последний момент одумались и теперь хотят покупать не только уголь в России, но и готовую электроэнергию, которую вообще никогда не импортировали. Но шаг вперед они сделали, когда оказались уже на грани, когда в любой момент вообще могут остановиться ряд ТЭС.
Аналогичное упование на авось и в газовой сфере. «Сейчас инфраструктура работает на пике активности, там забор газа из хранилищ увеличен до 100 млн кубов в сутки», – говорит Константин Симонов. По его словам, помочь хоть как-то сбалансировать систему может российский газ.
Нафтогаз уже перевел Газпрому 378 млн долларов, но к концу рабочего дня понедельника оказалось, что так и не оформил заявку на поставку газа. В выходные украинская сторона заявляла о намерении начать отбор российского газа с понедельника, однако в течение дня прозвучало заявление о намерении начать импорт не с 8-го, а с 11 декабря. В Газпроме озабочены тем, что Украина продолжает расход топлива из украинских хранилищ (вместо того, чтобы брать российский газ), что умножает риски транзита во время будущих холодов, заявил вечером в понедельник представитель Газпрома Сергей Куприянов.
«У нас еще нет сильных морозов, а уже поднимают газ из ПХГ по полной. А что будет при минус 20, минус 30 градусах? Если такая погода случится в январе и феврале, то с Украины в Россию придет телеграмма, мол, давайте срочно газ, вы (Россия) ответите – давайте деньги, а мы напишем – у нас денег нет, но нужен газ, иначе будет катастрофа, и вы будете виноваты. Это смешно, пока не стало реальностью. Дай бог, чтоб такого не случилось», – переживает Корольчук.