Правительство выделит бюджетные инвестиции на строительство двух серийных универсальных атомных ледоколов в 2014–2020 годах, соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Строительство трех новых атомных ледоколов оценивается почти в 100 млрд рублей (первый уже начали строить на Балтийском заводе в 2012 году). Несмотря на трудности бюджета, Минфин нашел средства для выполнения майского приказа президента по возведению этих судов.
Если появятся соответствующие ледоколы, возможна круглогодичная навигация по всему Севморпути
«Это давно ожидавшееся решение, которое мы приветствует. Выделение денег из бюджета означает, что финансирование строительства судов будет гарантировано», – говорит газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко.
Для России это крайне важный шаг. «До 2020 года будет списан действующий атомный ледокольный флот, что подстегивало принятие решения по началу строительства хотя бы части атомных ледоколов – головного и двух серийных. Все эксплуатирующиеся сейчас ледоколы немолодые. Единственный атомный ледокол, который был построен в постсоветское время, – это «50 лет Победы». Все остальные были построены еще в советские годы», – указывает Кравченко. Как планируется, к началу 2021 года останется только один ледокол из ныне работающих – «50 лет Победы».
«При этом Россия – единственная страна, которая строит атомные ледоколы. К тому же наша страна – единственная, которая имеет такую протяженность арктического побережья и такую площадь шельфа. Она активно использует Северный морской путь», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
«Ожидается, что к началу 20-х годов эксплуатация Севморпути выйдет на коммерческую основу и, возможно, станет рентабельной. Россия, которая находится в доле СМП и является естественным куратором проекта, может получить большие дивиденды. Но если у нее не будет атомного ледокольного флота, то все это так и останется на бумаге», – говорит Кравченко.
Впрочем, после выделения бюджетных денег сомнений в том, что ледоколы будут построены, нет. «У российской промышленности есть и необходимые ресурсы, и технологический потенциал, и огромный опыт строительства атомных ледоколов», – указывает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Поздновато начали
Однако глава Атомфлота жалуется на потерянное зря время. Сейчас на трассах Северного морского пути работают всего четыре атомных ледокола: «50 лет Победы», «Вайгач», «Ямал» и «Таймыр». Пятый ледокол «Советский союз» находится в эксплуатационном резерве. «При тех транзитных объемах перевозок, что есть на данный момент, этого достаточно для организации движения транспорта», – пояснил на днях гендиректор ФГУП «Атомфлот» (входит в Росатом) Вячеслав Рукша.
Но если не будет принято окончательное решение о заказе новых атомных ледоколов класса ЛК-60, то компании, которые разрабатывают шельфы в морях Северного Ледовитого океана, в 2019–2020 годах останутся без достаточного ледокольного обеспечения по Северному морскому пути, объяснил на днях важность проекта Рукша.
Причем, по его словам, Россия уже потеряла один год – 2019-й. «Второй и третий ледоколы мы должны были вводить в 2019–2022 годах. В 2019-м уже точно не будет нового второго ледокола, он будет не раньше 2020-го, а к тому времени проекты «Ямал-СПГ» и ряд других уже будут реализованы», – говорит Рукша.
Дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт будет построен на Балтийском заводе (фото: wikipedia.org) |
Он объясняет, что в 2018 году заканчивается срок службы атомных ледоколов с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач». Предполагается, что в декабре 2017 года Атомфлот получит первый в новейшей истории ледокол класса ЛК-60 мощностью 25 МВт, строительство которого уже ведется на Балтийском заводе в Петербурге с октября 2012 года. Его цена – около 38 млрд рублей с НДС. В итоге, сокрушается Рукша, начиная с 2018 года Севморпуть будут обслуживать только три атомных ледокола.
Последний год эксплуатации ледокола «Ямал» – 2020-й. «Если мы не хотим провалить 2019–2020 годы, нам нужны второй и третий ледоколы», – говорит Рукша.
