Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подтвердил свою решимость реализовать проект строительства газопровода «Южный поток» вопреки возражениям Евросоюза, пишет в среду пражская газета Pravo. Орбан заявил об этом представителям зарубежных СМИ спустя день после того, как парламент Венгрии одобрил закон, способствующий ускорению ввода в действие венгерской ветки данного трубопровода, сообщает издание.
Германия уже построила газопровод «Северный поток», с помощью которого способна обойти Украину как потенциальный источник опасности. И мы не хотим ничего большего
Эта история началась в понедельник, 3 ноября, когда депутаты Нацсобрания Венгрии утвердили закон, позволяющий строить газопроводы компаниям, которые не имеют соответствующей европейской лицензии. Венгерский парламент одобрил этот закон при поддержке правящей партии «Фидес» («Венгерский гражданский союз») премьер-министра Орбана 132 голосами за и 35 – против. Вторая крупнейшая партия Венгрии «Йоббик» («За лучшую Венгрию») также полностью поддержала этот закон, рассказала газете ВЗГЛЯД секретарь президента партии «Йоббик» по российско-венгерским связям Адриенна Санисло.
По сути закон позволяет обходить нормы Третьего энергопакета. А именно нарушение этих норм в части контроля Газпромом доступа к газопроводам стало поводом для ЕК заморозить строительство «Южного потока» на территории ЕС. Недовольство Брюсселя последовало незамедлительно.
На следующий же день Еврокомиссия заявила, что ждет от властей Венгрии разъяснений по поводу этого закона. «ЕК в настоящее время находится в контакте с властями Венгрии, чтобы получить разъяснения по этому вопросу», – заявил накануне на пресс-брифинге в Брюсселе представитель ЕК.
Санисло уверяет, что принятый закон «абсолютно нормальный, он соответствует европейскому праву». «О том, что с законом нет проблем, заявила и сама Еврокомиссия. Они просто боятся, что Венгрия приняла этот закон, чтобы Россия смогла построить «Южный поток», – говорит Санисло, добавляя, что ЕС уже готовится проводить заседания на эту тему.
«Но Венгрия должна получить энергобезопасность, а для этого нужно построить «Южный поток», и этот газопровод должна построить Россия», – говорит Адриенна Санисло.
Однако Венгрию не пугают возражения ЕС и даже «последствия», которыми ранее в открытую пригрозила ЕК всем странам – участникам «Южного потока» (Австрии, Болгарии, Венгрии и Словении).
У Орбана в рукаве сильный аргумент. «Германия уже построила газопровод «Северный поток», с помощью которого способна обойти Украину как потенциальный источник опасности. И мы не хотим ничего большего, чем только то, что хотела Германия», – цитирует высказывания Орбана пражская газета. По мнению Орбана, «необходимо, чтобы Венгрия была обеспечена газом и в том случае, если на Украине возникнут какие-либо проблемы».
Когда-то и в Германию Россия поставляла газ транзитом через Украину. Но, построив «Северный поток», Берлин стал абсолютно независим от «настроений» в Киеве. Ровно того же хочет Венгрия, так же, как и Болгария, и другие южноевропейские страны. Только та же Болгария сдалась под натиском ЕС и США. Однако маленькая Венгрия держит оборону, несмотря на то, что у Запада есть рычаги как экономического, так и политического давления на страну.
«Как могут влиять? Так же, как, например, на Болгарию. В Болгарию позвонили из США, и на следующий же день болгарский министр сказал, что не будет «Южного потока», – говорит Санисло.
На Венгрию уже начали оказывать давление. В частности, США ввели санкции против Венгрии – они касаются ряда высокопоставленных венгерских чиновников и бизнесменов, которым запретили въезд в Америку. Их имена не называются, но венгерские СМИ полагают, что запрет на въезд в США мог коснуться окружения венгерского премьер-министра Орбана и чиновников, занимающих высокие посты в налоговой службе страны. США прямо не говорят о причинах санкций, а обвиняют представителей венгерских властей в коррупции.
