В мире образовалась новая «большая семерка» – страны, экономики которых обошли западный клуб G7, говорится в экономическом обзоре газеты Financial Times.
Прости, Америка. Китай стал крупнейшей экономикой мира
Гипотетическая новая G7 включает все страны БРИК (Бразилию, Россию, Индию и Китай), а также три страны из так называемой группы МИНТ (Мексика, Индонезия, Нигерия и Турция), за исключением Нигерии.
Экономики семи крупнейших развивающихся стран мира впервые превысили объемы экономик традиционной «большой семерки» западных развитых стран (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония). Так, суммарный ВВП новой «семерки», рассчитанный по паритету покупательской способности, вырос до 37,8 трлн долларов, что на несколько триллионов больше, чем ВВП по ППС (паритету покупательной способности) G7, который достиг лишь 34,5 трлн. Такой вывод FT сделал на основе данных доклада МВФ, опубликованного на этой неделе.
Расчет по ППС далек от точной научной методики, но паритет покупательской способности используется для более корректного сравнения экономических показателей в разных странах. К примеру, в 2013 году ППС доллара составил 19,3 рубля. Это значит, россиянин может купить на 19,3 рубля тот же набор товаров, что и американец на один доллар.
Даже с этой оговоркой британское издание считает, что новые оценки указывают на резко изменившуюся ситуацию в мире: 10 из 20 крупнейших экономик в настоящее время представлены развивающимися рынками.
Более того, по покупательной способности экономика Китая превзошла американскую. По оценке МВФ, к концу 2014 года Китай займет первое место по ВВП, рассчитанному по ППС, в 17,6 трлн долларов, вытеснив на вторую строчку США с 17,4 трлн долларов. «Прости, Америка. Китай стал крупнейшей экономикой мира», – написал The Business Insider. Доля Китая в мировом ВВП по ППС составит 16,48%, тогда как доля США – 16,28%.
Россия в индивидуальном зачете также показала Западу свою силу, обогнав ВВП и Франции, и Великобритании и заняв в итоге шестую строчку в рейтинге крупнейших экономик мира по ППС. Выстрелили также Индонезия и Нигерия. Первая вошла в ведущую десятку экономически развитых стран и обогнала Великобританию, став девятой по величине экономикой в мире. Нигерия совершила скачок с 30-го на 20-е место.
Отличия новой и старой «семерки»
Эти два блока существенно отличаются друг от друга. «Пока валюты развивающихся стран не являются резервными. С точки зрения финансовых рынков основная доля приходится на США и еврозону, инновационные и университетские центры тоже расположены в США и Европе, куда едут учиться представители развивающихся стран», –говорит замдиректора Института «Центр развития» ГУ ВШЭ Валерий Миронов.
Еще одно важное отличие – это объем экономик на душу населения. «По богатству людей, уровню и качеству жизни человеческого капитала «большая семерка» пока значительно превосходит новый клуб. В альтернативной «семерке» много населения, поэтому если поделить их ВВП на душу населения, то показатель будет кратно меньше, чем у западного союза. То есть люди там беднее, менее здоровые и менее образованные, хотя больше молодого населения», – отмечает Миронов.
Еще одна особенность – в несамостоятельности ряда стран в новой «семерке». Та же Мексика находится в прямой экономической и политической зависимости от своего ближайшего соседа – США. А Турция, несмотря на тесное сотрудничество с Россией, не оставляет планов по интеграции в Евросоюз и другие экономические и политические образования Европы, замечает директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин. Правда, члены БРИК – Россия, Китай, Индия и Бразилия – в новообразованной «семерке» являются самостоятельными игроками.
Еще одна отличительная черта нового союза в том, что далеко не все входящие в него страны являются торговыми партнерами. «К примеру, Турция ведет активную торговлю с Россией, но практически не имеет связей с Мексикой. Бразилия торгует с Индией, но практически не имеет торговых связей с Турцией. Россия активно развивает отношения с Китаем и Индией, но с Бразилией и Мексикой уровень сотрудничества довольно низкий», – говорит Дмитрий Лепешкин. В «большой семерке» экономические связи между всеми участниками гораздо крепче. «Да и до недавнего времени Россия также имела куда больше связей со странами «большой семерки», нежели внутри БРИКС», – добавляет эксперт.
