Экономика

17 мая 2013, 21:40

Минтранс выделит субсидии на покупку SSJ-100 и Ан-148

Фото: ИТАР-ТАСС

Для развития региональных авиаперевозок решено субсидировать покупку Sukhoi Superjet-100 и Ан-148, а также создание новых маршрутов. Это сделает эксплуатацию отечественной техники рентабельной, говорят эксперты. Заявляя при этом, что на сугубо региональных маршрутах нужен не SSJ-100, а совсем другой самолет.

Минтранс в рамках программы развития региональных авиаперевозок намерен в 2013 году выделить 700 млн рублей на субсидирование закупок самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) и Ан-148, заявил министр транспорта Максим Соколов на совещании в Пятигорске. 

Это будет серьезное подспорье для тех компаний, которые планируют развивать наши региональные перевозки

В прошлом году также действовала программа субсидирования лизинговых платежей. Тогда этой мерой воспользовались шесть авиакомпаний: РусЛайн, «Томск Авиа», «Таймыр», «АК Барс Аэро», «Авиа Менеджмент Групп» и «Якутия». Они приобрели 23 самолета, в частности семь CRJ-200 и пять ATR 42-500. Всего в прошлом году на эти цели было направлено 1,5 млрд рублей, однако освоено было лишь 934 млн рублей.

На 2013 год объем субсидий на эти цели увеличили на 10% до 2,15 млрд рублей как раз за счет добавления примерно 700 млн рублей для закупки отечественных самолетов SSJ-100 и Ан-148. В прошлогоднюю программу эти два отечественных лайнера не попали, потому что субсидии можно было получить только при покупке самолетов вместимостью до 72 мест. У SSJ-100 и Ан-142 вместимость от 70 кресел и выше.

«Это будет серьезное подспорье для тех компаний, которые планируют развивать наши региональные перевозки», – отметил Соколов.

В марте на совещании с премьером Соколов говорил, что Росавиация решила выделить субсидии в 1,2 млрд рублей на покупку 26 самолетов SSJ-100, Ан-148 и Ан-140, чтобы поддержать производство этих лайнеров.

Сейчас в России эксплуатируются 294 региональных лайнера, из них 196 – иностранные. Современных самолетов российского производства всего 13: три Ан-140 и 10 Ан-148. Плюс еще 12 самолетов SSJ-100: 10 у «Аэрофлота» и два у компании «Якутия». До конца 2013 года один SSJ-100 получит Газпромавиа, два самолета могут быть переданы авиакомпании «Московия».

К 2030 году, по расчетам Минтранса, стране необходимо иметь 500–600 региональных самолетов.

Базовая версия самолета SSJ-100 (перевозит 70–100 человек) стоит 35,4 млн долларов, а версия с увеличенной дальностью полета – 36,2 млн долларов (в каталожных ценах). SSJ-100 на 5–10 млн долларов дороже своего ближайшего конкурента на российском рынке – регионального самолета Ан-148 (70–80 кресел) и его удлиненной версии Ан-158 (до 99 кресел). Каталожная цена Ан-148/158 составляет 25–30 млн долларов.

Не то, что надо

Но SSJ-100 – это не тот самолет, который нужен авиакомпаниям для местных и региональных перевозок.

«SSJ – это ближнемагистральный самолет, а не региональный. Если в Европе он еще может быть региональным ввиду развитости инфраструктуры, небольших расстояний и высокого пассажиропотока, то в России нет. У нас многие аэропорты не имеют твердого покрытия, куда SSJ-100 сядет, и наполнить его очень тяжело, нет такого пассажиропотока. Та же «Якутия» после эксплуатации этого самолета заявила, что для них он великоват, что им надо что-то поменьше и более пригодное к российским условиям. В итоге параллельно они закупают турбовинтовые самолеты Bombardier Q400 на 70–78 кресел», – говорит газете ВЗГЛЯД редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.