Однако есть один временный вариант решения проблемы – это продление ресурса «Вайгачу» до 200 тыс. часов (сейчас продлен до 150 тыс. часов), что позволит ему поработать еще около четырех лет. «Эта возможность прорабатывается, решение может быть принято в ноябре – декабре», – добавил гендиректор Атомфлота.
Куда плывут
«Новые атомные ледоколы будут участвовать и в проводке судов по Северному морскому пути (СМП), и в освоении месторождений различных полезных ископаемых на шельфе и на материке, причем не только углеводородов, и в обеспечении всеми необходимыми товарами жителей Севера, и в рыболовстве», – указывает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Основную нагрузку при проводке судов по Северному морскому пути при экстремальных условиях несут именно атомные ледоколы. При этом объемы перевозимых по СМП грузов постепенно наращиваются: в 2012 году было перевезено уже свыше 1,2 млн тонн грузов, проведено почти пять десятков судов. Объемы различной деятельности в районе СМП будут только увеличиваться, ледоколов будет требоваться больше, уверен Дмитрий Баранов.
По словам Рукши, необходимость строительства атомных ледоколов нового класса обусловлена не только планами по увеличению грузопотока на Севморпути, но и изменением облика перевозок в принципе: требуется обеспечить безопасное транзитное судоходство, включая восточный сектор, крупнотоннажных судов дедвейтом более 50–70 тыс. тонн.
По словам главы Атомфлота, пока круглогодичная навигация ведется лишь в западном секторе Севморпути в Карском море, а в восточном секторе навигация идет только в летне-осенний период. «Но в будущем, если появятся соответствующие ледоколы, возможна круглогодичная навигация и по всему СМП», – уверяет он.
Резкого роста транзитных грузоперевозок Рукша в ближайшие годы не ждет, но в краткосрочной перспективе сжиженный газ и сырая нефть с месторождений Северного моря и Ямальского полуострова, а в долгосрочной перспективе – углеводородное сырье с шельфа Карского моря будут все больше продаваться на Тихоокеанский рынок через СМП. «Транспортная составляющая здесь эффективней даже, чем при поставках на европейский рынок», – считает Рукша.
Пока же главная задача Атомфлота – ледокольное обеспечение грузопотока из осваиваемых углеводородных месторождений ресурсов Ямальского региона и будущего шельфа в западном секторе СМП. «Наши грузопотоки дадут под 20–25 млн тонн, причем это уже через два–три года», – сообщил гендиректор Атомфлота.
Росатомфлот осуществляет уникальные проводки судов по Севморпути. Осенью 2011 года танкер типоразмера суэцмакс «Владимир Тихонов» прошел по Северному морскому пути и перевез более 120 тыс. тонн газоконденсата в Таиланд, в порт Маптапхут.
В прошлом году был поставлен еще один рекорд на Севморпути: после «Владимира Тихонова» по нему проследовал японский крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74 800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути, оно перевезло более 70 тыс. железорудного концентрата ОАО «Еврохим», произведенного на Ковдорском ГОК.
«СМП активно используют в своей деятельности такие компании, как ГМК «Норильский никель», Росатом, Газпром, ЛУКОЙЛ и Роснефть. Без работы СМП может остановиться жизнь в северных районах Красноярского края, в Якутии, на Чукотке», – отмечает Баранов.
В частности, ГМК «Норильский никель» с 2006 года принял в эксплуатацию пять контейнеровозов ледового класса, которые составляют основу морского флота компании, а с 2011 года успешно эксплуатирует танкер ледового класса. «Весь флот «Норильского никеля» выполняет задачу круглогодичной и гарантированной доставки грузов в Норильский промышленный район и вывоза товарной металлопродукции на внутренний и внешний рынки сбыта», – отмечает Баранов.
Без атомных ледоколов невозможно полноценное освоение нефтегазовых месторождений Арктики, которое Газпром начал еще в 2011 году. Без них сложно реализовать проект «Новатэка» по строительству на полуострове Ямал крупнейшего российского СПГ-завода, который должен заработать уже в 2018 году.