Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшие три года «лишних денег не будет». Поэтому расходная часть бюджета будет сокращена в 2014–2016 годах на 5% по всем статьям, кроме защищенных социальных статей. То есть это не коснется расходов на пенсии, стипендии и т. д. Вместе с тем в ряде случаев сокращение может быть и больше, предупредил Медведев.
Придется всем поджиматься: это касается и бюджетников, и естественных монополий, и всех тех, кто осуществляет госзакупки и получает финансирование из бюджета
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев не исключил, что правительство может сократить на 5–10% незащищенные статьи бюджета в следующие три года.
Министр финансов Антон Силуанов пояснил, что бюджетный маневр состоит в равномерном сокращении расходов на 5% по всем без исключения министерствам и ведомствам, кроме обязательных социальных расходов. Собранные от этого сокращения средства будут направлены на приоритетные проекты, которые правительство определит в ближайшее время. Таким образом, средства будут перераспределены между отдельными расходными статьями. По его словам, точная цифра перераспределения расходов пока не определена, «по годам это варьируется от 100 до 300 млрд рублей».
«Придется всем поджиматься: это касается и бюджетников, это касается и естественных монополий, это, по сути дела, коснется всех тех, кто осуществляет государственные закупки и получает финансирование из федерального бюджета», – заявил Силуанов.
«Каждая из укрупненных статей расходов бюджета, за исключением защищенных, может быть подвергнута ревизии, и наименее приоритетные программы могут быть приостановлены – или же их финансирование частично сокращено», – поясняет суть решения начальник отдела анализа рынков БД «Открытие» Константин Бушуев.
Медведев объясняет необходимость сокращений тем, что бюджет формируется в непростых условиях – волатильность на мировых рынках, замедление экономического роста в России и других странах. Минэкономразвития в конце августа ухудшило все основные макроэкономические прогнозы и на 2013 год, и на предстоящую трехлетку. Экономика будет расти, как ожидается, на 2–3%, но не более 4%, что означает сокращение доходов бюджета.
По данным Минфина, два года подряд – в 2014 и 2015 годах – расходы бюджета будут превышать доходы на 400 млрд рублей. В 2016 году ситуация ожидается еще хуже – дефицит ждут на уровне 600 млрд рублей. Для сравнения: ранее дефицит в 2014 году ожидался лишь около 200 млрд рублей, а в 2015 году бюджет вообще должен был быть сбалансированным.
Что будут сокращать
Силуанов рассказал, что на совещании у президента удалось договориться с Минобороны о переносе части закупок в рамках госпрограммы вооружений (ГПВ) на более поздние сроки. Также продолжается работа над возможной дальнейшей оптимизацией этих расходов. На ГПВ заложено 19 трлн рублей расходов до 2020 года. При этом Силуанов отказался назвать объем расходов, которые будут перенесены.
Ранее эксперты посчитали, что бюджет может сэкономить от 250 млрд до почти 1,2 трлн рублей в следующие три года на переносе на более поздний срок части расходов по ГПВ. Работа экспертов была опубликована на сайте Минфина, но это предложение не вошло в число поддерживаемых ведомством. Однако эта мера не была и полностью отвергнута, а в вошла в категорию «сохраняющих актуальность».
Эксперты объясняли, что сэкономить можно, если снизить цель госпрограммы: оснастить армию современными вооружениями не на 70% к 2020 году, как предлагается в документе, а на 50%. И это будет уровень ведущих зарубежных стран. Плюс эксперты сомневаются, что ОПК реально сможет наращивать объемы производства так быстро, как предлагается в программе вооружений, а также что цены на военную продукцию будут показывать столь высокий рост, как записано в программе.
План по ГПВ – рост выпуска ОПК – на 15,8% в год при росте цен на военную продукцию на 10,5% ежегодно. Эксперты же посчитали, что ОПК реально сможет увеличивать выпуск продукции только на 10% в год, а цены на военные товары будут расти скромнее – всего на 5,7% (в 2014 году, как минимум). Поэтому оборонный сектор просто не сможет освоить в ближайшие три года все те средства, которые на него планируется потратить в рамках госпрограммы.
