Вступление Украины в Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана приведет к падению украинского ВВП на 40%, тогда как присоединение Украины к Евросоюзу поможет увеличить ВВП страны на 12%. Путь в Европу кажется длиннее, чем на восток, но он более выгоден. Такое заявление сделал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, выступая на открытии 10-го Ялтинского форума, сообщает пресс-служба форума.
Я слабо представляю, что эффект от присоединения к ТС составит –40% ВВП. Я ставлю эту цифру реально под сомнение
В свою очередь еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и политики соседства Стефан Фюле заявил, что соглашение Киева об ассоциации с Евросоюзом выгодно и для России. Он пояснил, что подписание этого документа может стать шагом к созданию зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.
Президент Украины Виктор Янукович подтвердил в Ялте, что страна уверенно идет путем евроинтеграции. Что же касается ТС, то Янукович повторил привычное положение о том, что Украина готова присоединиться к тем положениям объединения, которые не помешают сближению страны с ЕС.
Ранее и европейское, и российское руководство неоднократно заявляло, что Киев не сможет совмещать ассоциированное членство в ЕС с интеграцией в рамках ТС. Накануне премьер-министр Дмитрий Медведев назвал заявления украинских политиков на эту тему «лукавством».
В России не скрывают, что хотели бы видеть Киев в составе ТС, и еще в 2011 году обещали дать скидку на российский газ. Власти Украины не раз заявляли о нежелании вступать в ТС.
В августе Россия временно перекрыла доступ украинского экспорта на свой рынок, чтобы показать, что именно Киев может потерять в случае подписания в ноябре в Вильнюсе на саммите «Восточного партнерства» соглашения об ассоциации с ЕС, включающего также пункт о создании зоны свободной торговли с ЕС. Россия предупредила, что будет вынуждена защищать свой рынок в случае создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС. Российские власти опасаются наплыва дешевых импортных товаров, что создаст проблемы для отечественных производителей.
Неверная оценка
Экономисты сомневаются в справедливости оценки министром иностранных дел Швеции экономического эффекта для Украины от вступления в то или иное объединение. К тому же министр не говорит, на основе какой методологии сделана такая оценка и на какую перспективу рассчитан такой эффект.
«Я слабо представляю, что эффект от присоединения к ТС составит –40% ВВП. Я ставлю эту цифру под сомнение, – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко. – Почти 50% нашего ВВП – это экспорт, ЕС занимает чуть меньше 25% нашего экспорта. Это значит, что 12,5 копеек на гривну – это деньги, которые были получены Украиной от продаж на территории ЕС. А это не согласуется с цифрой –40%, даже если предположить, что Европа заблокировала наш экспорт. Но это из области фантастики, в реальности торговля с ЕС не может нарушиться. Максимум, что могла бы сделать Европа, – это не вводить новый торговый режим, когда идет обнуление импортных тарифов и т. д.».
«И если Европа сделает более дружеский режим для украинских экспортеров, то вряд ли речь будет идти о выигрыше в краткосрочный период, исчисляемый десятками процентов роста ВВП», – добавляет украинский экономист.
«При сценарии ассоциации с ЕС существуют колоссальные риски со стороны ТС (ограничения украинского экспорта – прим. ВЗГЛЯД), которые коснутся прежде всего украинского машиностроения», – говорит Олег Устенко. Положительный эффект – возможность привлечь дополнительные прямые иностранные инвестиции. «В этом году их объем составит 4 млрд долларов, в следующем году прибавка будет на уровне еще 1 млрд долларов прямых инвестиций. Это 25-процентный рост, но этот 1 млрд долларов не решит проблем экономики страны», – отмечает украинский экономист.
«При сценарии с ТС риски связаны с притоком прямых иностранных инвестиций, которые Украина потенциально может потерять по сравнению с тем выигрышем, который она может получить», – отмечает Олег Устенко. При этом Украина получит дешевые энергоресурсы и не будет рисков с ограничением украинского экспорта в Россию, добавляет он.
