Экономика

26 августа 2013, 21:40

Минтранс предлагает меры снижения стоимости авиабилетов

Фото: ИТАР-ТАСС

Авиакомпаниям разрешат не включать бесплатный багаж в тариф билета. Такие поправки опубликовал Минтранс. Вкупе с разрешением исключить из тарифа стоимость питания на борту и риск возврата билета это позволит снизить цену перевозки на 10–15%. Это также создаст условия для появления у «Аэрофлота» бюджетной авиакомпании, где билеты будут даже на 20–40% дешевле.

Перевозка багажа может быть исключена из тарифа воздушной перевозки. Законопроект, разработанный Минтрансом, предусматривающий введение этой нормы, опубликован на портале раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов.

Если будут приняты все озвученные Минтрансом поправки в Воздушный кодекс, то стоимость билета должна снизиться на 10–15% у традиционных перевозчиков

«В договор воздушной перевозки пассажира может не включаться условие о провозе багажа в пределах установленной нормы без взимания дополнительной платы», – говорится в законопроекте, вносящем изменения в статьи 103 и 106 Воздушного кодекса.

Сейчас в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с перевозкой пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа самолета и не могут быть менее 10 кг на пассажира, говорится в пояснительной записке к проекту документа.

Освобождение авиакомпаний от обязанности резервировать за каждым пассажиром место для бесплатного багажа – это не единственная поправка в Воздушный кодекс страны, которая готовится Минтрансом. Ранее ведомство предложило также разрешить авиакомпаниям не включать в тарифы плату за питание на борту. «Хочешь поесть – покупай, а кто не хочет есть – зачем с него брать деньги?» – говорил заместитель главы Минтранса Валерий Окулов.

Поправки в Воздушный кодекс также предусматривают освобождение авиакомпаний от обязанности компенсировать стоимость авиабилетов в случае отказа пассажиров от полета. «8% авиабилетов пассажиры возвращают. В прошлом году на региональных перевозках авиакомпании заработали 475 млрд рублей. 8% – это 31,6 млрд рублей. Это то, что заплатили остальные пассажиры», – говорил Окулов. Все это поможет снизить себестоимость авиаперевозок и способствовать появлению в России бюджетных авиакомпаний. Ожидается, что Госдума утвердит все эти поправки в Воздушный кодекс до конца этого года.

Предложенный Минтрансом законопроект полностью отвечает зарубежной практике, которая характерна не только для лоукостеров. «Значительная часть американских и европейских авиакомпаний после кризиса 2008 года сделали услугу перевозки багажа платной», – отмечает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Без коррективов лоукостер не взлетит

Авиакомпании, конечно, поддерживают эти изменения. Тот же «Аэрофлот» неустанно говорил о необходимости принятия таких поправок. Кроме закона о багаже, разрешения на введение невозвратных билетов и отказа от обязательного предоставления пассажиру бортового питания нужно также «ослабление зависимости от дорогостоящих монопольных услуг, в том числе в плане топливообеспечения, облегчение условий закупки воздушных судов, развитие и совершенствование аэропортовой структуры в целом», отмечают газете ВЗГЛЯД в пресс-службе «Аэрофлота».

«Это нужно не только для лоукостеров – выиграют все авиаперевозчики. Но лоукостер в России без внесения подобных «коррективов» в существующее транспортное законодательстве просто «не взлетит», – считают в «Аэрофлоте».

Недавно «Аэрофлот» признался, что готов создать лоукост-перевозчика, который может взлететь уже в 2014 году. Однако условием этого является как раз внесение вышеуказанных поправок в Воздушный кодекс страны, а также разрешение принимать на работу иностранных пилотов.

«Билетов по 20–30 евро от лоукостера ожидать не стоит. Такая практика за рубежом чаще всего – из области специальных акций в области маркетинга и рекламы, но реальная экономия по сравнению с магистральными авиакомпаниями ожидается на уровне 20–40%», – отмечают газете ВЗГЛЯД в «Аэрофлоте».

Если не лоукостер

«Если будут приняты все озвученные Минтрансом поправки в Воздушный кодекс – отмена обязательной нормы бесплатного багажа, питания на борту и возврата «невозвратных» тарифов, то стоимость билета должна снизиться на 10–15% у традиционных перевозчиков», – считает Олег Пантелеев.

Но надо понимать, что это относится к самой дешевой категории билетов экономического класса. Премиальные билеты эконом-класса и билеты бизнес-класса это не затронет: в стоимость этих билетов по-прежнему будут входить 10–30 кг бесплатного провоза багажа, питание на борту и возможность возврата и обмена билета без штрафа. «У пассажиров будет возможность при покупке авиабилета выбрать либо самый дешевый тариф без дополнительных услуг и сервиса, либо подороже с включенными в тариф допуслугами», – отмечает Пантелеев.

Таким образом, самый дешевый билет стоит брать тому, у кого нет багажа (только ручная кладь), кто готов не питаться на борту и уверен, что возврат билета ему не понадобится. И, конечно, надо понимать, что самый дешевый билет можно купить лишь заблаговременно, а за пять минут до вылета в продаже остаются только самые дорогие.

Если приобретен авиабилет без багажа, но багаж все-таки имеется, то на регистрации этот багаж можно будет без проблем сдать, но уже за дополнительную плату. «Конечно, это будет дороже. Скорее всего, вы будете оплачивать его не по цене нормы бесплатного багажа, а как будто вы провозите сверхнормативный багаж, а это, как правило, недешевое удовольствие», – ожидает Олег Пантелеев. Ту же ситуацию можно прогнозировать и в случае с платным питанием на борту самолета.