Не надо забывать, что между членами новой «семерки» много социальных и культурно-религиозных различий и противоречий, в отличие от G7, где менталитет, религия и ценности очень близки. «На Западе все-таки в основном христианство, а в новом клубе и индуизм, и конфуцианство, и российское православие, и католицизм», – говорит Миронов. У западной «семерки» совершенно иной подход к управлению государством, в основе лежат либеральные рыночные механизмы, чего нельзя сказать о Китае, Индии, Бразилии и других членах новой группы.
G7 связывают также крепкие узы военного сотрудничества. «В США крупнейшие вооруженные силы и крупнейший военный бюджет, и это служит зонтиком, взаимной защитой для всех стран, входящих в «большую семерку» и блок НАТО», – говорит Миронов. В новом союзе в военном плане пока почти каждый сам за себя.
А у альтернативной «семерки» имеются ко всему прочему и территориальные проблемы. Например, между Китаем и Индией. «Китай хоть и не говорит этого, но явно посматривает на наш сибирский регион», – добавляет Миронов.
Новая сила
Несмотря на все эти различия, сейчас уже всему миру очевидно, что за странами новой «семерки» будущее, и британское издание лишь подтверждает это. «Отрицать это невозможно, учитывая темпы роста экономики этих стран за последнее десятилетие», – говорит Дмитрий Лепешкин.
Запад уже давно находится в стагнации и не знает, как за счет собственных сил выйти из нее, пытается не только «заработать» на других, но и манипулировать статистикой. «В то время как Европа включает в ВВП такие статьи, как проституция и наркоторговля, новая «семерка» работает на рост производства в объеме и качестве», – замечает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова. Старая «семерка» ко всему прочему страдает от высокой долговой нагрузки.
США фактически узурпировали мировую финансовую систему, спокойно живут в кредит за счет остального мира.
Удивительно, что Европа, которой еще не удалось преодолеть последствия кризиса 2008 года, сама себе наступает на горло, ввязываясь в торговую войну с важнейшим партнером – Россией. Негативная статистика ярко показывает, как санкции портят жизнь Евросоюзу.
Очевидно, что G7, исключив Россию из «большой восьмерки» и начав против нее экономическую войну, сама подталкивает ее к созданию альтернативного союза. Однако, чтобы новому клубу стать реальной политической и экономической силой, надо поработать над усилением связей между собой, обустройством максимально взаимовыгодного сотрудничества.
Собственно, страны БРИКС уже начали работать в этом направлении. Россия благодаря своим ответным санкциям в короткие сроки начала наращивать торговые отношения со странами Латинской Америки, в частности с Бразилией.
Страны БРИКС уже создали собственные финансовые структуры, в частности Банк развития и пул валютных резервов, которые уже скоро должны заработать. Обе эти организации создаются в противовес МВФ и ВБ, подконтрольным США и ЕС, которые, как и прежде, игнорируют интересы развивающихся стран в международных организациях и действуют лишь в собственных интересах. Банк развития БРИКС поможет членам объединения модернизировать собственную инфраструктуру, а пул валютных резервов будет действовать как страховка в случае возникновения проблем в экономике одной из стран. Не исключено, что страны БРИКС также создадут энергетическую ассоциацию с банком топлива и исследовательским институтом, призванную уравновесить ОПЕК. Ее цели – обеспечить энергобезопасность стран БРИКС, а также создать независимый от Запада анализ мировых рынков углеводородов.
Июньский саммит БРИКС показал, что этот союз создает не только экономическую, но и политическую альтернативу Западу. Путин призвал партнеров по группе придумать коллективные меры, которые позволили бы больше не допустить «травлю» со стороны США и их союзников. Новая «большая семерка», костяк которой составляют страны БРИКС, превращается в серьезную геополитическую силу.
«Тот факт, что семь «развивающихся» стран вышли в экономические лидеры, не означает, что они должны немедленно объединяться в новый клуб. Но предпосылки к этому есть. Россия делает ставку на новые азиатские и латиноамериканские силы, которые в долгосрочной перспективе смогут соединиться в мощный альянс, способный кардинально изменить нынешнюю геополитическую картину мира», – резюмирует первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова.