Экономика

10 июля 2013, 08:51

Россия поставила новое условие ЕС по полетам через Сибирь

Фото: ИТАР-ТАСС

Переговоры России и ЕС об отмене транссибирских роялти заморожены. ЕС считает, что выполнил предыдущее требование России, и теперь хочет обещанной отмены налога на перелеты своих авиакомпаний через Сибирь в Азию. Однако Россия требует большего – разрешить отечественным авиакомпаниям летать из Европы в третьи страны.

Зампредседателя Еврокомиссии Сиим Каллас и министр транспорта России Максим Соколов в марте этого года возобновили переговоры об отмене транссибирских роялти, однако сейчас переговоры на эту тему заморожены, рассказал ИТАР-ТАСС источник, знакомый с ходом переговоров. ЕС считает, что выполнил предыдущее условие России для отмены роялти, и теперь требует выполнения обещаний с российской стороны.

Некоторые новые перелеты должны были бы быть освобождены от уплаты роялти, но, к сожалению, этого не произошло

Дело в том, что в прошлом году Россия стала использовать обещание отменить транссибирские роялти как аргумент против введенного ЕС в одностороннем порядке углеродного налога для всех авиакомпаний, в том числе российских. ЕС ранее принял собственный закон, по которому все гражданские самолеты, летящие в его зону или вылетающие оттуда, должны платить за эмиссию парниковых газов, поскольку это наносит вред окружающей среде. Впрочем, таким нововведением были недовольны не только в России, но и в США и в Китае.

В итоге в конце прошлого года ЕС заморозил включение иностранных авиакомпаний в систему торговли квотами на выбросы парниковых газов в атмосферу (EU ETS) до ноября 2013 года, рассчитывая, что к тому времени Международная организация гражданской авиации (ICAO) согласует общемировую модель контроля за авиационными выбросами.

В свою очередь, предполагалось, что уже в 2013 году Россия частично отменит роялти, а с 2014 года – полностью. Однако сейчас роялти по новым транссибирским маршрутам продолжают взымать, говорит источник. Кроме того, теперь российские авиавласти на переговорах с рядом стран Евросоюза стали связывать вопрос отмены роялти с получением дополнительных коммерческих прав на полеты по «пятой свободе», добавляет источник.

«Сейчас «Аэрофлот» может летать из Европы в третьи страны только в рамках код-шеринговых соглашений. К примеру, «Аэрофлот» может продавать билеты из Москвы в Нью-Йорк с пересадкой, например, в Берлине (или Париже). До европейского города полеты осуществляются бортом «Аэрофлота», но в Берлине пассажиры пересаживаются на борт Lufthansa и летят до Нью-Йорка. Потому что «Аэрофлот» не имеет разрешения на такие перелеты», – поясняет понятие «пятой свободы воздуха» отраслевой эксперт БКС Игорь Краевский.

По словам источника, Евросоюз готов поддержать эту инициативу по либерализации воздушного сообщения с Россией, но без отмены роялти этот вопрос в повестке дня не стоит.

Пресс-секретарь представительства Евросоюза в России Сорен Либориус также напомнил, что Россия приняла на себя международные обязательства (в части транссибирских перелетов), по которым ни один перелет не должен подпадать под действие роялти, начиная с 1 января 2014 года. «Мы ожидаем, что Россия будет соблюдать эти обязательства. Мы отметили, что некоторые новые перелеты должны были бы быть освобождены от уплаты роялти, но, к сожалению, этого не произошло», – отметил Либориус. По его словам, ЕС рассчитывает на поддержку ICAO.

В российском Минтрансе не смогли предоставить оперативный комментарий, но источник в ведомстве подтвердил, что переговоры по отмене роялти заморожены до сентябрьской сессии ICAO.

Наследие СССР

Транссибирские роялти платят иностранные авиакомпании, в основном европейские, еще с 1960-х годов. Исторически доходы от них получал «Аэрофлот». По сути это дополнительный налог на перелеты европейских самолетов через воздушное пространство Сибири на маршруте Европа – Азия. Другого комфортного пути для перелета из Европы в Азию просто нет. Технически можно летать через Северный полюс, но это вдвое длиннее, чем через Сибирь, и, соответственно, дороже.

Европа давно пытается заставить Россию отменить транссибирские роялти. И РФ периодически обещает это сделать. Еще в 2006 году между Россией и ЕС был подписан протокол об отмене дополнительного налога на пересечение воздушного пространства не позднее декабря 2013 года. Однако долгое время этот протокол считался недействительным.