И власти это прекрасно понимают. Буквально в августе прошлого года Соколов отмечал, что SSJ-100 сейчас не подходит для региональных перевозок, так как имеет слишком большое количество кресел – 75 или 95. Субсидирование такого большого реактивного самолета с таким большим количеством пассажирских мест возможно, но экономическая эффективность этого шага, по мнению министра, весьма сомнительна. Его можно будет использовать на региональных авиалиниях не ранее чем через пять–семь лет, говорил Соколов.

«Самые востребованные машины для региональной авиации – это самолеты на 20–50 кресел. Все они должны быть турбовинтовыми с возможностью посадки на грунт. Турбовинтовые машины имеют несколько меньшую скорость, зато в два раза экономичнее турбореактивных и имеют более широкие возможности для эксплуатации в российских условиях», – поясняет Гусаров.

Для развития региональных перевозок в первую очередь надо субсидировать покупку Ан-140, а больше из отечественного ничего и нет, считает он. «Однако в силу отсутствия господдержки частного самарского предприятия «Авиакор» (подконтрольно Олегу Дерипаске), на котором они собираются, завод не в состоянии развить серийное производство. Оно тут штучное. Плюс нет развитой системы сервисного обслуживания», – отмечает эксперт.

Не случайно корпорация «Ростех» ведет переговоры с Bombardier о создании совместного предприятия для сборки самолетов Q-400 в Ульяновске с объемом инвестиций около 100 млн долларов. «В Ростехе понимают, что это тот самолет, который сегодня востребован в РФ для региональных перевозок», – говорит Гусаров.

SSJ-100– это не тот самолет, который нужен авиакомпаниям для местных и региональных перевозок

Впрочем, в целом поддержка авиакомпаний, покупающих отечественные лайнеры, – правильная позиция. Правда, программа субсидирования ставок лизинга вряд ли поможет увеличить продажи SSJ-100 и Ан-148, считает Роман Гусаров. На самом деле проблем с заказами у этих лайнеров нет, беда в том, что производственные возможности заводов ограничены. Так, портфель твердых заказов SSJ-100 оценивается в 170 единиц.

«Но субсидии помогут тем авиакомпаниям, которые уже законтрактовали самолет, в частности авиакомпании «Якутия». Субсидирование ставок лизинга поможет сделать эксплуатацию этого самолета более-менее рентабельной», – говорит Гусаров.

Что касается Ан-148, то ОАК практически прекратил продажу этого самолета и не планирует расширять производство. «Все заказы, которые есть, – это госзаказы. Выпускаются всего несколько штук в год. Выиграет от субсидирования кредитов разве что авиакомпания «Ангара», которая взяла в лизинг несколько Ан-148 в прошлом году», – добавляет эксперт.

Новый подход

Впрочем, субсидирование лизинга самолетов – это лишь одна часть программы развития региональной авиации. В частности, еще 300 млн рублей направят на реализацию пилотного проекта в Приволжском федеральном округе по субсидированию внутрирегиональных авиаперевозок. Миллиарды направят на развитие аэропортовой инфраструктуры.

Плюс появилась принципиально новая программа, которая в корне отличается от прежних мер господдержки авиаперевозок, уверяют в Минтрансе. Она отличается также от проекта, реализуемого в Приволжском федеральном округе. Если ранее субсидирование направлялось на снижение стоимости тарифа, то сейчас будут субсидироваться не пассажиры, а маршруты, в первую очередь новые.

Перечень маршрутов формирует перевозчик на основании конкретных критериев. Так, определены восемь узловых аэропортов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Ростов-на-Дону и Минеральные Воды. Государство поддержит новые маршруты из этих городов в другие региональные города.

Один из критериев создания нового маршрута – это расстояние 1,2–1,8 тыс. км от узлового аэропорта. Второй критерий – пассажиропоток на субсидируемом авиамаршруте должен быть до 10 тыс. человек. Это даст толчок к развитию новых маршрутов и поддержит пока еще «не раскатанные». В СССР насчитывалось около 5 тыс. направлений внутренних авиаперевозок, тогда как сейчас сеть авиамаршрутов составляет всего 1305 воздушных линий.

Полномасштабная реализация программы развития региональных авиаперевозок начнется в июле, когда на нее будет направлено 1,5 млрд рублей, сообщил министр транспорта. Причем речь идет исключительно о федеральной поддержке, передает «Бизнес-ТАСС».