«Неделю назад начали устраивать венгерский майдан, и тут мы тоже чувствуем иностранное влияние. Потом санкции, которые запрещают (чиновникам) въезд в Америку. Потом Европа, в частности Ангела Меркель, сейчас начала критиковать венгерский бюджет. Они хотят ограничить средства, которые идут из ЕС в Венгрию, уже начали угрожать нам этим», – описывает Санисло давление со стороны других стран.
Венгрия уже не раз сталкивалась с экономическим давлением со стороны ЕС. Так, весной 2012 года в Брюсселе на заседании министров финансов стран ЕС было решено заморозить финансовую помощь Венгрии в размере полумиллиарда евро (0,5% ВВП страны), которую Будапешт собирался получить в 2013 году. Повод для таких санкций был банальный – повышение допустимого дефицита госбюджета (не более 3%), учитывая, что это «болезнь» практически всех членов еврозоны. Через несколько месяцев ЕС, правда, разморозил 495 млн евро структурной финансовой помощи, однако это стоило Венгрии серьезного урезания госраходов.
Они хотят ограничить средства, которые идут из ЕС в Венгрию, уже начали угрожать нам этим
Также у Венгрии возникали проблемы с получением кредита от ЕС в размере 17–20 млрд евро. Виктор Орбан уже тогда не скрывал, что ЕС выдвигал дополнительные политические условия для выдачи кредитов стране, и называл это прямо «шантажом».
В августе 2013 года ЕС также заморозил перевод денег из структурных фондов ЕС в Венгрию, объяснив такое решение плохим контролем со стороны Будапешта за использованием средств. Цена вопроса – 2 млрд евро. На самом деле система контроля за использованием финансовых средств хромает во многих европейских экономиках. А сейчас такой повод для отказа выглядит тем более предвзятым, учитывая, что Брюссель собирается давать кредиты Украине, в открытую заявляя, что есть риск нецелевого использования этих денег.
Вероятно, давние проблемы Будапешта с Брюсселем сделали венгерских чиновников закаленными и бесстрашными. А такое отношение сильных членов ЕС к более слабым еще больше подталкивает Венгрию встать на путь избавления от зависимости от ЕС.
«Видно, что Западу не очень нравится, что большинство в Венгрии, венгерское правительство, в том числе наша партия, выступает за открытое движение на Восток. Особенно им не нравится, что мы хотим дружить с Россией», – говорит Санисло.
«Венгрия, к сожалению, не самостоятельная страна, все разрушено – и промышленность в том числе. Сельское хозяйство еще работает, но на нем одном нельзя содержать всю Венгрию. Поэтому нам очень сложно. Если мы, например, получим такие же санкции, как и Россия, то это будет очень дорого стоить нашей стране», – рассказывает собеседница.
«Сейчас наш основной партнер – ЕС. Поэтому наше правительство и хочет улучшить отношения с Россией, Казахстаном и с Китаем, чтобы не быть настолько зависимыми от Европы и Запада. Поэтому сейчас идут такие санкции в отношении Венгрии», – заключает представитель партии «За лучшую Венгрию».
Что касается «Южного потока», то поддержка его Венгрией является лишь частью большой политической картины.
«Венгрия демонстративно показала, что готова работать с Россией над «Южным потоком». Но по большому счету на то, будет реализован проект или нет, это не влияет. Потому что для «Южного потока» принципиален вход на сушу – а это значит, вход на территорию Болгарии. А Болгария без санкций ЕС не сможет принять решение, иначе ЕС может заблокировать те субсидии, которые регулярно идут в Болгарию», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Решение Венгрии само по себе не решит проблемы. В любом случае требуется системное решение по «Южному потоку» от Евросоюза, считает он. Поэтому принятый закон – это больше политический шаг венгерского парламента, который стремится к большей независимости от ЕС. Прогресс по «Южному потоку», считает Пикин, «возможен только после того, как будет урегулирована политически ситуация с Украиной».
Напомним, «Южный поток» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» в районе Анапы и выйдет на побережье Болгарии. Потом труба пройдет по Сербии, Венгрии и Словении, конечной точкой должна стать Австрия. Плюс от основного маршрута будут построены отводы в Хорватию и Боснию и Герцеговину. Со всеми этими странами уже давно подписаны межправительственные соглашения. Первый газ по начальному плану должен прийти в Австрию уже в конце 2016 – начале 2017 года.