Премьер-министр Румынии Виктор Понта после победы на декабрьских выборах заявил, что поддерживает добычу сланцевого газа в стране. О том же самом сказала на этой неделе президент Литвы Даля Грибаускайте.
США готовы поделиться с Украиной экологически безопасной технологией добычи сланцевого газа
Что касается Румынии, то в стране был пересмотрен де-факто запрет на метод фрекинга – технологию разрыва пластов, с помощью которой добывается газ из сланцев. Одновременно с этим разрешение на добычу сланцевого газа на востоке Румынии получила американская компания Chevron.
Та же самая компания будет заниматься сланцами и в Литве. С руководством Chevron встречалась президент республики Даля Грибаускайте, и она выразила поддержку планам Chevron, несмотря на то, что в Литве достаточно сильны экологические настроения. Ряд парламентариев выступают категорически против добычи сланцевого газа.
В Литве проводится международный конкурс поиска и добычи сланцевого газа. У американской компании все шансы его выиграть, поскольку она – единственный его участник. В случае победы Chevron будет искать сланцы на Шилутско-Таурагском участке в Западной Литве площадью 1,8 тыс. кв. километров.
Специалисты предполагают, что Литва обладает значительными ресурсами этого вида топлива. По неподтвержденным данным, запасы сланцевого газа в Литве могут составлять примерно 100–120 млрд кубометров. В случае победы на конкурсе Chevron инвестирует в разведку 31,2 млн долларов, сообщает Delfi.
Литва стремится снизить свою зависимость от Газпрома, в республике с большой опаской следят за тем, как российская компания ведет диалог с Украиной. Последнее требование Газпрома – заплатить 7 млрд долларов за невыбранный газ – сильно беспокоит Вильнюс. В газете Lietuvos rytas появилось сообщение, что представители власти Литвы обсудили возможные действия, если Газпром предъявит им аналогичные претензии.
«У нас такая же ситуация – каждый год мы расходуем меньше газа, чем обязались, и готовимся к революции сланцевого газа. Поэтому мы должны быть готовы к любому сценарию», – сказал один высокопоставленный чиновник.
И Румыния, и Литва, как пишет Financial Times, действуют с оглядкой на Украину, для которой избавление от зависимости от Газпрома объявлено государственной задачей. Как заявлял премьер-министр республики Николай Азаров, Украина планирует в ближайшие 5–10 лет выйти на добычу сланцевого газа в объеме 20–30 млрд кубометров в год.
Украина активно сотрудничает с другой компанией – Shell. Англо-голландский концерн в мае прошлого года победил в конкурсе на право разработки Юзовского месторождения, расположенного в Харьковской и Донецкой областях. В январе Украина и Shell на Всемирном экономическом форуме в Давосе подписали соглашение о разделе продукции на Юзовском месторождении сланцевого газа, передает РИА «Новости». Американская компания Chevron заключила аналогичное соглашение по Олесскому месторождению.
Также Shell уже в ближайшее время готова инвестировать 6 млн долларов в создание Украинского института нетрадиционного газа, который будет изучать вопросы развития альтернативной энергетики, сообщает BBC. А в среду стало известно, что США готовы поделиться с Украиной экологически безопасной технологией добычи сланцевого газа. Об этом сообщило министерство энергетики и угольной промышленности Украины.
Ранее в Киев приезжал специальный посланник и координатор Государственного департамента США по вопросам международной энергетики Карлос Паскуаль, который встречался с Николаем Азаровым. Он сказал, что благодаря реализации соглашений на добычу сланцевого газа с компаниями Shell и Chevron через 7–8 лет Украина сможет дополнительно получать 25 млрд кубометров голубого топлива в год и стать энергетическим центром в Восточной Европе.
Страны Центральной и Восточной Европы, как считается, имеют весьма внушительные запасы сланцевого газа, что может позволить этому региону повторить североамериканскую «сланцевую революцию». По данным председателя Кембриджской ассоциации исследований в области энергетики Дэниела Ергина, доля сланцевого газа в газовом балансе США сейчас составляет 37%. Сланцевая революция создала в Соединенных Штатах 1,7 млн рабочих мест. Кроме того, по его словам, цена на газ в США сейчас в три раза ниже, чем, например, в Германии.
Главными противниками добычи сланцевого газа являются экологи. Они предупреждают, что технологии извлечения топлива из сланцев наносят серьезный ущерб природе. Франция, к примеру, наложила запрет на фрекинг. Но ситуация может измениться. «Рецессия в Европе побуждает власти в различных странах пересмотреть решение о запрете, особенно в свете того, что сланцевая индустрия в Северной Америке привела к промышленному ренессансу», – говорит специалист консалтинговой компании IHS Energy Кэш Берчет. По его словам, решение Румынии может подвигнуть и других лидеров на изменение отношения к сланцевому газу.
Правда, специалисты говорят, что пока рано говорить о промышленных масштабах добычи сланцевого газа. Летом прошлого года американский нефтяной гигант Exxon Mobil отказался от планов добычи сланцевого газа в Польше, не получив удовлетворительных результатов после бурения разведочных скважин.
До этого Exxon в 2009 году бросил проект в Венгрии стоимостью 75 млн долларов: компания нашла в скважине больше воды, чем газа. И в начале 2012 года Exxon уже говорил о том, что две экспериментальные скважины, пробуренные в Польше в конце 2011 года, оказались нерентабельными. Обнаруженный газ не поступал в необходимых количествах, которые оправдали бы производство.
Крупные залежи сланцевого газа обнаружены в таких европейских странах, как Австрия, Англия, Венгрия, Германия, Швеция. Согласно прогнозам экспертов, добыча нетрадиционного газа в Европе к 2030 году составит 15 млрд кубометров в год. Однако когда дело касается сланцевого газа, никто не застрахован от того, что случилось в Польше: запасы в реальности могут оказаться недостаточными для рентабельного производства.
Впрочем, аналитики предупреждают, что со стороны сланцевой индустрии есть прямая угроза Газпрому. США стали крупнейшим в мире производителем газа в 2009 году. Запасы сланцевого газа в США составляют примерно 20–25 трлн кубометров, что сопоставимо с запасами Газпрома. Если США построят терминалы сжиженного газа для экспорта, то американцы могут стать экспортерами сланцевого газа.
«России надо учитывать эти реалии», – сказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его мнению, России надо активно инвестировать в проекты по добыче сланцевого газа, надо действовать на опережение. «Просто закрыться двумя трубами «Северного» и «Южного потока» можно, но это игра в одни ворота с большими рисками. Необходимо работать там, где есть рынок сланцевого газа. Если есть возможность проинвестировать и работать на американском рынке, то надо это делать. Тащить эти технологии в Россию и здесь с ними экспериментировать я бы не стал. В России и так экологическая обстановка не лучшая», – отмечает эксперт.