Субсидирование маршрутов снижает риски авиакомпаний при открытии новых направлений полетов, говорит газете ВЗГЛЯД эксперт по гражданской авиации компании Infomost Борис Рыбак.

«Для того чтобы авиакомпании запустить новый маршрут, нужно инвестировать несколько миллионов долларов. Раскатка маршрута может занимать три–шесть месяцев, на протяжении которых авиакомпания летает себе в убыток. Часто бывает так, что авиакомпания инвестировала средства в раскатку нового маршрута, но он так и не стал коммерчески выгодным, она вынуждена его закрыть. Поэтому авиакомпания сто раз подумает, перед тем как открывать новый маршрут, например, из Казани в Псков», – отмечает Рыбак.

Причем самые проблемные города, по его словам, с населением 300–500 тыс. человек. «Вроде там пассажиры присутствуют, но в воздух их поднять невозможно, все привыкли ездить на автобусах или по железной дороге. Псков, например, заколдованный город, туда уже все пытались летать, но ничего не получается», – говорит Рыбак.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Землетрясение магнитудой 7,0 произошло вблизи Аляски
Темы дня

Польский гонор настиг Германию

Канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Польши Дональд Туск поссорились. Их переговоры в столице ФРГ должны были быть посвящены актуальным проблемам НАТО, но превратился в препирательство о том, должны ли немцы заплатить полякам репарации за Вторую мировую войну. России такое развитие событий на руку.

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не видел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

Лурье отказалась отзывать жалобу после заявлений Долиной о возврате денег

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

Axios: Зеленский обсудил с Уиткоффом и Кушнером территории и гарантии

Президент Украины Владимир Зеленский в ходе двухчасового телефонного разговора со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом и зятем президента Джаредом Кушнером обсудил территориальный вопрос и возможные гарантии безопасности со стороны США.

Хегсет подтвердил планы США по ядерным испытаниям

Пентагон подтвердил модернизацию ядерной триады и проведение США новых ядерных испытаний наравне с другими державами. Об этом сообщил шеф Пентагона Пит Хегсет.

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Россияне столкнулись с «синим экраном смерти» после обновления Windows 11

Пользователи Windows 11 из России сообщили о появлении «синего экрана смерти» и проблемах с SSD после последнего обновления, сообщили СМИ.

В Белоруссии заявили о национализации крупных предприятий

В Белоруссии планируют национализировать несколько крупных предприятий, среди которых производитель обуви «Белвест» и строительная компания «Минскпромстрой», заявил секретарь ЦК КПБ Петр Петровский.

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море

Анкара выразила Москве и Киеву обеспокоенность по поводу риска эскалации войны из-за атак на торговые суда в Черном море, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.

Молдавия запросила помощь у Румынии из-за отключений света на Украине

Из-за перебоев в энергосетях на Украине Молдавия обратилась к Румынии с просьбой о срочных поставках электроэнергии для предотвращения масштабных отключений, сообщает госкомпания «Молдэлектрика».

Эксперт предложил наказать бойца ММА Исмаилова по примеру Долиной

Общественность должна отреагировать на спарринг бойца ММА Магомеда Исмаилова с памятником ветеранам МЧС по аналогии с «отменой» Ларисы Долиной после скандала с квартирой. К этому призвал участник спецоперации член Общественной палаты и директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

Проевропейские министры и оппозиция Сербии потребовали отнять NIS у России

В правительстве и оппозиции Сербии нарастают призывы к отъему российско-сербской нефтяной компании NIS из-за санкций США, заявил основатель партии «Движение социалистов» и бывший вице-премьер Сербии Александр Вулин.

Нигерия заявила о намерении вступить в БРИКС

Министр иностранных дел Нигерии Юсеф Туггар выразил надежду на скорое получение страной статуса полноправного участника объединения БРИКС.

МИД назвал потери Европы за четыре года санкций

Европейские страны за четыре года из-за введенных антироссийских санкций понесли совокупные экономические потери, достигшие 1,6 трлн евро, сообщает МИД России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов