«Украина будет вести переговоры с разными органами Таможенного союза с целью оформления нашего сотрудничества в формате «три плюс один». Я хотел бы сказать, что в этом контексте уже есть серьезные подвижки, в частности, с Евразийской экономической комиссией были уже одобрены документы касательно торгового сотрудничества», – сказал Кожара.
В процессе переговоров Украина сможет найти те модальности, по которым будет углублять сотрудничество с Таможенным союзом
Судя по интонации Кожары, речи о полноценном присоединении Украины к ТС не идет. «Я думаю, что в процессе переговоров Украина сможет найти те модальности, по которым будет углублять сотрудничество с Таможенным союзом», – передает его слова «Интерфакс».
Идея привлечения Украины в Таможенный союз, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, витала с того самого момента, когда это объединение было создано. Россия настойчиво предлагала Киеву присоединиться к ТС, обещая хорошую скидку на газ. А Украина наотрез отказывалась становиться членом Таможенного союза, настаивая на сотрудничестве в формате «три плюс один».
Это означает, что ТС как один субъект подписывает отдельный, более расширенный таможенный договор с другим субъектом – Украиной. При этом Киев не становится членом ТС, а лишь постепенно присоединяется к некоторым правилам Таможенного союза. Москву это не прельстило.
Нежелание вступать в ТС объясняется тем, что в этом случае Украина, провозгласившая стратегический курс на евроинтеграцию, не сможет подписать с Евросоюзом соглашение об ассоциации. А она планирует это сделать уже в конце 2013 года.
Причем на Украине нежелание связывать себя обязательствами с Таможенным союзом соседствует одновременно со страхом обнаружить себя в изоляции. Без доступа к российским ресурсам и рынку украинской экономике придется крайне тяжело, признал в конце прошлого года президент страны Виктор Янукович.
«Мы хорошо понимаем, если мы не найдем инструмента сотрудничества с ТС, мы можем многое потерять, что сегодня недопустимо для экономики Украины», – сказал Янукович. Он добавил, что «наши предложения, которые мы обсуждаем уже несколько лет подряд, сводятся к тому, что нам надо присоединяться к некоторым положениям ТС, к тем правилам, которые есть в ТС, и мы с ними должны считаться».
«Обычное присоединение к ТС Украину не устраивает, потому что ей в Брюсселе четко объяснили, что в этом случае она не сможет иметь соглашение об ассоциации с ЕС. Подписание с ТС соглашения «три плюс один» дает это право», – сказал газете ВЗГЛЯД исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
«Украина традиционно пытается лавировать между Россией и ЕС, так как это два торговых партнера, от которых зависит экономическое благополучие страны. В Россию уходит 30% украинского экспорта, в ЕС – 25%. Весь экспорт Украины составляет 50% ВВП. Это значит, что экспорт товаров в Россию и ЕС приносит Украине 25% ВВП. Она не может бросить ни одного из этих партнеров», – объясняет Устенко.
В рамках Таможенного союза уже действует своя нормативная база, существует своя судебная инстанция, а всякие нормативы предполагают установление единых правил игры для всех субъектов. Поэтому Украина попросту требует внесения в нормативные документы специальных оговорок в отношении себя.
«Есть несколько крайне чувствительных групп украинского экспорта, который идет в РФ. Прежде всего это машиностроение. В 2011 году украинской машиностроительной продукции было продано в России на 7 млрд долларов. Это большие деньги по украинским меркам, если учесть, что ВВП Украины составляет 180 млрд долларов. Это не Россия со своими 2,2 трлн долларов ВВП», – указывает Устенко. «Это первая группа, по которой будут идти торги: Украина будет просить снизить ввозные пошлины на машиностроительную продукцию на границе с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Но Россия тут главный партнер», – считает эксперт.
«Также в рамках подписания договора по формуле «три плюс один» может обсуждаться вопрос снижения ввозных пошлин на металлургическую и химическую продукцию Украины, которая также является главным экспортным товаром в Россию. Возможно, торги распространятся также на сельскохозяйственную продукцию», – добавляет эксперт.#{ussr}
Что же касается переговоров с Евразийской экономической комиссией, о которых упомянул Кожара, то взаимодействие с этим органом также складывается для Украины не очень-то просто. Само создание ЕЭК стало для республики неприятным сюрпризом. Если раньше любые торговые споры со странами, входящими в ТС, решались в двустороннем порядке, то теперь Киеву приходится обращаться к этому органу. В итоге в сентябре прошлого года премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что Украина хотела бы работать в составе Евразийской экономической комиссии в качестве наблюдателя.
В конце августа 2012 года министры экономического развития Украины и РФ подписали меморандумы о торговом сотрудничестве и о сотрудничестве в сфере технического регулирования между Украиной и ЕЭК.
Россия уже неоднократно давала понять, что к сотрудничеству по формуле «три плюс один» в рамках ТС не готова. В последнее время разговоры о том, что Украина будет попросту вынуждена вступить в ТС из-за цен на газ, возобновились с новой силой. Это произошло после того, как российский Газпром выдвинул претензии Киеву на 7 млрд долларов за недобор топлива. Но вряд ли это станет решающим пунктом в деле присоединения к ТС Украины.
Олег Устенко подчеркивает, что сейчас перед Украиной не стоит задача во что бы то ни стало принять решение по вступлению или невступлению в Таможенный союз. «Украина объективно находится в таком положении, когда она зависит сразу от двух полюсов – от Брюсселя и от Москвы. И Киев пытается играть сразу на двух направлениях, боясь себе навредить. Если Таможенный союз – это возможность получить более-менее быструю выгоду, хотя бы сниженные цены на газ, то ЕС – это сотрудничество на более отдаленную перспективу», – говорит эксперт. По его словам, Кожара проводит мысль, что Украина будет продолжать искать возможности завязать удобные ей связи с ТС, не вступая в него.
Москва же не собирается ничего менять в своей позиции, требуя сделать однозначный выбор в пользу ТС. Последнее высказывание Владимира Путина по этому поводу не дает оснований думать, что Россия может пойти на уступки. «Речь не идет о присоединении Украины к Таможенному союзу. Для того чтобы речь зашла именно таким образом, мы должны получить официальную заявку Украины о вступлении в Таможенный союз. Такой заявки нет», – сказал Путин в конце декабря прошлого года.
О специальных форматах для Украины не было сказано ни слова. Наоборот, Путин ясно дал понять, что Кремль не шутит и Украине в дальнейшем будет все труднее находить общий язык со своими соседями, входящими в ТС. «Мы не даем Украине нужных квот не потому, что не хотим, а потому, что это отнесено к компетенции наднациональных органов. Наши украинские коллеги думали, что мы шутим до какого-то времени, но поняли, что это не шутки», – цитирует его УНИАН.
И уже в этом году председатель правительства России Дмитрий Медведев заявил, что никаких исключений при взаимодействии с Таможенным союзом не будет. По его словам, Таможенный союз открыт для вступления других стран СНГ, но только на полноправной основе. И он отдельно заметил, что новые участники должны подписать все интеграционные документы, а не их часть, как хотелось бы Украине.Так что, несмотря на вроде бы обнадеживающее заявление Кожары о прогрессе в переговорах, судя по всему, это пока только слова. Ранее уполномоченный по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией, государствами – участниками СНГ, Евразийского экономического сообщества и другими региональными объединениями Валерий Мунтиян говорил, что рабочая группа по вопросу интеграции Украины в Таможенный союз может быть создана уже в текущем году. Возможно, этот орган внесет ясность в дело присоединения.