Владимир Путин провел в Ново-Огарево специальное совещание по бюджетным проектировкам, на котором рассматривались меры, связанные с необходимостью нейтрализовать воздействие замедления экономики и сбалансировать бюджет из-за падения доходов.
В следующем году действительно придется всем поджиматься. Это касается и бюджетников, и естественных монополий
Главным итогом совещания стало то, что президент согласился с предложениями министра экономического развития Алексея Улюкаева и министра финансов Антона Силуанова по борьбе с негативными явлениями в экономике. В первую очередь это касается замораживания тарифов естественных монополий на год. Это можно считать победой Алексея Улюкаева, которому противостоял глава РЖД Владимир Якунин.
«Мы не проводим индексацию тарифов на железнодорожные перевозки в январе 2014 года, а проводим ее в январе 2015 года по уровню инфляции 2014 года, что в наших сегодняшних проектировках означает 4,6%. Не проводим индексацию по газоснабжению и по электрическим сетям в июле 2014 года, а проводим в июле 2015 года, тоже по инфляции 2014 года. В последующие два года проводим индексацию по инфляции предшествующего года», – сказал Улюкаев на ночном брифинге после совещания.
Он уточнил, что при заморозке тарифов в отношении газа и электросетей речь идет как о промышленных потребителях, так и о населении. Что касается железной дороги, то вопрос с пассажирскими перевозками должен быть отдельно обсужден. «В нашем пока варианте учтены грузовые перевозки», – цитирует министра ПРАЙМ. Улюкаев напомнил, что данные меры позволяют Минэкономразвития увеличить прогноз роста ВВП до 3% с 2,8%.
Нельзя сказать, что естественные монополии в восторге от заморозки тарифов. Накануне, еще до совещания, глава РЖД Владимир Якунин рассказал, чем для его компании обернется предложенная Улюкаевым мера. По его словам, потери РЖД составят около 100 млрд рублей, инвестпрограмма сократится почти в четыре раза, произойдет отказ от займов, а убытки будут такими, что ему даже оценку называть было «неприятно».
«Это сильно преувеличенный счет, – прокомментировал Улюкаев. – Так всегда бывает. (Такие решения) всегда встречаются без энтузиазма, естественно, и наши коллеги по ту сторону прилавка, естественно, прилагают некоторые усилия к тому, чтобы быть здесь оппонентами». Он сказал, что, утверждая прогноз экономики и новую тарифную политику, власти не предусматривали автоматического сокращения инвестпрограмм монополий, передает Reuters. «Впереди большая работа по оптимизации ценообразования их поставщиков, изысканию резервов этих компаний», – сказал Улюкаев.
Может быть доволен и министр финансов Антон Силуанов, предложивший «всем поджаться». У него есть на то основания: на совещании были согласованы уточненные параметры бюджета на следующую трехлетку, согласно которым дефицит в 2014 году составит 0,6% ВВП, в 2015 году – около 1%, в 2016 году – снова 0,6%. В июле планировалось, что дефицит федерального бюджета в 2014 году составит 0,5% ВВП, а в 2015-м и 2016 годах – по 0,6% ВВП. Расходы останутся неизменными, а вот доходы из-за дальнейшего замедления экономики, которого ожидает Минэкономразвития, упадут.
«В целом поддержаны бюджетные проектировки. Нам удалось в эти проектировки включить основные параметры указов президента, приоритеты, которые были обозначены президентом, – сказал министр финансов после совещания. – Это потребовало дополнительных ресурсов, и эти ресурсы мы предложили – и президент согласился – изыскать внутри бюджета, не меняя параметров бюджета по расходам». Он оценил перераспределение в 100–300 млрд рублей в год на ближайшие три года.
«В следующем году действительно придется всем поджиматься. Это касается и бюджетников, и естественных монополий, это, по сути дела, коснется всех тех, кто осуществляет государственные закупки и кто получает финансирование из федерального бюджета», – заявил Силуанов. Это означает, что ради выполнения указов президента придется кое-чем пожертвовать. Среди особо пострадавших – Министерство обороны, поскольку Силуанов добился переноса части больших закупок на более поздние сроки.
Что же касается покрытия дефицита бюджета, то Силуанов заверил, что в течение трех ближайших лет использовать средства Резервного фонда Минфин не будет. Значит, остается два варианта, которые и будут задействованы: приватизация и заимствования. Силуанов уточнил, что речь идет о внутренних заимствованиях.
Газета «Коммерсант» сообщила, что Минфин предлагает еще целый ряд мер по балансировке бюджета из-за падения доходов из несырьевого сектора на 1,7 трлн рублей в ближайшие три года. Например, предлагается урегулировать вопрос с беспошлинными поставками нефти Белоруссии, что может дать бюджету 221,8 млрд рублей за три года. Также есть варианты и с налоговыми маневрами.
«Минфин сейчас будет всячески сокращать ожидания по доходам в бюджет, так как нужно каким-то образом объяснить недостачу финансов и причины для сокращения расходных статей, уже анонсированных государством. К этому стоит относиться как к факту и не более того, хотя, возможно, в перспективе полугода мы будем видеть более объективную оценку состояния экономики РФ, чем ранее», – комментирует аналитик Инвесткафе Анна Бодрова. Как ожидается, эти предложения будут рассмотрены уже в четверг на совещании по бюджету у премьер-министра Дмитрия Медведева.