В 2011 году МЭР пообещало ввести в действие этот протокол от 2006 года, назывался даже срок отмены роялти с 1 января 2014 года. Тогда Россия поставила условие – скорейшее вступление России в ВТО, а именно в декабре 2011 года. Европейские чиновники не раз заявляли, что не могут дать добро на вступление в торговую организацию без отмены этих роялти. Вступление в ВТО состоялось, но позже – в августе 2012 года.

При этом ни одно из соглашений ВТО не предполагает отмену роялти, а ведение переговоров на эту тему было жестом доброй воли российского правительства, говорит Игорь Краевский. Теперь, когда Россия уже в ВТО, такой политический жест теряет свою актуальность.

После отмены ЕС углеродного закона отменять роялти снова нет необходимости. Впрочем, ЕС сделал это не только для российских перевозчиков и не только по причине позиции РФ, указывает аналитик компании «Финам» Алексей Захаров. Поэтому неудивительно, что РФ хочет получить что-то большее.

Выгоды и потери

Точная сумма транссибирских роялти не раскрывается. Хотя Виталий Савельев еще при вступлении в должность гендиректора «Аэрофлота» обещал ее не скрывать, но эта цифра все еще остается «коммерческой тайной». «По косвенным данным, «пролетные» составляют примерно 300 млн долларов, по другой оценке – могут доходить до 500 млн. Из них «Аэрофлот» получает 60%, то есть речь идет о сумме 180–300 млн долларов», – говорит Захаров.

Отмена роялти выльется в потерю дополнительных доходов для «Аэрофлота». Но к обострению конкуренции для российских авиакомпаний на маршруте Европа – Азия со стороны европейских авиакомпаний это вряд ли приведет, считает эксперт. Европейские авиакомпании свободно летают, просто перекладывают расходы на пассажиров, изначально закладывая их в тариф билета.

«При этом не факт, что за счет получения прав на полеты из Евросоюза в третьи страны «Аэрофлот» сможет компенсировать выпадающие доходы от отмены роялти», – говорит Краевский. «Для этого нужно успешно конкурировать с европейскими перевозчиками «у них дома». Экономика «Аэрофлота» вряд ли это позволит», – добавляет Захаров.

К тому же, получение такого права может быть интересно далеко не всем российским авиакомпаниям, а скорее всего, только трем – «Аэрофлоту», S7 и «Трансаэро», считает Краевский.

«В любом случае, если будет принято политическое решение об отмене роялти, то, скорее всего, взамен государство предложит другие инструменты, компенсирующие выпадающие доходы от роялти. Например, государство может предоставить субсидии или послабления по региональным перевозкам в виде обнуления НДС», – предполагает Краевский.

Савельев ранее не скрывал, что в период 2003–2009 гг. «Аэрофлот» без учета «пролетных» денег был убыточным. «Не думаю, что сейчас ситуация изменилась. Тем более что «Аэрофлоту» требуется много средств на интеграцию в свой состав авиакомпаний, доставшихся в наследство от Ростехнологий», – отмечает Захаров.

Интересно, что государство само хотело забрать у «Аэрофлота» большую часть транссибирских роялти и отдать их Росавиации, чтобы та направила их на развитие отрасли. Однако, по неофициальным данным «Ведомостей», «Аэрофлоту» удалось сохранить львиную долю дохода. В прошлом году компания отдала Росавиации лишь 15% от общей суммы роялти в 200 млн долларов, полученной от иностранных перевозчиков. Если это так, то у компании должно остаться 170 млн долларов. В предыдущие годы Росавиация получала от «Аэрофлота» около двух третей «пролетных» платежей.

Государство решило оставить доходы от роялти у авиакомпании, потому что ей надо развивать переданные от Ростехнологий убыточные авиакомпании, дотировать «дочки», создавать Дальневосточную компанию и еще бюджетную авиакомпанию.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Минобороны объявило об освобождении Суджи, Мелового и Подола
Темы дня

Чем война СССР с Финляндией напоминает украинскую спецоперацию

85 лет назад, 13 марта 1940 года, вступил в силу Московский мирный договор, завершивший войну СССР с Финляндией. Причиной ее было желание советского руководства отодвинуть военную инфраструктуру, способную угрожать Ленинграду, и добиться нейтрального статуса Финляндии. Есть у тех событий ряд параллелей с современными событиями вокруг Украины.