Впрочем, в «Аэрофлоте» говорят, что не обязательно поездка с багажом окажется дороже, чем сейчас: «Ведь тариф перевозки будет ниже, и доплата за багаж не должна стать разорительной».

Такие доходы нам и не снились

В свою очередь авиакомпании смогут на этом сэкономить и подзаработать. Если действительно будет мало багажа, перевозчики смогут заметно сократить время обслуживания воздушного судна, а также сэкономить на топливе, считает Олег Пантелеев. «Каждый килограмм груза, особенно на длительных полетах, приводит к расходу определенного количества топлива. В масштабе всего парка крупной авиакомпании цифра экономии на топливе может оказаться существенной», – уверен эксперт.

В Минтрансе считают, что, если исключить обязательную норму провоза багажа из тарифа, перевозчики смогут сэкономить, частично отказавшись от расходов на процесс регистрации, обработки, загрузки и выгрузки багажа пассажиров. Там подсчитали, что средний тариф за обслуживание пассажиров в российских аэропортах на внутренних воздушных линиях составляет 221 рубль, и в среднем до 20% указанного тарифа связано с обработкой багажа, поясняется в документе ведомства. Но это скорее возможно только в случае с бюджетным перевозчиком.

Традиционные российские авиакомпании не смогут сэкономить на снижении суммы сборов аэропортов, которые занимаются обработкой багажа, считает Пантелеев. «Они все равно будут вынуждены оплачивать обработку багажа, даже если один человек сдает сумку. Аэропортовый сбор не зависит от количества сумок. Конечно, если только авиакомпания не убедит аэропорт в этом, но, скорее всего, во взаимоотношениях с аэропортами разницы никакой не будет», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Но в авиакомпаниях надеются заработать на оказании дополнительных платных услуг – за провоз того же багажа, не включенного в тариф билета. «Как показывает статистика, в прошлом году только 15 крупнейших авиакомпаний США на сборах за багаж «сделали» 3,5 млрд долларов. Нашим такая статья доходов просто не снилась», – отмечают в «Аэрофлоте».

В Минтрансе также считают, что, исключив из тарифа норму бесплатного провоза багажа, авиакомпании смогут использовать освободившуюся провозную емкость воздушного судна для дополнительной коммерческой загрузки.

Так, при эксплуатации воздушного судна Boeing 737 перевозчики смогут дополнительно разместить на борту воздушного судна 2 тыс. кг коммерческого груза. «Учитывая среднюю стоимость перевозки 1 кг груза от 45 рублей, данная мера позволит авиакомпаниям сэкономить 50–90 тыс. рублей с каждого рейса», – подсчитали в Минтрансе. Но это тоже больше подходит для лоукостеров, где все билеты продаются обычно без допуслуг. А традиционные авиакомпании в России вряд ли смогут так активно использовать пассажирские рейсы для коммерческих перевозок, полагает Пантелеев.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Белгородской области уничтожили украинский дрон
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Экс-сотрудник СБУ назвал спланированной операцией трагедию в Одессе

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Стали известны сроки поставки первых F-16 Украине

Первые истребители F-16 могут появиться на Украине после Пасхи, которая в этом году выпадает на 5 мая, заявил представитель воздушных сил ВСУ Илья.

Британцы раскритиковали Латвию за попытки запугивания Россией

Читатели британского издания Daily Mail сочли попыткой «нагнать страха» призывы рижского мэра Вилниса Кирсиса к латышам превращать подвалы в бомбоубежища из-за опасений перед Россией.

Захарова отреагировала на планы Украины использовать женщин в разминировании

Заявление украинского министра экономики Юлии Свириденко о борьбе за гендерное равенство с помощью создания женских отрядов по разминированию сравнимо с «новостями психбольницы», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Вывод американских войск из Нигера назвали «крупной неудачей» США

Ожидаемое сокращение военного присутствия США в африканских странах обернется для Вашингтона «крупной неудачей», которая выгодна России, пишет американская газета The Hill.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Захарова призвала Латвию показать список стран, «разрешивших» Украине бить по России

Латвийской стороне следует подтвердить свое заявление о том, что киевскому режиму якобы разрешили на Западе бить по России, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

ВС России поразили штаб оперативного командования ВСУ «Юг»

Авиация, ракетные войска и артиллеристы Вооруженных сил России за прошедшие сутки поразили штаб оперативного командования украинской армии «Юг», а также живую силу и технику противника в 112 районах, сообщило Минобороны.

На Украине заявили о возможной смене главы минобороны Умерова

Украинский министр обороны Рустем Умеров может уйти с должности на пост министра по инфраструктуре, на это место должен прийти способный к пиару человек, утверждают украинские СМИ со ссылкой на источники.

Рэдклифф заявил о сожалении из-за «трансфобии» Роулинг

Звезда «Гарри Поттера» Дэниэл Рэдклифф отреагировал на недавние высказывания Джоан Роулинг, которая раскритиковала закон о наказании за неправильные местоимения при обращении к трансгендерам в Шотландии.

Спецназовец «Ахмата» откопал себя ножом из-под завалов после удара ВСУ

Командир группы «Ахмат» с позывным «Кыпчак» заявил, что откапывал себя ножом 14 часов из-под завалов, которые образовались из-за атаки украинских военных.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?