Экономика

22 августа 2013, 08:47

Россия нашла деньги на новые атомные ледоколы

Фото: ИТАР-ТАСС

Россия не останется без мощных атомных ледоколов, после того как к 2021 году спишут все суда еще советской постройки. Решен последний вопрос с финансированием строительства двух мощных серийных атомных ледоколов к 2020 году, призванных вывести Севморпуть на новый уровень.

Правительство выделит бюджетные инвестиции на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014–2020 годах, соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Строительство трех новых атомных ледоколов оценивается почти в 100 млрд рублей (первый уже начали строить на Балтийском заводе в 2012 году). Несмотря на трудности бюджета, Минфин нашел средства для выполнения майского приказа президента по возведению этих судов.

Если появятся соответствующие ледоколы, возможна круглогодичная навигация по всему Севморпути

«Это давно ожидавшееся решение, которое мы приветствует. Выделение денег из бюджета означает, что финансирование строительства судов будет гарантировано», – говорит газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко.

Для России это крайне важный шаг. «До 2020 года будет списан действующий атомный ледокольный флот, что подстегивало принятие решения по началу строительства хотя бы части атомных ледоколов – головного и двух серийных. Все эксплуатирующиеся сейчас ледоколы немолодые. Единственный атомный ледокол, который был построен в постсоветское время, – это «50 лет Победы». Все остальные были построены еще в советские годы», – указывает Кравченко. Как планируется, к началу 2021 года останется только один ледокол из ныне работающих – «50 лет Победы».

«При этом Россия – единственная страна, которая строит атомные ледоколы. К тому же наша страна – единственная, которая имеет такую протяженность арктического побережья и такую площадь шельфа. Она активно использует Северный морской путь», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«Ожидается, что к началу 20-х годов эксплуатация Севморпути выйдет на коммерческую основу и, возможно, станет рентабельной. Россия, которая находится в доле СМП и является естественным куратором проекта, может получить большие дивиденды. Но если у нее не будет атомного ледокольного флота, то все это так и останется на бумаге», – говорит Кравченко.

Впрочем, после выделения бюджетных денег сомнений в том, что ледоколы будут построены, нет. «У российской промышленности есть и необходимые ресурсы, и технологический потенциал, и огромный опыт строительства атомных ледоколов», – указывает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Поздновато начали

Однако глава Атомфлота жалуется на потерянное зря время. Сейчас на трассах Северного морского пути работают всего четыре атомных ледокола: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал» и «Таймыр». Пятый ледокол «Советский союз» находится в эксплуатационном резерве. «При тех транзитных объемах перевозок, что есть на данный момент, этого достаточно для организации движения транспорта», – пояснил на днях гендиректор ФГУП «Атомфлот» (входит в Росатом) Вячеслав Рукша.

Но если не будет принято окончательное решение о заказе новых атомных ледоколов класса ЛК-60, то компании, которые разрабатывают шельфы в морях Северного Ледовитого океана, в 2019–2020 годах останутся без достаточного ледокольного обеспечения по Северному морскому пути, объяснил на днях важность проекта Рукша.

Причем, по его словам, Россия уже потеряла один год – 2019-й. «Второй и третий ледоколы мы должны были вводить в 2019–2022 годах. В 2019-м уже точно не будет нового второго ледокола, он будет не раньше 2020-го, а к тому времени проекты «Ямал-СПГ» и ряд других уже будут реализованы», – говорит Рукша.

Дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт будет построен на Балтийском заводе (фото: wikipedia.org)

Он объясняет, что в 2018 году заканчивается срок службы атомных ледоколов с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач». Предполагается, что в декабре 2017 года Атомфлот получит первый в новейшей истории ледокол класса ЛК-60 мощностью 25 МВт, строительство которого уже ведется на Балтийском заводе в Петербурге с октября 2012 года. Его цена – около 38 млрд рублей с НДС. В итоге, сокрушается Рукша, начиная с 2018 года Севморпуть будут обслуживать только три атомных ледокола.

Последний год эксплуатации ледокола «Ямал» – 2020-й. «Если мы не хотим провалить 2019–2020 годы, нам нужны второй и третий ледоколы», – говорит Рукша.

Однако есть один временный вариант решения проблемы – это продление ресурса «Вайгачу» до 200 тыс. часов (сейчас продлен до 150 тыс. часов), что позволит ему поработать еще около четырех лет. «Эта возможность прорабатывается, решение может быть принято в ноябре – декабре», – добавил гендиректор Атомфлота.

Куда плывут

«Новые атомные ледоколы будут участвовать и в проводке судов по Северному морскому пути (СМП), и в освоении месторождений различных полезных ископаемых на шельфе и на материке, причем не только углеводородов, и в обеспечении всеми необходимыми товарами жителей Севера, и в рыболовстве», – указывает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Основную нагрузку при проводке судов по Северному морскому пути при экстремальных условиях несут именно атомные ледоколы. При этом объемы перевозимых по СМП грузов постепенно наращиваются: в 2012 году было перевезено уже свыше 1,2 млн тонн грузов, проведено почти пять десятков судов. Объемы различной деятельности в районе СМП будут только увеличиваться, ледоколов будет требоваться больше, уверен Дмитрий Баранов.

По словам Рукши, необходимость строительства атомных ледоколов нового класса обусловлена не только планами по увеличению грузопотока на Севморпути, но и изменением облика перевозок в принципе: требуется обеспечить безопасное транзитное судоходство, включая восточный сектор, крупнотоннажных судов дедвейтом более 50–70 тыс. тонн.

По словам главы Атомфлота, пока круглогодичная навигация ведется лишь в западном секторе Севморпути в Карском море, а в восточном секторе навигация идет только в летне-осенний период. «Но в будущем, если появятся соответствующие ледоколы, возможна круглогодичная навигация и по всему СМП», – уверяет он.