ТС спасет Украину от дефолта
Оценка шведского министра иностранных дел выглядит довольно странно и на фоне оценок других экспертов.
Соглашение об ассоциации с ЕС создает только проблемы Украине, потому что ожидается вытеснение украинских товаров с внутреннего рынка
Даже Оксфордский университет в своем исследовании обещает рост украинского ВВП при заключении договора о свободной торговле с ЕС только на 4,3% в течение 10 лет. При этом позитивный эффект от вступления в ТС выше и оценивается в этом исследовании в 6,3% роста ВВП Украины за те же 10 лет.
Ведущие украинские и российские экономисты сулят Украине суммарную выгоду от получаемых при вступлении в ТС преференций (снятие пошлин и снижение платы за газ) в размере 6–16 млрд долларов в год, что составляет 3,4–9% ВВП Украины (176,2 млрд долларов в 2012 году). Таковы данные директора Института новой экономики Государственного университета управления, академика РАН Сергея Глазьева, которые приводятся на его сайте.
В недавнем интервью «Эху Москвы» Сергей Глазьев указал, что у Украины дефицитный платежный баланс и очень быстро растет внешний долг (пока около 40% ВВП). «Если Украина сейчас не сбалансирует свою финансовую систему, то дефолт не за горами. Он может случиться через два–три месяца, может быть, через полгода», – предупреждает Глазьев. При этом при вступлении Украины в ТС все эти проблемы автоматически снимаются за счет более дешевого газа, снятия барьеров для экспорта в Россию и доступа к российским кредитным ресурсам.
А к 2030 году Украина получит на 7% больше валового продукта, чем имела бы, находясь в нынешнем состоянии, считает Глазьев. Это 220 млрд долларов дополнительного производства товаров и услуг и дополнительно 75 млрд долларов экспорта.
ЕС погубит украинское производство
Соглашение об ассоциации с ЕС создает только проблемы Украине, потому что ожидается рост импорта на 2–4 млрд долларов и вытеснение украинских товаров с внутреннего рынка.
Украинские товары начнут вытесняться европейскими, потому что по 70% товаров импортная пошлина будет обнулена в первые месяцы после подписания соглашения. При этом привести свое производство в соответствие с европейскими техническими стандартами Украина собирается за два года. И на это еще потребуются огромные инвестиции, которых в стране нет.
«Это означает, что сами украинские предприятия не смогут производить ту продукцию, которая будет требоваться европейскими нормами на украинском же рынке. Украина в данном соглашении выступает в роли колонии, которая отказывается от суверенитета в области торговой политики, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, госзакупок, субсидий», – заявил Сергей Глазьев. Поэтому создание зоны свободной торговли Украины с Евросоюзом приведет к падению украинского экспорта и опережающему росту импорта. А для устранения проблем при формировании торгового баланса потребуется девальвация национальной валюты, сопровождающаяся инфляционным шоком.
Не в пользу интеграции с ЕС говорят также последствия присоединения к ЕС молодых членов Евросоюза: Эстонии, Венгрии и других. Как писала газета ВЗГЛЯД, опыт Эстонии, первой из бывших советских республик, перешедшей на европейскую валюту в 2011 году, оказался негативным для ее экономики. Такие же неутешительные прогнозы эксперты делают и для Латвии, которая так стремится стать членом ЕС.
Украина уже просчиталась при оценке эффекта от вступления в ВТО. По оценкам правительства Украины, членство Украины в ВТО должно было стимулировать дополнительный прирост ВВП в объеме 1,5–2 млрд долларов, а при благоприятных условиях – до 4 млрд долларов. А в реальности, замечает Сергей Глазьев, только за первые пять лет импорт Украиной овощей вырос в три раза, в сельском хозяйстве потеряно 500 тыс. рабочих мест, в одной только сахарной отрасли закрыто 10 заводов.