Поэтому «поджаться» Минобороны можно будет без каких-либо серьезных потерь. В зависимости от разницы планового и реального роста выпуска и планового и реального роста цен на военную продукцию и была посчитана такая бюджетная экономия за три года – от 250 млрд рублей до почти 1,2 трлн рублей.
«Поджиматься» заставят также естественные монополии. МЭР в понедельник предложило заморозить в 2014 году рост тарифов РЖД, ОАО «Россети» и Газпрома как для коммерческих потребителей, так и для населения. В 2015 году индексация тарифов уже произойдет, но будет ограничена уровнем инфляции прошлого года и должна составить не более 5%. Экономия бюджета на этом, посчитал Улюкаев, 420 млрд рублей в 2014–2016 годах. А выпадающие доходы естественных монополий, считает он, заставят компании оптимизировать свои расходы. Ко всему прочему, этот шаг немного подтолкнет экономический рост и снизит инфляцию, считает Улюкаев. Накануне это предложение МЭР было поддержано президентом.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Минфин также поддержал ряд мер по оптимизации бюджета довольно технического характера. При этом отказался от ряда предложений экспертов – например, рассекретить некоторые неоправданно засекреченные статьи расходов, в частности 11% секретных расходов в сфере ЖКХ.
Альтернатива
«Равномерное сокращение расходных статей бюджета вряд ли является оптимальным вариантом, но, с другой стороны, это может быть наиболее быстрым и компромиссным вариантом», – отмечает Константин Бушуев.
Однако у правительства были и альтернативы сокращению расходов на 5%. «Основным из них был вариант расширения заимствований бюджета на текущий год. Но правительство, с одной стороны, не видит выгодной внешней конъюнктуры для текущих объемных размещений облигаций, а с другой стороны, в условиях неопределенности дальнейшей динамики развития мировой экономики затягивание бюджетных поясов – вполне разумное решение», – считает Константин Бушуев. «Но в любом случае такое затягивание поясов может дополнительно замедлить темпы экономического роста в стране», – предупреждает он.
Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов нашел резерв по оптимизации бюджетных расходов без сокращения социальных программ в снижении стоимости госзакупок за счет их оптимизации.
«Федеральная контрактная система, которая вступит в силу с 1 января, дает такую возможность в том числе за счет нормирования затрат, снижения доли несостоявшихся торгов и так далее. По оценкам экспертов ВШЭ, экономический эффект только от уменьшения количества несостоявшихся торгов может достигнуть 300 млрд рублей в год», – отмечает Абызов.
Он приводит успешный пример этого года: внедрение механизмов Федеральной контрактной системы в Росатоме на первом этапе позволило госкорпорации сократить затраты на 10%, а на втором – на 35%, указывает эксперт.
Еще один способ снизить стоимость госзакупок – это развивать конкуренцию. «По данным Счетной палаты, сегодня 70% объектов крупных закупок (более 1 млрд рублей) делаются у одного поставщика. Конкуренция – это удешевление товаров, снижение издержек, повышение качества. Специалисты ВШЭ оценили экономию государства в 170 млрд рублей», – говорит Абызов.
Кроме того, эксперт указывает на необходимость сокращать расходы естественных монополий, что также поможет оптимизировать бюджет. «На площадке Открытого правительства разработана концепция механизма общественного контроля за инвестпрограммами и тарифами естественных монополий. Соответствующая «дорожная карта» внесена в правительство. Первый шаг – формирование советов потребителей, которые будут контролировать инвестрасходы, в том числе и крупные стройки. За счет публичности этого процесса непрофильные затраты естественных монополий должны быть снижены, а расходы на инвестпрограммы – оптимизированы», – считает Абызов.