Механизм гарантии утилизации для автопроизводителей в России будет ликвидирован. Такое «принципиальное решение принято», заявил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Это значит, что российские автопроизводители будут платить утилизационные сборы живыми деньгами, как и иностранные, пояснил он.
Из 316 автопроизводителей механизмом гарантий пользовались 186, остальные выплачивали утилизационный сбор
С введением с 1 сентября 2012 года утилизационных сборов компании, импортирующие машины, должны были платить сборы в виде живых денег. Тогда как автопроизводители, которые собирают машины в России, могли вместо уплаты сбора предоставить властям гарантии безопасности утилизации в будущем.
По данным МЭР, в конце прошлого года в России из 316 автопроизводителей механизмом гарантий пользовались 186, остальные выплачивали утилизационный сбор.
Таким положением дел оказались недовольны коллеги России по ВТО. Еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт неоднократно заявлял, что утилизационный сбор для импортируемых автомобилей противоречит правилам ВТО, так как ставит в неблагоприятные условия европейских производителей. Причем пошлины с ввоза автомобилей из Европы оказались выше, чем до присоединения России к ВТО.
После вступления в ВТО в августе 2012 года пошлины на импортные машины снизились с 30% до 25%. Однако снижение ставок компенсируется утилизационными сборами.
Карел де Гюхт призвал Россию играть по правилам организации и пригрозил разбирательством по вопросу российских государственных мер, потенциально ограничивающих международную торговлю. Россия в свою очередь настаивала на обратном: утилизационный сбор не противоречит правилам ВТО.
Однако по итогам переговоров с Евросоюзом выяснилось, что европейскую сторону не волнует, каким будет уровень утилизационного сбора в России. Оказалось, что ЕК хочет, чтобы «не было разницы между российскими автопроизводителями и иностранными по части утилизационного сбора», объяснял Белоусов. Поэтому Россия решила пойти на уступки.
#{smallinfographicleft=595311}В декабре прошлого года в ходе саммита России и ЕС президент Путин дал поручение в месячный срок проработать вопрос о выравнивании условий применения утилизационного сбора за автомобили. В Минэкономразвития рассматривали два варианта: всех без исключения обязать либо платить живыми деньгами, либо предоставлять гарантии утилизации. В итоге решение было принято в пользу первого.
На данный момент, по словам Белоусова, остались только технические детали. Сейчас готовятся соответствующие нормативные акты, подзаконные акты и проекты постановлений правительства.
Компенсации
Между тем России придется компенсировать расходы на утилизационные сборы инвесторам, которые реализуют проекты в России в режиме промсборки.
«У нас есть закон об иностранных инвестициях, в котором предусмотрена «дедушкина оговорка», согласно которой никакие принимаемые изменения не могут ухудшить условия договора, и мы сейчас работаем с нашими коллегами для того, чтобы компенсировать им убытки от ухудшения условий реализации договора», – объяснил Белоусов (цитаты по РИА «Новости»).
По его словам, подобный прецедент уже был, и он касался работы производителей автокомпонентов в режиме промсборки после присоединения России к ВТО. «Мы приняли закон, который гарантирует тем, кто работает в промсборке, получение дополнительных субсидий в объеме выпадающих доходов, чтобы компенсировать это повышение таможенных пошлин», – сказал министр.
Примерно то же самое планируется сделать и в рамках инвестпроектов для автопроизводителей, которые уже реализуют инвестиционные соглашения и осуществляют инвестиции. «Мы должны в рамках обязательств и просто из соображений справедливости не допустить ухудшения условий их работы», – заключил Белоусов.
В свое время соглашения о промсборке подписали практически все автопроизводители, которые собирают сегодня автомобили в России. В том числе АвтоВАЗ, «Ижавто», группа «ГАЗ» и «Соллерс», которые, скорее всего, также будут иметь право на компенсации.
Сами автопроизводители следят за изменениями правил взимания утилизационного сбора. Однако в российских подразделениях Toyota, Renault и на АвтоВАЗе пока воздержались от комментариев газете ВЗГЛЯД.
Ничего не изменится
Таким образом, те деньги, которые российские автопроизводители будут вынуждены потратить на уплату сборов, правительство вернет в рамках другого правила, правда, пока не говорится, каким образом это будет происходить. В связи с этим не стоит ожидать ни роста цен на иномарки, собранные в России, ни дополнительных доходов в бюджет.
Новое правило уплаты утилизационных сборов, созданное ради компромисса с соседями по ВТО, может не оказать никакого влияния на российский авторынок, считает директор auto-dealer.ru Олег Дацкив.
«ЕК и членство в ВТО давили на РФ. У правительства было два варианта: либо отменить утилизационный сбор, либо сделать его одинаковым для всех. В итоге решили взимать сбор со всех деньгами, а по другому постановлению вернуть их (отечественным производителям). По сути дела это документальные уловки. Единственное, эти деньги на какое-то время будут выводиться из оборота, «зависать». Однако, думаю, что в этом случае деньги будут возвращаться гораздо быстрее, чем обычно их возвращает правительство, например, по тому же возмещению НДС», – говорит газете ВЗГЛЯД Дацкив.
Дополнительный доход за счет новых правил уплаты сбора бюджет, скорее всего, не получит, так как эти расходы будут компенсированы. Общий объем компенсаций иностранным производителям, работающим в режиме промсборки, за год может составить около 84 млрд рублей, если считать по среднему размеру сбора в размере 63,75 тыс. рублей, посчитал инженер-эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Игорь Смирнов.
Зато в бюджет по-прежнему будут поступать доходы от сборов с импортеров. Федеральная таможенная служба ранее подсчитывала, что только за два месяца после введения утилизационных сборов доходы федерального бюджета составили 7,3 млрд рублей. В итоге за год может быть собрано 43,8 млрд рублей или 1,5 млрд долларов.
За 20 лет, по оценкам PricewaterhouseCoopers, бюджет получит 20 млрд долларов дохода от утилизационных сборов с импортеров легковых автомобилей (то есть в среднем по 1 млрд долларов в год).
Кстати, с иностранных производителей, работающих в рамках промсборки, бюджет мог бы выручить куда больше дохода, чем с импортеров. Потому что в Россию ввозится меньше автомобилей, чем производится внутри страны.
Так, объем производства иномарок в России по итогам 2012 года составил 1,329 млн штук (не считая еще 530 тыс. автомобилей, собранных АвтоВАЗом). Импорт же достиг чуть более 1 млн легковых автомобилей. По прогнозу «Автостата», в течение пяти лет импорт в Россию сохранится на уровне от 900 тыс. до 1 млн легковых машин, тогда как объемы внутреннего производства будут расти.
По данным PwC, на начало 2013 года парк легковых автомобилей в России составил около 36 млн машин. Исходя из того, что средняя продолжительность жизни автомобиля составляет 16 лет, все эти 36 млн «легковушек» должны быть утилизированы к 2033 году, считают эксперты PwC. На утилизацию всех ввезенных машин за эти 20 лет потребуется всего лишь 1 млрд долларов.