Высшее образование приблизят к интересам рынка труда

Слова спикера Совфеда Валентины Матвиенко о сокращении приема абитуриентов из «глубинки» в столичные вузы вызвали оживленную дискуссию. В СФ уточнили, что это была «иллюстрация к вопросу», а не инициатива ограничить абитуриентов в правах. В экспертной среде говорят, что с практикой штамповать студентов, которые не будут востребованы на рынке труда, надо покончить, но при этом возможность получать образование в лучших вузах страны должна быть у всех.

Минченко: Военная форма на Путине – это демонстрация жесткой позиции

Посол России в Британии назвал условие прекращение боевых действий на Украине

Британию и Францию заподозрили в причастности к атаке дронов ВСУ на Москву

Новости

Эксперт указал на необходимость огневого контроля украинских Сум

Сумы стали главной логистической тыловой базой ВСУ на время вторжения в Курскую область. Поэтому при создании зоны безопасности ВС России следует занять передовые позиции так, чтобы населенный пункт оказался в зоне досягаемости российской артиллерии, сказал газете ВЗГЛЯД Федор Громов. Ранее Владимир Путин в ходе совещания в Курской области предложил создать зону безопасности вдоль границы России.

У Украины закончились американские ракеты ATACMS

Украина полностью израсходовала все американские ракеты ATACMS, поставленные США, сообщило AP News.

Минобороны объявило об освобождении Суджи, Мелового и Подола

Подразделения группировки войск «Север» освободили населенные пункты Меловой, Подол и Суджа в ходе наступательных действий в Курской области, сообщили в Минобороны.

ФСБ предотвратила отправку бомб участникам СВО под видом парфюма

ФСБ России предотвратила серию покушений, в ходе которых украинские спецслужбы планировали отправить участникам спецоперации бомбы, замаскированные под парфюмерные наборы.

Британия и Франция занялись поиском гарантий безопасности Украины

Министр обороны Франции Себастьян Лекорню заявил, что под руководством Франции и Британии пятнадцать стран начнут планировать гарантии безопасности для Украины на следующей неделе, сообщило издание Politico.

Премьер Грузии назвал главу МИД Эстонии некомпетентным неучем

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что министр иностранных дел Эстонии Маркус Цахкна является «абсолютно некомпетентным», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Bloomberg: Инвесторы сделали ставку на возвращение России на рынки

Инвесторы начали активно скупать российские облигации, ожидая смягчения санкций США и возвращения России на мировые финансовые рынки, сообщили эксперты Bloomberg.

Верховный суд поддержал взыскание 358,7 млрд рублей с Олега Кана

Верховный суд России отказался пересматривать решение о взыскании 358,7 млрд рублей с рыбопромышленников, включая «крабового короля» Олега Кана, за нарушение законодательства в сфере экономической безопасности.

Умерла композитор София Губайдулина

Всемирно известный композитор София Губайдулина, известная благодаря музыке к фильмам «Маугли» и «Чучело», скончалась на 94-м году жизни, сообщает мэрия Казани.

Самолет спецпосланника США Уиткоффа приземлился в Москве

Самолет Gulfstream G650, на борту которого находился спецпосланник президента США Дональда Трампа Стивен Уиткофф, прибыл в московский аэропорт Внуково, вылетев ранее из Дохи.

Дуда призвал США разместить ядерное оружие в Польше

Президент Польши Анджей Дуда призывает США переместить ядерное оружие в Польшу, что обеспечит большую безопасность для региона, сообщила газета The Financial Times.

Захарова обвинила Зеленского и Европу в желании «эскалации и бойни»

Владимир Зеленский и поддерживающие его натовские страны Европы препятствуют мирному урегулированию, их основной задачей является «эскалация и бойня», сообщил представитель МИД России Мария Захарова.
Мнения

Василий Стоякин: Для реальных переговоров Украине нужен другой президент

Посмотрим – смогут ли США свалить Зеленского. При всей несопоставимости веса президента США и украинского узурпатора не забываем – на стороне последнего антитрамповские силы в Европе и США.

Тимофей Бордачёв: России суждено раскалывать Запад

Если мы допустим, что единство коллективного Запада было временным явлением, то для России актуализируется вопрос: нужно ли как-то помогать расколу между США и Европой?

Андрей Быстрицкий: ИИ подталкивает человечество к новому каменному веку

Появление искусственного интеллекта как нового, потенциально очень мощного ресурса неизбежно повлечет и просто рост конкуренции между людьми, и, вероятно, изменение ее качества. Возможны разные варианты, причем некоторые могут оказаться очень драматическими.
Вопрос дня

Как правильно встречать китайский Новый год?