Резкого роста транзитных грузоперевозок Рукша в ближайшие годы не ждет, но в краткосрочной перспективе сжиженный газ и сырая нефть с месторождений Северного моря и Ямальского полуострова, а в долгосрочной перспективе – углеводородное сырье с шельфа Карского моря будут все больше продаваться на Тихоокеанский рынок через СМП. «Транспортная составляющая здесь эффективней даже, чем при поставках на европейский рынок», – считает Рукша.

Пока же главная задача Атомфлота – ледокольное обеспечение грузопотока из осваиваемых углеводородных месторождений ресурсов Ямальского региона и будущего шельфа в западном секторе СМП. «Наши грузопотоки дадут под 20–25 млн тонн, причем это уже через два–три года», – сообщил гендиректор Атомфлота.

Росатомфлот осуществляет уникальные проводки судов по Севморпути. Осенью 2011 года танкер типоразмера суэцмакс «Владимир Тихонов» прошел по Северному морскому пути и перевез более 120 тыс. тонн газоконденсата в Таиланд, в порт Маптапхут.

В прошлом году был поставлен еще один рекорд на Севморпути: после «Владимира Тихонова» по нему проследовал японский крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74 800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути, оно перевезло более 70 тыс. железорудного концентрата ОАО «Еврохим», произведенного на Ковдорском ГОК.

«СМП активно используют в своей деятельности такие компании, как ГМК «Норильский никель», Росатом, Газпром, ЛУКОЙЛ и Роснефть. Без работы СМП может остановиться жизнь в северных районах Красноярского края, в Якутии, на Чукотке», – отмечает Баранов.

В частности, ГМК «Норильский никель» с 2006 года принял в эксплуатацию пять контейнеровозов ледового класса, которые составляют основу морского флота компании, а с 2011 года успешно эксплуатирует танкер ледового класса. «Весь флот «Норильского никеля» выполняет задачу круглогодичной и гарантированной доставки грузов в Норильский промышленный район и вывоза товарной металлопродукции на внутренний и внешний рынки сбыта», – отмечает Баранов.

Без атомных ледоколов невозможно полноценное освоение нефтегазовых месторождений Арктики, которое Газпром начал еще в 2011 году. Без них сложно реализовать проект «Новатэка» по строительству на полуострове Ямал крупнейшего российского СПГ-завода, который должен заработать уже в 2018 году.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Путин об освобождении Северска: Сказал и сделал. Мужчина
Темы дня

Провальные британские бронемашины придется осваивать Украине

Россия должна «начинать беспокоиться», заявляют в Великобритании и намекают на то, что новейшие бронемашины «Аякс» могут быть переданы Украине. Однако на самом деле беспокоиться должно Минобороны Соединенного Королевства: выяснилось, что платформа «Аякс» является угрозой вовсе не для противника, а для экипажа этой бронемашины, и сам этот проект фактически позорным образом провалился.

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Рютте призвал Европу готовиться «сражаться с русскими»

Азаров: Я мог убедить Януковича подавить госпереворот силой

Обманутая мошенниками пианистка Адфельдт решила вернуть себе проданную квартиру

Новости

В Восточной Европе возмутились новой стратегией нацбезопасности США

Анализ публикаций СМИ и соцсетей показал преобладание негативных оценок новой стратегии нацбезопасности США в Польше, Чехии и Словакии, в отличие от Венгрии.

В Финляндии назвали причину перевооружения Европы

Перевооружение европейских стран вызвано не опасениями перед Россией, а неудачей Евросоюза на Украине, заявил финский политик Армандо Мема, член партии «Альянс свободы».

Актер Добронравов рассказал о желании дочерей связать жизнь с искусством

Актер Виктор Добронравов рассказал, что его дочери учатся в школе Сергея Казарновского и проявляют интерес к творческим профессиям.

На Украине дроны применили для попытки заказного убийства

В Сокольниках возле Львова дрон ударил по коттеджу, полиция рассматривает случившееся как попытку убийства с применением дрона, сообщают украинские СМИ.

Военных ВСУ после возвращения из самоволки начали отправлять в штурмовики

Украинские военные теперь не могут перевестись в желаемое подразделение после возвращения из самовольного оставления части (СОЧ), для них предусмотрен перевод в штурмовые части, пишут местные СМИ.

Глава правительства Болгарии объявил о досрочной отставке кабмина

Премьер-министр Болгарии Росен Желязков объявил о добровольной отставке правительства на фоне крупных акций протеста.

Путин объявил о введении семейной выплаты в дополнение к другим мерам поддержки

Президент России Владимир Путин объявил о новой мере поддержки семей с детьми, позволяющей получить возврат налога при доходе ниже полутора прожиточных минимумов.

Мерц сообщил о передаче Трампу предложения о территориальных уступках Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что президенту США Дональду Трампу было представлено предложение о территориальных уступках Украины в рамках мирного урегулирования.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Карлсон назвал Россию самым выгодным союзником для США

Американский журналист Такер Карлсон высказал мнение, что Россия могла бы быть самым близким и выгодным союзником для Соединенных Штатов.

Сенатор США Грэм призвал захватывать российские танкеры с нефтью

Американский сенатор Линдси Грэм (внесен в России в перечень террористов и экстремистов) предложил применять захват танкеров, как у побережья Венесуэлы, к российским судам из так называемого теневого флота.

Путин заявил об индексации на 7,6% страховых пенсий с 1 января

Страховые пенсии по старости для российских граждан с 1 января 2026 года увеличат на 7,6%, что превысит ожидаемые темпы инфляции, социальные пенсии будут проиндексированы с 1 апреля, заявил президент России Владимир Путин.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов