Президент России Владимир Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию, потребовал от Банка России и правительства «жестко и скоординированно отбить охоту у спекулянтов играть на колебаниях курса рубля».
ЦБ стремится остановить паническое движение в одну сторону, когда на рынке существуют только продавцы национальной валюты
В четверг утром рубль начал с роста, в том числе благодаря заявлениям ЦБ о новых мерах в поддержку национальной валюты. Однако к началу выступления президента снова начал падать: доллар к 12.30 мск достиг 54,4 рубля, евро – 65,7 рубля. Но уже в 12.38 мск рубль вернулся к росту на заявлениях Владимира Путина по экономике и финансам. Доллар опустился ниже 53 рублей, евро – 64 рублей.
В преддверии послания Федеральному собранию советник президента РФ Сергей Глазьев заявил, что «прыжки курса рубля – это большой минус для Центрального банка, который по закону должен обеспечивать стабильность валюты». И у Банка России есть все рычаги, чтобы обеспечить эту стабильность, уверил он, удивляясь, «почему он ими не пользуется». «ЦБ мог бы давно стабилизировать рубль», – считает Глазьев.
Центробанк действительно мог это делать. Однако это все равно было бы ненадолго, поэтому смысла в этом никакого не было, считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. «Валютный курс должен быть отражением конкурентоспособности экономики, своим падением стабилизируя ее, или же, наоборот, ростом – охлаждая», – говорит он.
Вернуть все 25%, на которые рубль упал с начала года, регулятор не в состоянии. Зато в его власти сбить спесь со спекулянтов, то есть сделать ровно то, о чем попросил Путин. Тягаться с мировыми ценами на нефть, которые опустились до 65–70 долларов за баррель после недавнего решения ОПЕК не сокращать квоту на добычу нефти, российский Центробанк никак не может. Внешняя конъюнктура не подвластна ни одному центробанку. Цены на нефть определяются спросом и предложением на рынке, а также американским бумажным рынком нефтяных фьючерсов.
Да и падение рубля, кроме негативных факторов, неплохо помогает как ряду компаний и целым отраслям российской экономики, так и бюджету России: падение доходов от снижения цен на нефть компенсируется девальвацией.
«Сейчас курс рубля уже не находится под контролем ни правительства, ни Банка России. Поэтому пока никакие валютные интервенции и регулятивные меры ЦБ не могут восстановить и стабилизировать курс российской валюты», – говорит Платон Магута из УК «Фонд Магута».
Но вот пресекать спекулятивные операции с рублем ведомство Эльвиры Набиуллиной вполне может и должно. Чтобы выполнить просьбу Путина по борьбе со спекулянтами, ЦБ надо ввести определенные валютные ограничения по срокам и объемам совершения конверсионных сделок, считает Магута. «Иными словами, необходимо пресекать возможности генерации доходности на валютных спекуляциях с рублем в принципе. Иных рычагов стабилизации валютного рынка России на сегодняшний день нет», – говорит экономист.
Однако сразу после заявления Путина министр финансов Антон Силуанов поспешил уверить, что борьба со спекулянтами на валютном рынке, о которой объявил президент, не подразумевает введения каких-либо ограничений, в том числе валютных ограничений. По его словам, речь идет о координации действий всех участников рынка: ЦБ с министерствами и получателями валюты, самими предприятиями. Такая координация, по его словам, особенно важна в нынешних условиях, когда давление на курс рубля велико.
Центробанк, который отпустил рубль в свободное плавание с 10 ноября, на самом деле не просто оставил за собой право проводить внеплановые валютные интервенции, но и активно пользуется своим правом, стараясь не оставлять рубль без поддержки в самые сложные моменты.
В частности, видя резкую девальвацию рубля на этой неделе на фоне снижения мировых цен на нефть, Банк России 1 декабря вышел на рынок с валютными интервенциями на 36,87 млрд рублей, или около 700 млн долларов, и сбил игры спекулянтов с рублем. Напомним, что именно в этот день рубль на Московской бирже обновил новые минимумы: курс доллара вырос до 53,95 рубля, курс евро – до 67,3 рубля.
После того как ЦБ вышел на рынок с интервенциями, курс доллара и евро в течение двадцати минут упал примерно на полтора рубля. Однако хватило этого ненадолго, и рубль на следующий день снова полетел вниз.
Но на самом деле универсальных инструментов для влияния на национальную валюту нет в арсенале ни у одного ЦБ, любой способ имеет свои недостатки и применяется как меньшее из зол, напоминает Александр Купцикевич из FxPro. Как известно, минусом интервенций является уменьшение резервов страны.
«Или, например, рубль способен получить поддержку за счет повышения процентной ставки, но это закручивает гайки в экономике, делая займы менее доступными, поощряя вкладчиков и мешая бизнесу развиваться. Аналогичным образом изъятие ликвидности из финансового сектора – это плюс для рубля, но это будет крахом для банковского сектора», – поясняет Купцикевич.
Собственно поэтому, ЦБ, по его мнению, и не стремится прикладывать усилия, чтобы любой ценой отстоять какой-то уровень рубля. «Мне кажется, что ЦБ стремится остановить паническое движение в одну сторону, когда на рынке существуют только продавцы национальной валюты», – говорит Александр Купцикевич. «Предыдущие меры были рассчитаны только на лишение спекулянтов какой-то конкретной цели. И не помогли они лишь потому, что была объективная картина падения цен на сырье и укрепление американской валюты», – считает эксперт.
Между тем ЦБ понимает, что текущий курс рубля отклонился от фундаментально обоснованных значений и наблюдаемая сейчас девальвация рубля, его высокая волатильность создают риски для финансовой стабильности и порождают девальвационные и инфляционные ожидания. Поэтому утром до послания президента регулятор решил предпринять новые меры для поддержки рубля и финансовой стабильности.
Банк России заявил о готовности совершать валютные интервенции без ограничений по объему и предварительного объявления. Это как раз дает возможность отбивать охоту у спекулянтов играть на курсе рубля. Также регулятор установил с 4 декабря новые минимальные ставки по сделкам РЕПО в иностранной валюте на все сроки (1 неделя, 28 дней, 12 месяцев). Они будут равны ставкам LIBOR, увеличенным на 0,5 процентного пункта. Это должно способствовать возвращению валютного курса к фундаментально обоснованным значениям.
«Снижение ставок по операциям предоставления валютной ликвидности позволит повысить их действенность и обеспечит достижение баланса спроса и предложения на валютном рынке при более низкой волатильности обменного курса», – говорится в сообщении Центробанка.
Опыт центробанков за рубежом показывает, что мера, предложенная Центробанком сегодня, как поддержка национальной валюты в критические моменты раньше срабатывала. И пока, как показывают котировки Московской биржи, тоже действует. Однако ждать со 100-процентной уверенностью того, что это остановит девальвацию и рубль снова пойдет вверх, неправильно.
«Важно понимать, что даже с интервенциями и измененными ставками по валютным инструментам поддержания ликвидности в случае падения нефти даже вполне обоснованный курс будет снижаться», – говорит Купцикевич. Цена рубля обосновывается макроэкономическими показателями, включая цену нефти, но не ограничиваясь только ею.
С этим вполне согласен и Глазьев. «В данной ситуации разумным будет любой уровень (курса рубля), в котором курс колеблется, просто сейчас его нужно зафиксировать на определенное время для того, чтобы стабилизировать рынок», – говорит помощник главы государства.